22 сентября 2017 года в Уфе прошла всероссийская научно-практическая конференция «Исторический опыт межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов России и Башкортостана как фактор и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в республике», сообщает наш корреспондент. Организатором мероприятия выступила Региональная общественная организация «Собор русских Башкортостана». Конференция прошла в здании Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Мероприятие было финансировано за счет гранта, предоставленного в соответствии с распоряжением Президента РФ от 5 апреля 2016 года за №68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.
Председатель Собора русских Башкортостана, председатель Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Виктор Пчелинцев в своем приветственном слове сообщил, что в конце 2016 году Собор русских Башкортостана получил грантовую поддержку от Президента РФ, которая позволила организовать данную конференцию. «Благодаря объединяющей роли русского народа сохранился союз народов. Обладая уникальным этнокультурным многообразием, Башкортостан обладает баланс межэтнической гармонии. Однако это не повод думать, что не может быть экстремизма на национальной почве. Радикализация сознания, этнический национализм в языковой и кадровой политике изнури подрывает доверие народов. Также имеет место быть проблема мигрантов. Реализация национальной политики может эффективно осуществляться через грамотную работу органов местного самоуправления», - отметил Пчелинцев. В своей речи он предложил преобразовать Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) в Министерство по делам национальностей РФ.
Надо сказать, что подобное предложение уже неоднократно высказывалась на разных экспертных площадках. Однако неясно остается вопрос: насколько это будет эффективно, ведь существующее с 31 марта 2015 года уже 2,5 года в данном виде ФАДН пока не зарекомендовало себя как орган, осуществляющий национальную политику на том уровне, чтобы его преобразовать в министерство, что подразумевает большего штата, больших средств и больших полномочий. Были большие надежды и ожидания, однако пока заметная часть деятельности ФАДН сводится к организации фестивалей песен и плясок. Каких-то подвижек, например, в деле решения проблем положения русских в национальных регионах России или проблемы мигрантов, которая с каждым годом принимает взрывоопасный характер, пока слабо заметно.
Председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев подчеркнул в своей речи, что в регионе межнациональная обстановка может быть оценена как стабильная. «В Башкортостане действует законодательство, которое обеспечивает равные возможности для всех жителей независимо от национальности. Указ о мерах по развитию языков Башкортостана, подписанный главой республики Рустэма Хамитова, позволяет успешно развивать русский и башкирский языки», - уверен спикер регионального парламента.
Руководитель Администрации Главы Башкортостана Владимир Нагорный отметил, что в разных школах республики изучают 14 языков, на 6 языках ведется обучение и издание прессы. «Не секрет в Башкортостане есть люди, которые говорят «от имени народа»: башкирского, татарского или русского. Никто им такого права не давал и не уполномочивал. Их громкие лозунги продиктованы чьим-то политическим заказом», - не называя имен и организаций, отметил Владимир Нагорный, но многим стало понятно, что речь идет о митингах башкирских националистов, организованных 16 и 21 сентября 2017 года, в которых они требовали отставки главы Башкортостана и сохранения обязательного изучения башкирского языка поголовно для всех, вопреки их воли.
Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков) рассказал, что в регионе имеются примеры уникального соработничества, когда мусульмане помогали православным строить храмы, а православные – мусульманам. «Диалог между религиями позволяет сглаживать противоречия и недопонимания, обеспечивает противостояние политическому радикализму, открытость его участников, искреннее выражение их позиций», - считает глава Башкортостанской митрополии Русской Православной Церкви.
Проректор Российского исламского университета Дамир Нафиков от имени верховного муфтия России Талгат Таджутдина (он серьезно заболел в последнее время, перенес операцию) поприветствовал и выразил теплыми словами участникам конференции уверенность, что Башкортостан останется таким же всегда, каким он был – оплотом межконфессиональной гармонии. Его выступление было на редкость звонким, ярким и запоминающимся.
Исполнительный директор Ассамблеи народов Республики Башкортостан, директор Дома дружбы народов Республики Башкортостан Азат Ибрагимов рассказал о деятельности учреждения, которого он представляет. «У нас много мигрантов в Башкортостане, многие из которых приезжают учиться в нашу республику, и возвращаясь к себе домой, они становятся проводниками «Русского мира». Мы говорим: «Русский мир», потому что за рубежом мы все являемся русскими», - заметил Ибрагимов.
Руководитель центра анализа этнокультурной, конфессиональной и миграционной образовательной политики Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, один из крупнейших специалистов в языковой образовательной политике в стране Ольга Артеменко подробно остановилась на тех проблемах, которые в этой сфере будоражат национальные республики Поволжья. «С 1993 года накоплен опыт языковой образовательной политики, который содержит большой пласт ошибок, которые мы должны исправлять», - начала свое выступление эксперт, отметив, что в 1990-е годы и приблизительно до 2005 года в системе образования национальных республик был сделан крен в сторону формирования у школьников ярко выраженного этнического самосознания в ущерб общегражданскому, когда шло в сознании учащихся внедряться мысль о том, что создание национального государства в республиках – это путь к формированию наций. «Мы тестировали школьников в национальных регионах, и увидели, что у них формируется представление о себе как граждан субъектов России, а не России как государства», - добавила Артеменко.
«Мы ничего не делали, чтобы поднимать статус русского языка. Идет просто огромный поток жалоб на ситуацию по русскому языку из национальных республик Поволжья. Нужно выстраивать баланс, чтобы устраивали интересы всех народов, включая русского. Учитываться должен конституционный статус языков. На всей территории функционирует государственный язык Российской Федерации – русский. А вот в республиках у русского языка статус государственного языка республики, что сужает его обучение», - продолжила Ольга Ивановна. В конце своего выступления Ольга Артеменко призвала поддержать главу Башкортостана Рустэма Хамитова, на которого сейчас оказывается давление со стороны башкирских националистов. Хамитов пусть не сразу, но все-таки стал идти по
пути разрешения многолетнего этнолингвистического конфликта в регионе, видя выход – в добровольности изучения башкирского языка.
Председатель Исполкома Всемирного курултая башкир» Амир Ишемгулов начал говорить о том, что башкиры веками жили между Волгой и Тоболом, а Башкортостан является территорией дружбы народов. Его выступление было традиционным для речей чиновников о том, что все хорошо и в духе кота Леопольда, «давайте жить дружно».
Профессор Московского государственного лингвистического университета, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев напомнил собравшимся, что то, что в России сложился межрелигиозный диалог, это, безусловно, прекрасно, но надо помнить, что всегда есть примеры, когда этот многовековой межрелигиозный мир может быть разрушен всего за несколько месяцев (яркий пример - Сирии).
Религиовед поведал о том, что существующий с 1998 года Межрелигиозный совет России активно влияет на общественно-политическую жизнь страны. Именно по инициативе Межрелигиозного совета России было введено преподавание религиозных дисциплин в школе, учрежден институт капелланов в армии, после трагедии в Беслане в 2004 году было принято решение, что террористов надо уничтожать, причем превентивно (это к вопросу о стереотипе, что религиозные организации всегда проповедуют только пацифизм и всепрощенчество: на террористов никакой пацифизм не распространяется).
Примером того, как разные религиозные общины в России могут поддерживать друг друга и проявлять солидарность, может быть история вокруг с ситуации со скандальным фильмом «Матильда»: православные против этого фильма, но примечательно, что и мусульмане Северного Кавказа поддержали православных (прокат фильма на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии не допущен). Более того, мусульманские религиозные деятели в России неоднократно давали понять, что для них фигура последнего русского Царя Николая II очень почитаемая и уважаемая.
По мнению Романа Силантьева, со стороны Всемирного русского народного собора было предложено увековечить память о трех мусульманских деятелях России, которые играли важную роль в поддержании мира и согласия в стране. Речь идет о последнем муфтии Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммаде-Сафа Баязитове (1877-1937), занимавший этот пост с 1915 по 1917 годы, пока не был смещен после Февральской революции татарскими националистами за то, что был верен императору Николаю II. Трагически закончилась его судьба в годы репрессий: в 1937 году его расстреляли. Двое других – это татарский богослов из Казани Валиулла Якупов (1963-2012) и духовный лидер суфиев Дагестана Саид Чиркейский (1937-2012). Оба были убиты ваххабитами.
Все трое исламских религиозных деятеля, по мнению Силантьева, были верны России, выступали как патриоты, отстаивали идею уважительного отношения к православному большинству и противостояли нависшей над страной угрозе.
Председатель Национально-культурной автономии татар Республики Башкортостан Римма Утяшева в своем выступлении отметила, что фундаментальной основы нашего общества является русский язык, который играет важнейшую роль в формировании общероссийской гражданской идентичности.
Наиболее запоминающимся было выступление председателя Общества русской культуры Республики Татарстан, председателя Казанского отделения «Русского собрания»
Михаила Щеглова, который выступил с
обстоятельным докладом «Этнолингвистический конфликт в республике Татарстан: истоки, развитие, нынешнее состояние и перспективы». Перед тем, как приступить к изложению своего доклада (выступление сопровождалось показом слайдов, которые служили наглядными иллюстрациями к тексту), Щеглов предложил создать Собор русских Поволжья и Урала, причем центром такого Собора должна быть в нынешних ситуациях, по мнению русского общественника, «конечно же, Уфа». «В Башкирия сменилась команда в руководстве, которая идет на разрешение застарелого этнолингвистического конфликта, а в Татарстане команда осталась прежней, никаких серьезных и существенных изменений в желании решить национальные проблемы русских мы не видим», - объяснил свое предложение Михаил Щеглов. Он передал сидящей в президиуме Ольге Артеменко толстую папку документов на имя министра образования и науки РФ Ольги Васильевой от имени Комитета русскоязычных родителей Татарии (общественного объединения, созданного весной 2017 года) по ситуации с преподаванием русского языка в школах Татарстана, поскольку устали доказывать местным чиновникам от Минобра РТ, что права русскоязычных детей нарушаются на право изучать русский язык в полном объеме и по стандарту родного языка.
Михаил Щеглов в своей речи отметил, что имеются объективные и субъективные причины, которые привели к появлению этнолингвистического конфликта в Татарстане – многолетнего противостояния родителей русскоязычных детей с местными властями, опирающихся на поддержку татарских националистов, за право изучать русский язык в полном объеме, как по всей стране, в качестве родного языка и право на добровольность изучения татарского языка. Объективными можно считать три десятилетия обязательного обучения татарскому языку в ущерб русскому при нулевом результате от такого обучения, а субъективными - введение ЕГЭ, когда родители стали видеть, что им приходиться нанимать репетиторов по русскому языку из-за того, что их дети не дополучают положенные им часы на русский язык в школьном расписании.
По мнению Щеглова, конфликт существует, он был признан как проблема на самом высоком уровне (Президентом России), сконструирован националистической фрондой в руководстве Татарстана, причем уроки татарского языка, число которых в неделю доходит до 5-6 часов, уже давно превратились в профанацию, двуязычие в регионе не реализовано и наивно думать, что оно будет когда-то реализовано: «Заставить русских в Татарстане учить татарский язык в расчете на то, что таким способом удастся спасти и сохранить татарский язык - ложный путь, который отстаивает татарская интеллигенция», - уверен Михаил Щеглов.
Председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан Вячеслав Пятков рассказал о ценнейшем опыте межконфессионального согласия в регионе. Исповедуется 20 религий в республике, существует 2 муфтията и митрополия РПЦ, в составе которой 4 епархии.
Председатель Совета городского округа города Уфа Валерий Трофимов отметил, что в республике для 45% населения русский язык является родным, а 97% населения знают и владеют русским языком. В городе более 40 национально-культурных объединений, 10 национальных школ. Каждый третий русский в Башкортостане проживает в Уфе.
Директор Центра гуманитарных исследований Министерства культуры Республики Башкортостан Марат Марданов рассказал о сепаратистских и халифатистских настроениях в Башкортостане. Социологические опросы 2012 и 2016 гг. показали, что имеет место быть в республике распространенным умеренный национализм, который является подпитывающим фактором для радикалов. «Активность Казани в попытке вынудить федеральный центр заключить повторно договор о разграничении полномочий получила отклик в Башкортостане в среде местных националистов», - отметил специалист, добавив, что позиция Казани по отношению с избирательным исполнением федерального законодательства (сохранение наименование должности президента, собственное понимание законодательства о преподавании языков) провоцирует напряженность в других регионах, в том числе и Башкортостане. Далее Марданов остановился на религиозном радикализме. В Башкортостане появились исламские структуры в республике, которые работают в форме общественных организаций и благотворительных фондов. Салафиты сегодня приватизировали социальные протесты населения, а суфии играют роль в возбуждении национального фактора среди башкирского населения. «Поле неофициального ислама будет и дальше распространяться, если государство будет лишь наблюдать за этим процессом, не занимаясь его контролированием и ограничением», - сделал прогноз эксперт.
Далее работа прошла в секциях. Продуктивной была работа секции «Изучение и преподавание государственного языка, истории и литературы в республике Башкортостан и регионах Российской Федерации», наиболее запоминающимся на которой было выступление члена Комитета русскоязычных родителей Татарии Раи Демидовой на тему «Опыт изучения татарского языка в 1 классе общеобразовательной школы с русским языком обучения Республики Татарстан».
«Первоклассники других регионов России имеют право изучать свой родной русский язык в количестве 5 уроков в неделю (3 урока за счет федерального компонента учебного плана и 2 за счет регионального компонента учебного плана), поскольку занимаются по учебному плану для образовательных учреждений с русским языком обучения. Первоклассника в Татарстане ограничили 3 часами в неделю на изучение русского языка. Первоклассники других регионов имеют право заниматься литературным чтением на своем родном языке 4 урока в неделю (2 урока за счет федерального компонента учебного плана и 2 за счет регионального компонента учебного плана). Первоклассник в Татарстане вынужден укладываться в 2 часа в неделю. В то время как первоклассники других регионов изучают свой родной русский язык и читают литературу на родном языке, первоклассник в Татарстане обязан 4 часа в неделю учить с нуля абсолютно незнакомый, чужой ему язык. Обязан – потому что вопрос о желании, ровно, как и вопрос о выборе изучаемого языка, не стоит. Вот такой казус. Законодательная норма об изучении в школах РТ татарского языка в равном с русским языком объеме приоритетнее, чем право русскоязычного школьника заниматься по учебному плану для образовательных учреждений с русским языком обучения», - поведала Демидова собравшимся то, как выглядит эта картина для русскоязычных первоклассников в школах Татарстана.
Секции «История и современное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской федерации и Республике Башкортостан» и «Пути гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, роли и задачи общественных организаций, муниципальных органов, государственных органов власти и ведомств, научных учреждений и учебных заведений, средств массовой информации в создании позитивного климата в межнациональных и межконфессиональных отношениях» прошли совместно. Модераторами были эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов (Казань) и помощник ректора Уфимского государственного нефтяного технического университета, доцент Александр Щербаков.
Директор Нефтекамского историко-краеведческого музея Галина Копьева выступила с отчетным докладом об опыте работе возглавляемого ею нефтекамского отделения Собора русских Башкортостана в создании позитивного климата в межнациональных отношениях.
Заведующий музеем школы села Чуваш-Карамалы Аургазинского района Башкортостана Юрий Леонтьев поведал собравшимся о роли музея в формировании культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения. Кстати, он рассказал о своих поездках в рамках «болгарского» проекта на Северный Кавказ, Ульяновскую область и Татарстан: чуваши считают себя потомками болгар – средневекового тюркского этноса, который проживал в Причерноморье, Поволжье и на Дунае.
Профессор Уфимского государственного нефтяного технического университета, доктор психологических наук Анна Сорокина рассказала о созданном ею кабинете куклотерапии, в которой имеется большая коллекция кукол в национальных одеждах. И она, как психолог, она убеждена, что дети, играя в куклы, через них познают национальную культуру. Сама профессор Сорокина состоит в обществе «Анти-Барби» - объединение противников американской куклы Барби, которая воспринимается символом пошлости и развратного гламура.
Прозвучали доклады студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета Динара Габбасова («Специфика национального состава городского населения Башкирии в 30-е гг. ХХ столетия») и Никиты Зубарева («Особенности межнациональных и межконфессиональных отношений в молодежной среде»). Участники указали ребятам на слабые стороны их докладов.
Председатель Общества чувашской культуры Башкортостана Юрий Михайлов выступил на тему изучения истории народов России. Однако его выступление вызвало недоумение, когда тот стал излагать свою позицию в духе «фольк-хистори» («народная история») на тему истории чуваш: были совершенно нелепые пассажи про предков чуваш шумеров. Впрочем, Михайлов, почувствовав, что аудитория слушателей воспринимает резко критически подобные рассуждения, поспешил вырулить ситуацию, завершив свое выступление, что он за объективность исторических исследований.
Были также представлены доклады «Этническая паритетность наказания за экстремизм в Татарстане и Башкортостане: причины, примеры, тенденции» (Раис Сулейманов) и «Русское население Башкортостана и количественный анализ этнических процессов: опыт и перспективы исследований» (Александр Щербаков).
На подведении итогов и обсуждении резолюции конференции прозвучало предложение Раиса Сулейманова подготовить и издать академический труд «История русских Башкортостана», а также сборник документов по истории русского национального движения республики в постсоветский период. Это предложение было поддержано и его приняли как дополнение в итоговую резолюцию.
Михаил Щеглов
На секции
Ольга Артеменко
Пленарное заседание конференции
Роман Силантьев