Епископ Тихон (Шевкунов) рассказывает. В «Прологе» - известном сборнике православных преданий – есть история про епископа, славившегося ужасным характером в городе, который был ему вверен ему. Горожане, устав терпеть его бесчинства, стали горячо молиться Богу, Который ответил, в конце концов, одному из них: «Искал для вас хуже – но не нашел».
Из этой истории можно вынести один урок. Нет ничего случайного в человеческой жизни, все подчинено воле Господней. И противление ей – есть тяжкий грех, корень которого – в гордыне, от которой пал Люцифер. Ему становится подобным человек, который хочет противиться власти, которая дана Богом для вразумления, наказания и поощрения. «Всякая власть от Бога, и противящийся власти противится Божьему установлению», – сказал апостол Павел. Это было время Нерона, жесточайшего из императоров Рима, беспощадно истреблявшего христиан. И что, апостол Христов велел противиться ему? Нет! Почему же?
Основной принцип бытия – это принцип структуры. При нарушении этого принципа бытие превращается в небытие. Когда распадается атом, он выделяет радиацию, которая поражает живое. То же мы наблюдаем при распаде общественных порядков. Радиация Октябрьской революции – это гражданская война, погубившая сотни и тысячи жизней, это гонения на христианскую Церковь, когда было истреблено множество священников, монахов и простых верующих, это распад моральных устоев – как в области жизни личной, так и социальной. Предпринимаемые сейчас попытки восстановления структуры заслуживают уважения, но сопротивление им со стороны либералов, русофобов, сионистов, масонов и сатанистов. Как нам возродить Россию?
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Некий старец сказал: "Тот монах, который от души предаст себя повиновению духовному отцу, имеет большее воздаяние, чем тот, кто живет отшельником в пустыне". К этому он добавил: "Один из отцов сказывал, что он видел четыре чина в Небе. Первый чин состоял из больных, благодарящих Бога, второй - из принимающих странников и служащих ближним. Третий - из жительствующих в пустыне, лишенных человеческого общества. Четвертый - из тех, которые повинуются духовным отцам и находятся в послушании у них ради Бога. Чин проходящих послушание украшался золотой цепью и венцом и имел большую славу, чем три первые чина. Я спросил того, кто показывал мне все это, почему этот чин имеет большую славу? Он ответил: "Потому, что принимающие странников делают это по собственной воле. И отшельники по собственной воле оставили человеческое общество. Но чин, предавший себя послушанию, находится в совершенной зависимости от Бога и от духовных отцов, потому и имеет большую славу". Благое дело - послушание, проходимое ради Бога. Наследуйте, хотя бы отчасти, эту добродетель! Послушание - спасение для всех верующих. Послушание порождает все добродетели. Послушание - дверь в Царство Небесное... Послушание - пища всех святых: воспитанные им, как молоком, они при посредстве его достигли совершенства».
Итак, с точки зрения православной традиции, которая проверена веками, которая дала миру великую русскую цивилизацию, послушание – это таинство. Таинство, которое открывает человеку волю Божию за отречение от своей. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Все, что ни приказывает старец, они без всякого исследования спешат исполнять, как Божие повеление, так что иногда с полным доверием, усердием, без всякого колебания принимаются за исполнение невозможных приказаний и из уважения к своему старцу не думают об их исполнимости». Святого Акакия его духовный отец замучил своими повелениями до смерти, после которой последний стал молиться и каяться, на что получил ответ, что послушание ведет ко спасению. Итак, человек ради послушания должен быть готов даже к смерти. Интересный пример из агиографической литературы – это житие св. Серафима, где говорится: «Св. Серафима Саровского часто посещал Михаил Васильевич Мантуров, который многие годы тяжело болел и которого старец исцелил. Когда Мантуров заболел злокачественной лихорадкой, старец послал за его сестрой Еленой Васильевной. Она явилась в сопровождении послушницы Ксении, которая и пересказала потом разговор, состоявшийся между ними. – Радость моя, – сказал ей о.Серафим, - ты меня всегда слушала. Можешь ли и теперь исполнить одно послушание, которое хочу тебе дать? – Я всегда слушала вас, батюшка, – отвечала она, - послушаю вас и теперь. – Вот видишь ли, говорит старец. – Вышло Михаилу Васильевичу время умирать, он болел, и ему нужно умереть. А он нужен для обители, для сирот Дивеевских. Так вот, и послушание тебе: умри ты за Михаила Васильевича. – Благословите, батюшка. Вернувшись домой, Елена Васильевна больная слегла в постель, говоря: "Теперь я больше не встану". Она соборовалась, приобщилась святых тайн и через несколько дней умерла. За три дня до кончины о. Серафим прислал для нее гроб. Мантуров же прожил после этого еще двадцать лет».
Воля человека настолько поражена грехопадением, что всякое доброе движение оборачивается злом. Прекрасно писал об этом Свт. Игнатий Брянчанинов: «Грех столько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Отвержение греха, сроднившегося душе, соделалось отвержением души. Такое отвержение души необходимо для спасения души. Отвержение естества, оскверненного грехом, необходимо для усвоения естества, обновленного Христом. Выкидывают из сосуда всю пищу, когда она отравлена ядом; сосуд тщательно вымывают, потом уже влагают в него пищу, долженствующую поступить в употребление. Пища, отравленная ядом, по всей справедливости и сама называется ядом.
Чтоб последовать Христу, предварительно отречемся от своего разума и от своей воли. И разум и воля падшего естества вполне повреждены грехом; они никак не примирятся с разумом и волею Божиими. Соделывается способным к усвоению себе разума Божия тот, кто отвергнет свой разум; соделывается способным к исполнению воли Божией тот, кто отречется от исполнения своей воли».
Можно возразить, что сейчас нет духоносных отцов, и этот опыт не применим к настоящему времени. Но, как пишет епископ Тихон (Шевкунов), это объясняется скорее отсутствием истинных послушников. Если же человек отдаст свою волю в руки Господа через послушание, то Всевышний ответит ему. Ибо ничто так не благостно перед Богом, как смирение и отсечение своей воли, пораженной грехом, как раковой опухолью. Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-35). Но что значит – пойти за Христом? Это значит – пойти за Церковью, которая есть Тело Христово. Это значит – пойти за Отцами, забыв свои амбиции и похоти. Это значит – повиноваться земным начальникам... Человек не может жить по своей воле, если хочет спастись. Еретики любят говорить о мистическом интуитивном постижении Бога. Но они никак не поймут, что Бог не войдет в нечистое сердце. От этого будет беда для самого человека. Все расколы, все ереси возникли от гордыни и своеволия. А от послушания рождались святые. Те же, кто хотел поступить согласно своим желаниям, впадали в прелесть. Пример – католические святые, такие как Франциск Ассизский, Тереза Авильская и другие.
Велико значение послушания в семье. Русская семья в кризисе, потому что жена перестала повиноваться мужу своему, как образу Бога, дети перестали покоряться воле родителей. А мы, мужчины, зачастую переставали осознавать свой долг перед Богом и выполнять его. Но, когда осознание священного долга вернется к нам, а к женам и детям – желание покорить себя воле мужа и отца, – тогда семья возродится. Мы знаем трагические примеры непослушания воле родителей. Нам могут возразить, что например, многие выдающиеся творческие люди стали таковыми из-за своего непослушания. Может быть, и не стали бы, но, по учению святых отцов, лучше отречься от душевных способностей, чтобы приобрести духовные. А эти самые творческие люди стали проводниками демонического начала в своих произведениях. Стоит привести примеры таких великих мастеров музыки, как Роберт Шуман и Гектор Берлиоз (Гуревич С.А. «Страницы биографии Шопена и Шумана, рассказанные врачом», М-СПб, Московский философский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000; также Левик Б.В. «Музыкальная литература зарубежных стран» М.1953 г.). Только через повиновение похвальна реализация личности!
Многие теперь любят бесноваться и хулить святую Церковь, особенно Патриарха. У всех руки чешутся написать про его Мерседесы или золотые часы. А это – тоже послушание, которое наложила на него Церковь для смирения. Его хулят – он терпит. Он смиряется, когда ему приходится слушать бесовскую музыку на концертах в Большом театре – мероприятиях, значимость которых требует его присутствия. Хочешь, не хочешь, - надо идти. И сохранять внутреннюю тишину. Как говорил Силуан Афонский – надо держать ум во аде и не отчаиваться. Так и поступает руководство Церкви. И за это, даст Бог, будет помилован. А те, кто, развалившись в кресле, пьют кофе с коньяком и поливают грязью Святейшего, – будут преданы огню осуждения, если не покаются.
Иван Андреевич Куклин (21 марта 1943 года — † 31 декабря 2016 года), писатель
4. Re: Значение структуры в обществе и семье
3. «Искал для вас хуже – но не нашел»
2. Ответ на 1., рудовский:
1. Re: Значение структуры в обществе и семье