Размышления перед зимними окнами...

К 75-летию со дня рождения автора (21 марта 1943 - † 31 декабря 2016)

Бывший СССР 
0
501
Время на чтение 18 минут

 


Сижу перед окнами старого новосибирского дома. Двор заснежен. Прежде чем выйти на улицу, надо надеть хорошие сапоги, чтобы не увязнуть в снегу, который застилает все кругом. Все погружено в белизну. Занимательно, что многие народы мира воспринимали этот цвет как символ Вечности. Они благоговели перед ним - и боялись. Ибо сущность вечности непостижима человеческому разуму, тем более - находящемуся в грехопадении и неспособному к познанию высшей реальности. Человек слаб. Чрезвычайно слаб. Ничтожный в масштабах Космоса ветер вырубит электричество - и всё, ты чувствуешь себя парализованным. Отключат воду - ты не знаешь, как напоить себя. Раньше люди при свете свечей создавали великие творения, совершали великие открытия. А что теперь? Деградация интеллектуальных и гностических способностей человека началась при грехопадении, продолжается она и теперь, напоминая график математической функции, стремящейся вниз, в бездну, имеющей своим пределом минус бесконечность, холодное веяние которой ты порой ощущаешь. Народы, не познавшие Бога, боялись этой самой «минус бесконечности», потому что без веры (не какой-либо, но истинной, Православной), ты не сумеешь поставить в жизненном графике точку перегиба и устремить его к «плюс бесконечности». Не сможешь. Никогда. Только с Церковью Православной. Иначе, если ты захочешь без Православия достичь истины - тебе обеспечен огнь адский, неугасимый и несносный. Не будет тебе пощады et nunce, et sempre et saecula saeculorum

Путь к истине тяжел. Людям мира сего он противен. Поэтому они гонят мысли о вечности любыми способами - музыкой, поэзией, танцами, театром, пьянством, курением, наркоманией, развратом, содомией и прочими делами бесовскими. Покайфовал под Генделя или Бетховена, напился, выкурил пачку сигарет, почитал Байрона или Лермонтова, сходил в бордель - и ни одной мысли о вечности. Церкви пустуют - полны концертные залы, куда сыны мира сего идут слушать богомерзкую блудную музыку <...> полны театры с репертуаром, где сплошь и рядом грубый разврат (уже изящный разврат в духе классической драмы великих сынов мира сего Шекспира, Островского давно не в почете); полны прочие увеселительные и развратные места - бани, сауны, публичные дома и прочее.

Вспоминается мне моя грешная молодость. Как я бегал за консерваторщицами, и никакая музыка классическая, никакая поэзия изящная не мешала реализовываться страстям. Возможно, она чуть-чуть гармонизировала мои эмоции, но поддерживала, как теперь, по прошествии многих лет, мне кажется, страсть в утонченном виде сохранялась и, в то же время подпитывала гордыню - «Ты выиграл сражение со страстью, ты - настоящий мужчина, победитель!». Как слушал я сонаты мерзкого богоотступника Бетховена, взмывающие сердце ввысь, а на самом деле - возводящие на высшую ступень гордыни. А человек,, непонимающий ничего в духовной жизни, сын мира сего, служитель князя мира сего (то есть сатаны), любитель классической музыки, чувствует будто бы приближение к Богу. Это напоминает то состояние, которое Отцы Церкви называли прелестью. Но что еще ожидать от мира сего? Тем более, эти самые классики вели самый развратный образ жизни... Тем более, эти самые классики вели самый развратный образ жизни. Моцарт - развратник, безбожник и масон, Бетховен - вольтерьянец, развратник и богохульник, <...> и так далее. И человечество преклоняется перед этими..., вместо того чтобы обратить взор к наследию Православия - к Игнатию Брянчанинову, которого поносят еретики со страшной силой. Разврат кругом! Человечество летит в пропасть и наслаждается полетом.

Кажется порой, что нет выхода из кризиса. Но стоит стать мужчиной, включить волю, сжечь все светские книги, выбросить на помойку записи Баха и Бетховена (предварительно стерев в порошок, чтобы сыны мира сего не прельстились), заполнить полки книжных шкафов книгами отеческими, святыми и питаться ими, как хлебом насущным, не пытаясь постигнуть своим падшим разумом истины. Разум человека пал, он предрасположен греху, который стал естественным состоянием человека. С самого детства проявляется и растет греховность. Все чувства наши направлены ко злу. Ничего доброго нет в сердце, и не может быть после грехопадения. Всяк человек - ложь, сказал Пророк. Человек не способен сам достичь истины, это - прелесть сатанинская! Если человек творит добро по естеству - то он творит зло, так как в большинстве случаев мы делаем что-либо по разгорячению крови, от чего нас предостерегает Бог устами Святых Своих. Но еретики и богопротивные безбожники не хотят вверить сердце и разум в руки святых отцов, а делают сами, следовательно, идут в пропасть ко злу, вместе с бахами, бетховенами, шиллерами, байронами, лермонтовыми, ... лениными и гитлерами, джексонами и леннонами, имя им - легион!

Итак, путь к добру - полное... послушание Церкви. А кто думает иначе - да будет ἀνάθεμα!

декабрь 2014 года

 

La musica

Мысли о музыке из переписки с друзьями.


ИЗ ПРОШЛОГО...


•       ВОСПОМИНАНИЯ О МОЛОДОСТИ. Я прекрасно помню, как бегал за консерваторщицами в молодости, и никакая музыка классическая, например, произведения Баха, Генделя, не мешала. Возможно, она чуть-чуть  гармонизировала мои эмоции, но поддерживала, как теперь, по прошествии многих лет, мне кажется, страсть в утонченном виде и, в то же время, думается, подпитывала гордыню - «Ты выиграл сражение со страстью» и так далее. Тот же Бетховен, который взмывает твое сердце ввысь, на самом деле возводит его на высшую ступень гордыни, а человек непонимающий чувствует будто бы приближение к Богу. Это напоминает то состояние, которое Отцы Церкви называли прелестью. Но что еще ожидать от мира сего?

•       ВОСПОМИНАНИЯ О ЗРЕЛОСТИ.  Я чувствовал ущербность материализма, слушая Баха, Генделя, я восхищался их величественной гармонией и понимал: не могут теперь, в эпоху безверия, творить такое. С другой стороны, я видел обратную сторону музыки: ее служители, особенно женщины, чрезвычайно сенсуальны (то есть чувственны), в них силен артистизм (верно Феодосий Кавказский наименовал музыку лицедейством), те же человеческие страсти. В молодости я любил слушать концерты. Потом любовь прошла - я чувствовал эту атмосферу театральности, которая вторгалась в меня и создавала некую дисгармонию. Потом предпочитал слушать музыку дома. С возрастом для меня стала приемлемой старинная музыка - Корелли, Бах, Гендель. Но однажды я посетил мощи святого отца. Овладело мною чувство, доселе незнакомое. Я думал, может ли музыка его выразить? Нет, не может. Это ощущение требует тишины, покоя. Нашел я тогда дома пластинку с русской музыкой XV века. Послушал стихиру Федора Крестьянина. Вот - музыка духа! А не вся эта красивая католическая мерзость! Все эти бахи, гендели, как я говорил уже - они лишь приподнялись над землей, но не сумели преодолеть до конца ее тяготения. В них чувствуется сладостное упоение этим миром, иногда доходящее до настолько облагороженных форм, что люди зовут эту музыку духовной. Но это - ересь бесовская, прелесть сатанинская! Еще интересное наблюдение: когда молишься по-настоящему, внутренне, чувствуешь вхождение ума в сердце, как говорили Отцы. А музыка не входит в сердце, она теребит предсердие. Может, это странное сравнение, но о похожем говорил отец Рафаил (Карелин). И, наконец, хоть и привела к вере меня эта еретическая и богопротивная музыка гнилого католико-протестантского запада, но теперь я думаю, что лучше бы я пил воду из чистого источника, читал Святых Отцов, доверил бы им свой разум, а не мудрствовал лукаво, «кайфуя» под эту классику, почитаемую сынами мира сего (то есть, служителями его, в конечном итоге, работниками того, кого зовут kosmokrator).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МУЗЫКЕ


•       О прогрессе музыкального искусства и судьбах артистов. В чём Вы видите подлинный прогресс музыкального искусства? Я, например, вижу лишь регресс - если Бах еще пытался воспеть Господа, то чем дальше - тем больше отдалялись от Него, Бетховен грозил кулаком Небу, Паганини хвастался сделкой с Дьяволом, Скрябин хотел сделать Мистерию, которая преобразила бы мир без Бога... Где прогресс? нет его. Он - в приближении к Абсолюту, который способен выразить только один музыкальный язык. Но что делать симфоническим оркестрам и т. д. Но, конечно, это все равно, что спрашивать: "Что делать публичным домам?". Невелика разница: консерватория - это сборище синагогических куртизанок, а там - обычных, нефарисействующих. Еще неизвестно, кому больше градусов дадут черти в аду...

  • ИСКУССТВО И МОРАЛЬ. «Стрекоза и муравей» - это предостережение от развлечений века сего, каковы музыка, театр и прочее. Самое страшное, что человеку опасно развивать свои способности, не очистив душу. Особенно в музыке, которая действует помимо слова, «проникая в сердце, минуя разум» (так говорил режиссер Ингмар Бергман о кино, и это же во стократ более относится к музыке). Я понял, что музыканты - это просто более утонченные актеры, или идолопоклонники. Как говорил я раньше (уже в молодости): музыкант - это либо актер, либо служитель... То есть лицедей или идолопоклонник. А Вселенская Церковь одинаково осуждает и тех, и других, не допуская до Святой Чаши. Так проживешь, расчёсывая сердце звуками скрипки, а когда придёт пора отвечать, тогда что я предъявлю? Вы верно пишете о вреде музыке. Она, в большей или меньшей степени, - патология (от слова παφος). Я помню, как у меня еще в молодые годы поднималось давление от симфоний Бетховена, что подогрело мою давнюю гипертонию, которая дает знать себя и теперь.

•       О ТОМ, ЧТО МУЗЫКА ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬСЯ ВО СЛАВУ БОЖИЮ. Это верно, но католики тоже Бога славят. Молитвенный опыт, выраженный в музыке, может быть прелестным, бесовским. Игнатий Брянчанинов пишет: «В новейшие времена языческая жизнь явилась первоначально в недре папизма; языческое чувство и вкус папистов выказываются с особенною яркостию в применении искусств к предметам религии, в живописных и изваянных изображениях святых, в их церковном пении и музыке, в их религиозной поэзии. Все школы их носят на себе отпечаток греховных страстей, особливо сладострастия; там нет ни чувства целомудрия и благопристойности, ни чувства простоты, ни чувства чистоты и духовности. Таковы их церковная музыка и пение. Их поэт, описывая освобождение Иерусалима и Гроба Господня, не останавливается призывать Музу; он воспевает Сион вместе с Геликоном, от Музы переходит к Архангелу Гавриилу. Непогрешающие папы, эти новые кумиры Рима, представляют собою образцы разврата, тиранства, безбожия, кощунства над всем святым».


•       ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ НА МУЗЫКУ. Лютеранство - это ересь, следовательно, когда слушаешь музыку еретика, то ты приобщаешься духа ереси, то есть, не исключено, духа бесовского. <Лютеранизм. На вопрос - ответ настоятеля Сергиевой пустыни отца архимандрита Игнатия (Брянчанинова). 1 марта 1844 г.> это - слово Игнатия Брянчанинова. А он не мог ошибаться. Так как после смерти явился духовной дочери и сказал ей: все, что написано в моих книгах, все - истина

  • различия в музыкальной традиции как раз из-за различия в религии.

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКИ.


•       ДРЕВНЕРУССКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ И МУЗЫКА ЗАПАДА.
Насчет древнерусских распевов - я согласен с Вами. Выражаясь по-мирски, это музыкальный язык богов. Даже жалко, что в то время, когда это искусство было в своем подлинном расцвете (теперь мы видим лишь реконструкцию, другое дело, зачастую художественно прекрасную), наша страна была вела достаточно изоляционистскую политику. Это было хорошо, так как народ наш был защищён от всех тех ересей, которыми наполнен до предела Запад, но, с другой стороны, европейские народы с бОльшим трудом могли приобщиться к русскому искусству того времени, искусству, которое было от Бога, о котором и подумать не могли иноземные богоотступники. Возможно, если бы тот же самый Иоганн Себастьян Бах услышал бы эти распевы, он бы сказал "Вот где подлинная музыка во славу Божью! Все мои хоралы - это лишь чистая дрянь по сравнению с русскими распевами. Заняться бы ими до конца  дней своих и прославить Бога истинно!" Мне так думается, хотя музыка этого великого мастера дышит космофилией (о чем убедительно говорил отец Рафаил (Карелин)). Самые совершенные и возвышенные его хоралы дышат духом Запада, ты так и хочешь представить готический храм во всей его сурово-холодной красе. Наши храмы несут внутреннее тепло, здесь есть определенный метафизический холод. Бах не мог иметь подлинного духовного опыта, поэтому Божественное бытие было для него абстракцией, к которой он всё-таки стремился, но не мог достичь, ибо вне Церкви - нет спасения, а следовательно, и верного мистического познания. В его музыке слышны подмены, очень тонкие, но выраженные. 

  • ПЕСНОПЕНИЯ ЦЕРКВИ И МИСТИКА МОЛЧАНИЯ. Если еще раз вернуться к русским распевам, я постараюсь высказать свои переживания. Поначалу я воспринял их как некую чуждость своему духу, но затем я понял смысл этой чуждости. Душе, заполненной мирскими звуками, не дано понять таинство молчания (silentium). Всякая музыка разрушает духовную тишину, она не совместима с ней. А распевы являются именно таким уникальным языком, который дает опытно познать мистическую красоту Православия, понять сущность Святой Веры Божьей. Поэтому музыка - это изобретение дьявола, которое благочестивые христиане почитали достойным пламени. Интересен случай, что жена одного известного православного священника, ставшего старцем и умершего во Бозе в 2000 году, была известной скрипачкой, а когда пришла к вере, - продала скрипку и отменила все концерты. Вот так говорит духовная интуиция человека, с которой спорит гордый рассудок. Но в конечном итоге рассудок проигрывает. Хорошо, когда здесь, а когда там (на том свете) - то совесть будет жечь человека огнем неугасимым.


•       ОБ АНГЛИЙСКОЙ СЮИТЕ БАХА. хорошая музыка. но, может быть, эта музыка нравится моему падшему естеству. А человек рожден для страдания. Почему ты понимаешь, что св. Отцы правы? Потому что их писания ломают твою душу, не дают тебе надежды на "нормальную" жизнь. Поэтому бесы и их наместники на земле - либералы ненавидят Игнатия Брянчанинова. человек рожден страдать и трудиться. Ему нет утешений в падшем состоянии. Надо заполнить душу делами доброделания и милосердия. А то скажут на том свете: "поди, попляши", как в басне И. Крылова

•       О ТОККАТЕ, АДАЖИО И ФУГЕ ДО МАЖОР (КОММЕНТАРИЙ К АНАЛИЗУ В СТАТЬЕ «ДУМА О МУЗЫКЕ»). Я делал выводы, опираясь на данное исполнение (ГАСО СССР под управлением Лео Гинзбурга, оркестровка Л. Вайнера), так как в свое время оно произвело на меня впечатление. Как говорил Антоний Сурожский, молодость горит, а старость издает тихий свет. Вот я и повелся в свое время на страсти бесовские. 


•       ОТВЕТ МЕЛОМАНУ.

Вы пишете о непонятности моего определения анализа музыки с позиций Православной веры. Мой анализ имеет не музыкальный, не музыковедческий, а психологический характер. Я согласен с Вашим замечанием по форме, а не по существу. Между прочим, в музыке очень часто психологические и субъективные образы запечатлеваются в веках, что мы видим, например, с известными симфониями Моцарта, сонатами Бетховена, которым давали названия отнюдь не сами авторы. С другой стороны, есть устоявшиеся каноны, по которым кодируют определенные чувства (например, квартовые интонации кодируют волевые порывы, секундовые - грусть и т. д.). И по чувствам многих можно делать выводы. Мое определение «с позиций Православной Веры» - неверно, лучше - «традиции» или даже «аскетики». Я сопоставлял чувства, заложенные композиторами, с чувствами, заповеданными и запрещенными христианам.

Насчет оценки творчества музыкантов Вы задаетесь вопросом, откуда ее можно взять. В Социальной концепции РПЦ, упомянутой Вами, музыка хвалится, но мнение Церкви выражено в постановлениях Соборов, Апостольских правилах, в ряде которых есть осуждение игры на скрипках и на других инструментах. В работах святых отцов есть много цитат, которые недвусмысленно осуждают музыку. Да, есть и иные мнения, но мнение Церкви - в согласии большинства Отцов. Если мы подсчитаем «голоса» с той и с другой стороны - я не уверен, что опередят почитатели музыки. Да и если нарастить искусственно с помощью нейтральных и уважительных голосов, то они будут за счет двух причин: незнания в достаточной степени музыкального искусства данным Отцом и святоотеческая осторожность в осуждении, а также разговоры об идеале музыки, то есть к тому, к чему надо стремиться музыкантам. Но, как, между прочим, и Вы пишете, музыка столетиями все больше и больше отходила в сторону воспевания греховных страстей. Вы отмечаете Баха как последнего великого Музыканта. Я отчасти согласен, но в его творчестве уже проявился тот букет страстей, который был взращен последующими поколениями.

Насчет музыки в Ветхом завете. Не все, что было в Ветхом завете, должно быть в Новом. Никто ведь не призывает побивать камнями за грехи. А насчет музыки - некоторые отцы понимали упоминания инструментов аллегорически - например, «псалтирь души». Такие мысли я встречал в произведениях, например, Василия Великого или Климента Александрийского Даже если и это не так, то мы не знаем музыки того времени. И классическая музыка вряд ли - преемница того искусства. Корень ее - ересь католицизма. Итальянский монах Гвидо Д'Ареццо придумал ноты в 1090-х годах, уже после отпадения папистов от Святой Церкви (1054). И третий аргумент против - великая прелесть почитать себя продолжателями святых.

Допустим, действительно некоторые отцы чтили музыку и слушали ее. Но они могли себе это позволить как послабление после тяжелой битвы. Но мы не имеем прав на такие льготы, ибо мы не то что исповедовать Христа во время гонений, но даже элементарные заповеди исполнить. Надо душу свою направить на покаяние, милосердие и доброделание, а не тешить своё тщеславие и похоть очес.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ.

  • У коренных представителей северных народов больше негритянской кожи, чем Божьей музыки среди классики

2014 - 2015, сост. 14 октября 2015

 

Космос Баха

330-летию со дня рождения великого композитора посвящает автор

        2015 год знаменателен для музыкальной общественности многими датами, среди которых - юбилей одного из величайших композиторов Запада, Иоганна Себастьяна Баха. Цель этой небольшой статьи - проанализировать его музыку и вызываемые ею чувства с позиции Православной Веры, возрождение которой наметилось в последние 25 лет, но со многими примесями, которые были вызваны формированием безбожного сознания в течение 75 лет безбожной власти (хотя причины этого коренились очень давно).

        «Я бывал и в католических, и в протестантских храмах, они больше похожи на величественные памятники былому могуществу веры» - так говорил великий, теперь уже покойный писатель Валентин Распутин. Похожие мысли высказывает святой Игнатий Брянчанинов в очерке про Валаамский монастырь (первый том Аскетических опытов), описывая близлежащую кирху. Это очень глубокая мысль. Когда ты входишь в православный храм, ты чувствуешь внутреннюю теплоту. Слабый свет свечей, старинные иконы, - всё это способствует созданию душевной тишины и молитвенного настроения. А в западных храмах - холодные взгляды статуй, величественный орган - все это подавляет тебя, показывает тебе мощь космической силы. Но там нет внутренней встречи с Богом. Тебя давит космос...

Подобный характер, схожий с архитектурой готических храмов, имеют многие органные произведения Баха. Притом этот характер меняется от грандиозности до интимности, от мощи к внутренней тишине, которая похожа на молитву, обращенную к безликой вечности. 

Наиболее известное творение Баха - это его Токката и фуга ре минор для большого органа. Это, несомненно, одно из величайших произведений человеческого искусства. Когда начинаешь ее слушать, то будто испытываешь голос из вечности. Но голос этот обращен в никуда. Ты не имеешь никакого отношения к безликой силе космоса, который существовал и существует. Ты в нем - нуль. Затем, после вступления в регистре pricipial, начинается игра органиста в другом регистре с более сглаженным звуком. Эта музыка похожа на витраж старинного замка, а может быть, на кусочки зеркала во дворце Снежной Королевы из знаменитой сказки Андерсена. Те, кто еще не забыл, правительница обещала Каю все, если бы он собрал слово «Вечность». Но он не сумел этого сделать. Так же и земная музыка предлагает тебе семь нот, из которых ты можешь построить грандиозные творения, воспеть песнь любимой, нарисовать пейзаж - словом, сделать практически все. Все, кроме постижения вечности, которое доступно только внутри религиозного опыта Православия. И то, в мире музыкальном оное существует только в знаменном распеве, искусство которого в значительной мере забыто, но меры по его восстановлению предпринимаются, зачастую довольно успешно.
        Другое его произведение для органа - это Токката, адажио и фуга до мажор, - сравнительно известная музыка, которую много раз аранжировали для других инструментов и ансамблей. Пожалуй, самый известный образец - переложение для фортепиано, написанное Феруччо Бузони, великолепно исполнявшееся Владимиром Самуиловичем Горовицем. Характер данного творения иной - это не безликий голос космоса, а твердое шествие по земле героя к цели, особенно в первой части. В чем-то эта музыка предвосхищает гордые порывы симфоний и сонат Людвига ван Бетховена. Адажио - это печальная песнь, похожая на плач покинутого человека. В конце звучит волевой порыв и начинается праздник - фуга. Но эта радость - преходящая. В христианской традиции радость - в смирении, а не в гордости и тщеславии, которые приводят зачастую к трагедиям, как личным, так и историческим. Но музыкантов это мало волнует, ибо они служат Музам для удовлетворения своего сладострастия и гордыни. Как говорил Иоганн Кунау:

«Когда я рассматриваю истоки музыки, то прихожу к заключению, что они коренятся в чувственном наслаждении. Музыка прежде всего имеет целью доставить обманчивое наслаждение нашей чувственной природе и при этом не считается с тем, наносит ли это вред благопристойности и добрым нравам». Конечно, Бах на словах старался служить Богу. Но что получилось на деле? Можно ли его творения назвать христианским искусством? Мы не можем дать удовлетворительного ответа на этот вопрос.

        Особенно выделяются Бранденбургские концерты. Они преисполнены чувственности и сладострастия, иногда смешанного с утонченным унынием, как в медленных частях, например, adagio Первого концерта. Эти впечатления погашают всякую нездоровую горячность сердца, гнев и ненависть. Ты чувствуешь глубокое блаженство, которое охватывает тебя. И это наслаждение называют духовным. Называют люди, которые лишились древних русских православных традиций и стали духовно индифферентными, мешая, как колбасы в сборной солянке, в одной чаше достижения православия с буддизмом, индуизмом, иудаизмом и т. д. Но какое согласие между Христом и Велиаром (2 Кор. 6, 15)? Нет его и быть не может. Истинный корень этого наслаждения - это дух блуда, изменивший свою тактику с жесткого наступления, похожего на движение танковой колонной, к мягкой и изысканной беседе, подобной разговору переодетого шпиона...

        Таковы его Симфонические сюиты. Например, знаменитейшая из них - Третья. О ней я писал в своей статье «Дума о музыке».

        Те же чувства утонченного сладострастия выражены в его «духовных» кантатах. Такова одна из известнейших - Ich habe genug BWV 82. Если вчитаться в текст, то поразишься его структуре, похожая на страстный вопль героя-любовника, поющего серенады под окнами своей возлюбленной. Это отмечал даже экуменист и модернист игумен Петр (Мещеринов), перу которого принадлежит перевод кантат на русский язык. Он говорил, что приходилось подбирать на русском языке такие выражения, которые не столь сильно выражают сладострастие, которое он называет особенностями западного типа мышления (впрочем, весьма правильно, только он ставит менталитет выше веры, что приводит к индифферентизму в отношении к различиям в религиозном опыте и догматических учения). И такие же эмоции переносится в область отношений с Богом! Что это, как не признак бесовской прелести! Правильно писал Игнатий Брянчанинов об утонченном сладострастии в искусстве!

        Вспомнили мы еще его бесценное творение, хорошо темперированный клавир. Богоборец и розенкрейцер Гёте, когда слушал эту музыку, чувствовал, что беседует с Вечностью. Но это не личная беседа, а холодная медитация, похожая на бесовский буддизм. Не православный это дух... Бах - это лучший выразитель протестантизма в музыке. Биограф композитора Базунов, живший в XIX веке и написавший биографический очерк о великом человеке для серии «Жизнь замечательных людей», которую издавал тогда Ф. Павленков: «Мы уже имели случай говорить, что религиозное воодушевление, которое всегда лежало в основе церковной музыки Баха, было проникнуто некоторым специально протестанским оттенком. Оттенок этот, трудно передаваемый словами, признается, однако, всеми исследователями и знатоками музыки Баха и чувствуется, в самом деле, весьма осязательно». Это - слова светского исследователя, образованного человека, а в то время учили не в пример нашим. Сам Рахманинов вспоминал: «Можно было не сомневаться, что обладатель диплома «Свободный художник», выпущенный из любого из этих учебных заведений (из Московской или Петербургской консерваторий - И. К.), был настоящим музыкантом и знал свое дело». Итак, творчество Баха пронизано духом ереси. Известно, что музыка - это самое непосредственное искусство. Оно проникает в сердце, минуя разум. И, если она пропитана ересью бесовской, то нечистый дух вселяется в сердце слушателя, незаметно повязывая его по рукам и ногам, чтобы затем унести его в ад для муки вечной. А в душе постепенно начинается отступление от Православной веры. Потому и растлилась русская интеллигенция, что слушали много «чуждых песен», вроде музыки Баха и Бетховена. Так и возникла богоборческая революция. Недаром Ленин восторгался Аппассионатой! Его сатанинское сердце чувствовало родство с духом сонаты. А Бетховен был, можно сказать, настоящим преемником гения Баха, его грандиозного и могущественного духа.

        Вот так. Мы увидели через телескоп Православия основные галактики этой великой вселенной - музыки великого немца Иоганна Себастьяна Баха. Читатель может не согласиться с нашими словами, но пусть же он прислушается к голосу сердца.

        Многие (и мы в иные времена) скажут, что пришли через творчество этого великого гения к Богу. Но это не так. Они лишь коснулись космического холода, не осознав никак, что Бог - это Личность, встреча с Которой возможна лишь в Православной Церкви.

19 - 21 марта 2015 г.

 

История идеи сверхчеловека     

         Обычно ту идею, что есть люди «простые», смертные, и есть сверхлюди, приписывают Фридриху Ницше. Это отчасти верно, но он лишь довел эту идею до кондиции. На самом деле это учение коренится в философии древних гностиков, цель которых была - разрушить христианство изнутри. Если гонения были похожи на непрерывно летящие в лагерь стрелы, то гностицизм представлял собой троянского коня. Он проиграл сражение с христианством в истории, но это не означает, что он отказался от желания взять реванш и вернуть утраченную силу. Мы видим его настойчивое стремление получить власть над людьми в самых разных формах. Одной из них является ницшеанство, согласно которому нравственные законы существуют для «мелких людишек», а для сверхчеловека нет никаких правил - он сам творит свою мораль. Так рассуждал известный герой Достоевского Раскольников, который ставил перед собой вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?». Он счел себя вторым и убил старуху.
Такая же идея присутствовала в философии гностиков. С их точки зрения, есть люди душевные - те, которым необходима мораль, а есть духовные - которым она открывается через мистический опыт. С точки зрения гностиков, на самом деле никаких адских мук не существует, а они нужны только для запугивания толпы «простых людей», а «посвященные» и так, без страха, могут быть моральными. Им  Господь через интуицию Сам покажет, что надо делать.

Но иной опыт - в Православии, которое предусматривает для каждого человека путь покаяния и очищения от страстей. Фарисей тоже мнил себя сверхчеловеком, но чем это кончилось? Все знают. Отнесение себя к категории "избранных" ведет к трагедии человеческого духа, разворачивает его на пути к Богу в обратном направлении. Все страшные секты, все религиозные извращения имеют корнем именно такую гордыню. А Святая Вера Христова очищает оскверненное грехом сердце и направляет человека к стяжанию смирения и сокрушения, которые есть необходимые условия духовного роста.

Православие дало России процветание и силу духовную. Не было бы Веры - не было бы Александра Невского, Дмитрия Донского. Не было бы России. А этого как раз и хотят нынешние любители разных восточных учений, теософии и проч.
Да не будет так!

23 марта 2015 года

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Не забывать о лествице восхождения

„И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские“. 1Кор 3:1 Не впадает ли автор сам в гордость, направляя первоклассников сразу в 12-й класс истинно духовной жизни, доступной только Святым — после многих молитв, поста, аскезы, затворничества и пр. покаянных трудов? Отнять сегодня у людей классическую музыку, в то время как повсюду свирепствуют дикий рэп, воистину сатанинский рок и пошлая, примитивная эстрадная песня (не о советской песне речь), это ли не культурная диверсия под благим соусом? В Православии есть понятие ИКОНОМИЯ. Это значит временное попущение по слабости брата. Ведь и поститься не все могут по монашескому уставу. Потому общая категоричность автора в оценке великих классиков абсолютно неуместна. Восхождение на Небо редко происходит рывком и особенно в наши апостасийные дни. Так что не надо смущать людей горделивыми писаниями. В вопросах веры всегда необходим дифференцированный подход — каждой душеньке по силе ее. Или автор равняет себя с Игнатием Брянчаниновым?
Адриан Роум / 21.03.2018, 17:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Андреевич Куклин
Великая русская басня
К 250-летию со дня рождения И.А.Крылова (2/15 февраля 1769 г.)
12.02.2019
Музыкальные корни фашизма
Думы о музыке
09.05.2018
Об одной древней профессии
27 марта - Всемирный день театра
26.03.2018
О любви
Рецензия на статью Аверина «Музыка нас связала»
13.03.2018
Значение структуры в обществе и семье
Писатель Иван Куклин уверяет, что те, кто, развалившись в кресле, пьют кофе с коньяком и поливают грязью Патриарха Кирилла, будут преданы огню осуждения, если не покаются
10.03.2018
Все статьи Иван Андреевич Куклин
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12