«Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»

Македонской церкви надо договариваться со всеми Православными Церквами, а не только с Болгарской, и, прежде всего, конечно, с Сербской Церковью

Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) 
0
824
Время на чтение 3 минуты
Священный Синод Македонской православной церкви - Охридской архиепископии, которая 50 лет назад в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от Сербской Православной Церкви, обратился к Священному Синоду Болгарской Православной Церкви с просьбой признать себя Церковью-Матерью Македонской церкви.

Священный Синод Болгарской Православной Церкви решил создать комиссию по переговорам с Македонской православной церковью и начать консультации с другими Поместными Православными Церквами о восстановлении канонического статуса Македонской православной церкви.

23 ноября официальный сайт Болгарской Православной Церкви опубликовал сообщение о встрече президента Болгарии Румена Радева и Болгарского Патриарха Неофита. Патриарх Неофит принес с собой письмо Синода Македонской православной церкви, которая призывает к установлению евхаристического общения Болгарской Православной Церкви с «восстановленной Охридской архиепископией в лице Македонской православной церкви». Патриарх заверил президента в доброй воле Болгарского Патриархата в отношении поиска благоприятного решения. Этот вопрос должен быть обсужден в ходе заседания Синода Болгарской Церкви, в то время как вопрос об автокефалии будет обсуждаться с другими автокефальными Поместными Церквами.

Ситуацию комментирует в интервью «Русской народной линии» специалист по истории славянских и балканских стран, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Известие об обращении Македонской церкви к Синоду Болгарской Церкви о том, чтобы Болгарская Церковь признала себя Церковью-Матерью, следует считать, в известном смысле, предсказуемым. Потому что Болгарская Церковь для Македонской церкви сейчас единственная надежда на каноническое признание и на возможность возвращения в семью Православных Церквей. Потому что с 1968 года Македонская церковь находится в расколе практически со всеми Православными Церквями в мире и находится в том же положении, в каком была Болгарская Церковь с 1873 по 1945 год.

Далеко не секретом является то, что раскол 1968 года и учреждение независимой Македонской церкви явился националистическим проектом, исходившим от Тито с целью ослабления Сербской Православной Церкви и идеи великосербства. Следует сказать, что македонский раскол — своего рода печальный результат того церковного национализма и парада суверенитетов, который начался в XIX веке, в том числе начиная с болгарской схизмы.

Что касается Болгарской Церкви как Церкви-Матери с чисто канонической точки зрения, то ситуация здесь с исторической точки зрения является двусмысленной. Дело в том, что изначально Охридская архиепископия являлась, по сути дела, самоуправляющейся. Одно время Охридская архиепископия объединяла все македонские, болгарские и сербские земли. Но времена, как известно, изменились. Болгария стала Патриархатом, а Македонская церковь снизошла до статуса митрополии.

Безусловно, необходимо искать выход из создавшегося положения, которое печально, и даже, можно сказать, почти катастрофично. Потому что уже около 50-ти лет православные македонцы не сообщаются со Вселенской Церковью. При этом они находятся в окружении албанцев. Албанцы же составляли значительное меньшинство, а через определенное количество лет они станут половиной населения Македонии, и тогда Македония рискует повторить судьбу Косово, а ее храмы и монастыри - судьбу косовских храмов.

Безусловно, для македонцев нужна связь со Вселенским Православием, но она должна осуществляться на канонических основах и в условиях сохранения мира со всеми. В настоящей ситуации на момент раскола, именно Сербская Православная Церковь являлась кириархальной, т.е. Церковью-Матерью. Попытки же Македонской церкви вывести сейчас свое происхождение от болгарского экзархата, с одной стороны, имеют смысл для ситуации XIX века, когда, действительно, Болгарский экзархат частично распространялся в Македонии. А, с другой стороны, если брать еще большую историческую глубину, то подобного основания мы все же не находим.

Безусловно, Македонской церкви надо договариваться со всеми Православными Церквами, а не только с Болгарской, и, прежде всего, конечно, с Сербской Церковью. Здесь необходимо взаимное прощение обид. Если македонцы обижаются на сербов за ряд запретов, в частности, за обструкцию дня антифашистского собрания народного освобождения Македонии, то и сербам есть что помянуть. В частности, долговременное тюремное заключение представителя Сербской Православной Церкви архиепископа Охридского и митрополита Скопийского Иоанна (Вранишковского).

Безусловно, необходимо искать разумный компромисс, необходимо преодолевать тот яд национализма, который присутствует в нашем мире и раздирает состав Христовой Церкви. Надеемся, что соборный разум Церкви, прежде всего, иерархий, найдет должный выход.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: «Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»

Да-а-а. Я не очень хорошо разбираюсь в подобных вопросах, но кажется ничего хорошего. Македония относительно недавно стала независимой, наверняка вошла в ЕС и НАТО и тут ещё хочет Церковью свою. Естественно ничего путного во всё это время Македония не сделала ни в культуре, ни в политике, ни в экономике и скорее всего в церковных делах тоже ничего путёвого сама не может сделать. И видимо специально тянется к Болгарии, лишь бы подальше от Сербии и её влияния. Считаю что это плохо.
Максим Михайлов / 01.12.2017, 00:09

2. «Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»

Следует сказать, что македонский раскол — своего рода печальный результат того церковного национализма и парада суверенитетов, который начался в XIX веке, в том числе начиная с болгарской схизмы.

Любопытно про болгарскую схизму. По моему церковным национализмом больше страдали греки в лице Константинопольского Патриархата, которые незаконно ликвидировали автокефалию Болгарской Церкви, имевшую её на протяжении столетий, наплевав на постановления своих же Соборов и хрисовулы византийских императоров, а затем объявили болгар схизматиками, когда оные посмели восстановить свою законную автокефалию. Что касается Болгарской Церкви как Церкви-Матери с чисто канонической точки зрения, то ситуация здесь с исторической точки зрения является двусмысленной. Дело в том, что изначально Охридская архиепископия являлась, по сути дела, самоуправляющейся. Одно время Охридская архиепископия объединяла все македонские, болгарские и сербские земли. Но времена, как известно, изменились. Болгария стала Патриархатом, а Македонская церковь снизошла до статуса митрополии.

Болгария имела Патриархат ещё в X веке, когда никакой Охридской архиепископии не существовало, так как её территория была канонической территорией Болгарского Патриархата. Попытки же Македонской церкви вывести сейчас свое происхождение от болгарского экзархата, с одной стороны, имеют смысл для ситуации XIX века, когда, действительно, Болгарский экзархат частично распространялся в Македонии. А, с другой стороны, если брать еще большую историческую глубину, то подобного основания мы все же не находим.

Да не уж то?! Подобные основания очень даже имеются и автор статьи легко может их найти, как и любой другой интересующийся историк, да думаю, что они должны быть автору хорошо известны. И чем дальше в историческую глубину, то видим всё больше оснований, если рассматривать происхождение бывшей Охридской архиепископии, на канонической территории которой территориально расположена нынешняя «Македонская» Церковь. Охридская архиепископия суть правопреемница и продолжательница автокефальной Болгарской патриархии (с 10 века), а до этого автономной Болгарской архиепископии времён Первого Болгарского царства распространявшегося на все болгарские земли со славяноболгарским населением, включая и македонскую область Не было никаких македонских земель в этническом плане. Что касается сербских земель, которые по словам автора, охватывала Охридская архиепископия (видимо имеется ввиду например Поморавие), то большей частью они стали сербскими намного позже в 18-19 вв, в ходе расселения сербов на северо-восток, восток и сербизации местного славяноболгарского населения. В ходе поэтапного завоевания Византией Болгарии в начале 11 века, престол Церкви переносился из Преслава на запад Болгарии и оказался в итоге в Охриде. Как изложено на сайте Сретенского монастыря (www.pravoslavie.ru/) в историческом экскурсе, касающегося истории православных церквей, в статье «Болгарская Православная Церковь»: «Завоевание Болгарии Византийской империей в 1018 году повлекло за собой ликвидацию Болгарского Патриархата. Охрид стал центром автокефальной Охридской Архиепископии, состоявшей из 31 епархии. Она охватывала прежнюю территорию Патриархата, о чем говорится во 2-м сигиллии Василия II (1020): «...нынешний святейший архиепископ владеет и управляет всеми болгарскими епископствами, которыми при царях Петре и Самуиле владели и управляли тогдашние архиепископы». Охридский архиепископ подписывался в протоколах соборов как «Архиепископ Болгарии», затем с 12 века «Архиепископ Первой Юстинианы и Болгарии». При восстановлении Болгарского царства в конце 12 века, в Северной Болгарии была создана независимая от греков Тырновская архиепископия, которая в 1235 году возведена в ранг Патриархии на Соборе в греческом Лампсаке. Ей был подчинён и Охридский диоцез, то есть был воссоздан прежний Болгарский Патриархат. Какое отношение к Охриду имеет Сербская православная церковь, которая существовала тогда в виде Печской архиепископии.? Позднее из-за политических коллизий Болгарская Церковь существовала в виде Охридской архиепископии и Тырновского патриархата, последний был незаконно ликвидирован греками после завоевания турками Болгарии. В 1787 году Константинополь ликвидировал незаконно и Охридскую архиепископию. Болгарский экзархат был воссоздан как правопреемник незаконно упразднённой Болгарской автокефальной Церкви, в том числе и Охридской арх иепископии. Его юрисдикция (по признанию турецкого султана и путём народных плебисцитов в епархиях бывшей Охридской архиепископии) распространялась и на основную часть Македонии, не только Вардарской, но и нынешней Эгейской (греческой). Было у болгар предложение учредить кафедру экзарха в Охриде, но её учредили в Царьграде. Таким образом, до 1913 г никогда территория Охридской архиепископии не являлась канонической территорией Сербской православной Церкви. Таковы исторические факты, о которых знает всякий церковный историк, неужели о них не знает уважаемый протодиакон? В 1913 году после Второй балканской войны Сербия захватила значительную часть исторической Македонии со славяноболгарским населением, насильственно переподчинила Охридскую, Битольскую, Велесскую, Дабарскую и Скопскую епархии Болгарского экзархата в состав СПЦ , 5 болгарских архиереев и болгарское священство были изгнаны, на место их сели сербы. И это автор считает каноничным деянием, и на этом основании Сербская Церковь является Матерью Церковью ? Солунская епархия экзархата тогда же была насильно присоединена к Элладской Церкви, а управляющий её, болгарский архимандрит, убит. Отголоски этих событий тянутся до сих пор и являются большей причиной раскола, а не только решение Тито. Тито лишь воспользовался этими настроениями. Поэтому в свете всей этой исторической картины, Матерью Церковью для «Македонской» Церкви является больше Болгарская православная Церковь. Дело тут не только в каком то «церковном национализме», а в исторической подоплёке настроений и восстановлении исторической справедливости. Насильно когда-то присоединённое в итоге отпадает. Всем можно было устроить свои церковные и государственные дела по своему разумению, но не болгарам. Тут сразу всплывает схизма и яд национализма.
Святослав28 / 30.11.2017, 23:18

1. «Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»

«Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире» Пустой лозунг. Православие не в силах одолеть национализм.
АБС / 30.11.2017, 16:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Если можно переименовать, лучше это сделать, но нельзя ликвидировать
Сделаем правильные выводы из ситуации вокруг присвоения Высшей политической школе имени И.А Ильина
22.05.2024
«От возмездия их не убережет ни Ла-Манш, ни океан»
О выгодоприобретателях покушения на премьер-министра Словакии Роберта Фицо
17.05.2024
Святитель Сергий остался со своим народом
80 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)
15.05.2024
Почему не была обеспечена безопасность петербуржцев?
О неприятном инциденте после торжественного салюта в День Победы
14.05.2024
С осторожным оптимизмом…
О назначении Андрея Белоусова на пост министра обороны
13.05.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский)
Все статьи темы
Последние комментарии
«Все что написано по-русски, дано нам в руки благодаря Кириллу и Мефодию»
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.05.2024 17:02
Пощёчина Русской Церкви от болгар
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.05.2024 16:59
«Мы союзники, близкие, родные государства»
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.05.2024 16:47
Памяти Мозгового
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.05.2024 16:32
Бог шельму метит
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.05.2024 16:31