Этнолингвистический конфликт в республике Татарстан: истоки, развитие, нынешнее состояние и перспективы

Выступление на пленарном заседании всероссийской научно-практической конференции «Исторический опыт межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов России и Башкортостана как фактор и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в республике» (г. Уфа, 22.09.2017)

Бывший СССР 
0
686
Время на чтение 16 минут

***

Определение явлению «этнолингвистический конфликт», наиболее характерному для данного российского региона с особым «национальным» менталитетом значительной части руководства, впервые дал [1] ныне покойный профессор, доктор социологических наук, многие годы известный и как председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Александр Леонидович Салагаев (17.03.1952 - 18.07.2014) ещё в 2011 году, но истоки его исходят ещё к гораздо более раннему периоду - рубежу 80-х - 90-х годов конца XX века.

Тогда на волне внезапно раскрывшихся возможностей национального возрождения всех НЕ русских народов на просторах СССР и столь же, как внезапного, так и неуёмного желания представителей этих народов двигаться к возрождению, вопросы языка, культуры и религии стали главой угла этих процессов. В тогдашней Татарской АССР её лидер, а позднее - и первый президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев вместе со своей командой приложили массу усилий для создания на территории нового государства. И, хотя, русские вместе с другими не татарами здесь всегда количественно несколько превышали татарское население, идея «титульной» государственности татар - оказалась на тот момент гораздо более харизматичной, и абсолютно доминировала - альтернативы ей не было.

1990 году в Уфе 6 августа глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин сделал заявление: «мы говорим Верховному Совету, правительству Башкирии: вы возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить» [2]. И уже 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР. А 21 марта 1992 г. в республике Татарстан прошёл референдум, на который был вынесен один единственный вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»

«Да» ответили 61.4% проголосовавших [3].

Почему такой высокий процент поддержки фактической независимости от России?

Или глубже: почему другие народы, прежде всего русские, не мешали татарам - что уж лукавить - строить «своё государство»?

На первый вопрос ответ, как представляется - весьма прост, он - чисто в экономических посулах от обретения республикой суверенитета. А именно, в то время в этом богатом нефтью крае в народ был запущен такой «убойный» посыл: «В Саудовской Аравии за счёт нефти каждый ребёнок рождается автоматически миллионером! И наши дети будут сразу рождаться миллионерами!» Вот эти воображаемые «младенцы-миллионеры» и застили собою все другие аргументы.

У кого сейчас татарстанская нефть - мы все знаем, но тогда этот высокий процент был, скорее всего, объективен - подтасовывать голоса как сейчас тогда ещё у нас не научились, как и прибирать к рукам нефть и прочую государственную и народную собственность - тоже не сразу.

На второй вопрос ответ тоже прост: «Татары знают чего хотят, а мы особо противопоставить ничего не можем - ну и пусть попробуют, нас-то никто не гонит.» Действительно - и в риторике, и на деле - открытого ущемления прав не татар было не видно, несмотря на позывы, исходившие от некоторых горячих татарских голов - но они не были у власти.

С тех пор, несмотря на правовые коллизии и весьма существенные изменения как во внутренней политике России, так и в настроениях в обществе, руководство республики использовало национальную карту и идею «суверенитета» по максимуму в отношениях с Москвой, выстраивая под эту стратегию различные конструкции.

Среди этих национально-территориально-суверенных конструкций языковая политика являлась все прошедшие годы наиболее важным элементом. Её внешний смысл - тоже весьма прост и понятен - поставить цель и двигаться к ней, чтобы регион стал двуязычным, для чего русский и татарский языки во всех измерениях были объявлены равными. С пожилыми эту идею реализовать трудновато - поэтому начали со школ, в которых законом РТ от 08.07.1992 N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" предписывается (ст. 9): «Татарский и русский языки в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования изучаются в равных объемах...» [4].

То есть «50 - на - 50», независимо от национальности, но вроде выглядит «по справедливости». И русские тогда думали, что ничего плохого, если дети в школах будут два языка учить, а потом ведь потом татарский, может быть, им пригодится. Да и возрождать его надо, татарам помочь, в советское время ведь он был «в загоне».

Но идея явно буксовала - несмотря на 5-6 уроков в неделю татарского в школах - русскоязычные дети осваивали его плохо, использовали мало, и после окончания через несколько лет в основном забывали как невостребованный.

По всей образовательной вертикали - от уровня регионального министерства образования и до конкретных школ был введён институт замов по национальному (читай - татарскому) образованию - для контроля, обеспечения, и т.д. Но и эта мера ощутимого результата не принесла, как и стимуляция учителей татарского, которые стали получать 15% надбавки «за знание второго языка» за меньшую, чем у всех остальных нагрузку, поскольку классы для них делятся пополам.

С другой стороны - откуда в регионе берутся часы на преподавание татарского языка? Только за счёт уменьшения объёмов преподавания других предметов - прежде всего русского языка. Вот, тогда в программной статье председателя Общество русской культуры г. Казани (ОРК) А. Л. Салагаева в октябрьском 1993 года номере "Известий Татарстана» была впервые опубликована идея создания в Казани русских гимназий [5]. Уже к середине 90-х ОРК удалось добиться постановления городских властей о создании в каждом районе Казани по одной такой гимназии, а в протоколе встречи русской общественности с первым президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым (ноябрь 2002) уже записано:

«3. Образовать общественно-государственную комиссию по анализу и обобщению опыта преподавания в специализированных учебных заведениях с углублённым изучением русского языка, истории и культуры русского народа. На основании рекомендаций комиссии решить вопрос об открытии в Республике Татарстан подобного рода учебных заведений с соответствующим учебно-методическим обеспечением. (Министерство образования РТ, май 2003 года).

Однако данное поручение так и не было выполнено, а последние русские гимназии упразднены в Казани с нынешнего учебного года в результате «оптимизации».

Но с 2009 года проблема приобрела качественно иной характер, и именно это время можно назвать точкой формирования этнолингвистического конфликта в Республике Татарстан. Поводом стало введение ЕГЭ по русскому языка в качестве вступительного испытания при поступлении в вузы. И тогда русскоязычные родители вдруг поняли, что в то время, как они из кожи вон лезут, чтобы ребёнок освоил программу по русскому языку (в РТ - урезанному за счёт обязательного татарского) и вынуждены нанимать репетиторов, чадо посещает «совершенно не нужный и бесполезный» предмет - татарский язык.

Начались возмущения родителей, за короткое время в социальной сети «Мой мир» стихийно сформировалось сообщество «РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛАХ ТАТАРСТАНА» https://my.mail.ru/community/filologia111 , быстро набравшее более 15 тыс. участников.

Посыпались обращения родителей и общественности об увеличении объёмов преподавания русского языка и об отмене обязательности татарского - во все инстанции. В начале 2011 г. в адрес президента Российской Федерации Д.А. Медведева было направлено коллективное письмо от русскоязычных родителей Татарии, собравшее около 2 тыс. подписей. А поскольку в регионе власти реагировать не собирались, 16 апреля 2011 г. в центре Казани недалеко от кремля прямо у здания регионального министерства образования прошёл первый и довольно масштабный митинг в защиту русского языка [7]. С тех пор уличные протесты родителей и русскоязычной общественности Татарии по данной проблеме стали регулярными. Имеют место и множество научных публикаций и публичных выступлений на различных форумах по данной проблеме, а многочисленным публикациям в различных СМИ уже вовсе нет числа.

Летом 2012 г. на проблему обратил внимание региональный премьер-министр Ильдар Халиков - провёл несколько совещаний, на первом из которых, с участием руководства ОРК и представителей русскоязычных родительских сообществ объявил, что признаёт проблему и намерен её решить. Был подписан соответствующий протокол. Однако уже осенью того же года стало ясно, что никаких системных решений по проблеме - не будет, что этот «шаг навстречу» со стороны региональной власти - всего лишь тактический ход для усыпления бдительности общественности, а премьер Халиков людей банально обманул. Только в нынешнем году Халиков покинул пост премьера республики, но совсем по другой причине - из-за краха региональных банков. Зато стал «главным энергетиком» республики - гендиректором АО «УК «Татэнерго». Вот так «отставка».

Таким образом, с осени 2012 г. этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан в полной мере сформировался и укоренился. Сейчас, через 5 лет, его правильно разрешить возможно только кардинальными мерами «сверху», со стороны руководства России.

В чём же вкратце суть явления «этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан»? Очертим её [8].

1. В Татарии на основании республиканского законодательства все школьники с 1 по 11 классы обязаны изучать татарский язык. Так как русский язык по Конституции РТ из государственного языка РФ переведен в «государственный язык республики», то он стал функционально равноправным с татарским языком и как следствие и русский и татарский должны изучаться в равных объемах. Эта логика заложена в законодательстве республики и именно так реализуется. На практике в образовании (но отнюдь не в повседневной жизни) искусственно создаются условия для расширения сферы функционирования татарского языка и ущемления русского языка, в частности, увеличение количества часов на преподавание татарского и уменьшение часов на преподавание русского. Также введено обязательное изучение татарского языка во всех детских садах в количестве 3 часов - всеми детьми не зависимо от национальности.

2. Русский язык в школах Татарии существенно урезан по объему преподавания по сравнению с другими субъектами РФ, в которых нет обязательности изучения государственного языка республики. В Татарстане независимо от насильственного навязывания изучения татарского языка оценочно 98% русских выпускников не овладевают им, не используют его. Все знания ограничиваются небольшим набором слов и устойчивых выражений на татарском языке, что вполне может быть освоено вне школы (как и происходило со старшим поколением - до введения принудительного двуязычия).

В результате законодательной коллизии в Республике Татарстан ВСЕ школьники массовой школы обучаются по учебному плану № 3 - для школ с родным НЕрусским языком обучения, т.е. по плану, предусмотренному для школ с обучением на татарском языке (татарских национальных школ) - на полностью «законном» основании.

3. При этом республиканская власть ложно позиционирует республику как идеальную модель межнационального согласия, одна из основ которой - двуязычие, которого в реальности - нет. С другой стороны, в отношении родителей, проявляющих недовольство данным положением, администрацией применяется подавление, намеки на последствия для детей, доходило до уголовного преследования, а само обсуждение проблемы (за исключением Интернета) - табуировано. В итоге (ведь, никто не желает проблем своим детям) русскоязычные родители запуганы и в подавляющем большинстве молчат. Тем не менее, небольшая часть недовольных осмеливаются участвовать в различных мероприятиях, последнее из которых прошло в Казани 22 апреля 2017 г. - митинг «Против языкового насилия!» (всего с 2009 года уличных акций протеста родителей русских детей против подобной политики в области образования в Татарстане прошло пятнадцать). Предмет «Татарский язык» всё более откровенно профанируется. Родителей русскоязычных детей никто не опрашивал - желают ли они, чтобы их дети получали такие образовательные услуги.

Таким образом, этнолингвистический конфликт в РТ сконструирован и поддерживается в состоянии накала региональной властью Республики Татарстан, возглавляемой Рустамом Миннихановым - единственным главой субъекта России, именующимся статусом «Президент», применяемым исключительно для данного региона наряду с существованием Президентпа Российской Федерации.

Решение данного регионального конфликта выходит на федеральный уровень с 2012 г., когда в декабре в Госдуме Российской Федерации в комитете по делам национальностей состоялись обстоятельные слушания по данной теме с привлечением экспертов и представителей родительских сообществ. В результате к июню 2013 г. был подготовлен, внесён на рассмотрение в государственную думу и поддержан многими депутатами «Законопроект № 292430-6 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», который мог бы исправить ситуацию в законодательной плоскости, но, однако до нынешнего года так и пролежал в думе без движения. А в июне 2017 г. решением депутатов числом менее двадцати голосовавших проект был отклонён с подачи нового председателя комитета по делам национальностей думы депутата-единоросса из Татарии Ильдаоа Гильмутдинова, известного в качестве активного лоббиста интересов региональной власти республики, и в частности, сохранения языковой ситуации в регионе.

19 мая 2015 президентом Путиным проведено совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, по результатам которого им даны соответствующие поручения [10]. Однако ключевые из них, в частности, о выделении русского языка и литературы в качестве самостоятельной предметной области - не выполнены до сих пор.

Новый толчок в направлении разрешения этнолингвистического конфликта в Республике Татарстан, и исправления языковой ситуации в целом по стране вновь дал президент России Владимир Путин. 20 июля 2017 г. на проводимом им в г. Йошкар-Оле Совете по межнациональным отношениям буквально в начале своего выступления он сказал:

«Хочу напомнить, уважаемые друзья, что русский язык для нас - язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый.

Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».

Однако в регионе Республика Татарстан отреагировали тут же, но весьма странно - дескать, президент имел в виду кого угодно, но не Татарстан [11].

На фоне многолетних протестов русскоязычных родителей, не желающих быть в этнолингвистическом конфликте пострадавшей стороной, региональные СМИ, подчинённые прямо или косвенно региональному «министерству правды» - Татмедиа - от нападок на родителей и русскоязычную общественность, распространённых в 2010-2013 годах, перешли к полному молчанию по проблеме. Но публикации в независимых, в том числе, федеральных СМИ, говорят лишь об усложнении конфликта и его разрешения.

22 апреля 2017 г. прямо на одном из митингов русскоязычной общественности и родителей была создана новая общественная организация - Комитет по защите русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан. Данный комитет совместно с ОРК подготовили структурированную на 7 разделов папку с документами на 147 страницах - для подготовки решения вопроса на федеральном уровне. Данная папка передана министру МОиН О.Ю. Васильевой прямо на августовском родительском собрании 30 августа 2017 г.

А двумя днями ранее вышло, наконец, поручение [12] президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам летнего совещания в Йошкар-Оле. В нём пунктами 3 и 4 конкретно значится:

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Рособрнадзором провести проверку соблюдения в субъектах Российской Федерации положений законодательства Российской Федерации, касающихся обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.

Доклад - до 30 ноября 2017 г.

Ответственные: Чайка Ю.Я., Кравцов С.С.

4. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить:

а) принятие мер по доведению объёма изучения обучающимися по основным общеобразовательным программам русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки России, а также по повышению уровня и качества освоения ими русского языка как государственного языка Российской Федерации;

б) изучение обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей).

Доклад - до 1 декабря 2017 г.

Соответственно, Комитет по защите русскоязычных родителей и учащихся совместно с ОРК РТ готовит новую папку с документами - теперь уже для передачи в Генеральную прокуратуру в ближайшие дни. Одновременно в социальных сетях множатся потоки активности родителей школьников, доведённых до крайности. Группа комитета ВКонтакте за неделю удвоила число участников, их число уже подбирается к трём тысячам. Среди родителей лавиной распространяются образцы заявлений и инструкции об отказе от татарского языка.

В данных условиях региональное министерство образования вновь отреагировало на ситуацию весьма странным образом - в ночь с 7 на 8 сентября 2017 г. опубликовало «разъяснение» [13], в котором сообщило, буквально следующее: «призывы ... по отказу от изучения татарского языка, противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся». Таким образом, министерство в регионе противопоставляет себя президенту Российской Федерации, региональная власть упорствует в сохранении давно устаревших национал-сепаратистских установок, одной из основных составляющих которых является языковая ситуация в регионе, этнолингвистический конфликт всё больше раскаляется.

Каковы перспективы разрешения этнолингвистического конфликта в Республике Татарстан? Именно разрешения, ведь иначе последствия не предсказуемы.

В худшем случае вопрос спустят в региональную прокуратуру, она «не найдёт нарушений», хотя в условиях стремительно нарастающей активности русскоязычных родителей ожидать этого сложно. Регионалы в этом случае «успешно соберут заявления» с родителей всех национальностей о согласии на обучение их детей по программам для национальных татарских школ. Межнационального конфликта русских и татар - не будет, поскольку уже сейчас наметилась устойчивая тенденция - на уроках татарского порой весь класс занимается чем угодно, только не данным предметом. «Нарисованная» тройка по татарскому станет понятной всем и ничего не значащей «галочкой».

Но, всё-таки, наиболее вероятен второй вариант - федеральные органы и лично президент России В.В. Путин, который, как известно, слов на ветер не бросает, обеспечат добровольность изучения национальных языков в Татарии и других регионах и достаточные объёмы преподавания русской филологии. Упор в изучении национальных языков будет сделан на их носителей и тех, кто желает учить эти языки - это является единственной эффективной мерой для сохранения языков народов, населяющих Россию.

Но в любом случае, русские татарам - не помощники в сохранении их языка. Теперь уже лет на двести - по причине неумной языковой политики региональной власти рубежа XX и XXI веков.

М.Ю. Щеглов, Общество русской культуры Республики Татарстан, г. Казань

1. Салагаев А.Л., Лучшева Л.В. Этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан как следствие противоречий языковой и образовательной политик // Новые проблемы социокультурной эволюции регионов: сборник VII Всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». 12-15 октября 2011 г. / М-во образ. и науки России, Казанский национально-исследовательский технологический университет. - Казань: КНИТУ, 2011. - С.163

2. Газета «Известия» от 8 августа 1990 г.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ референдума Республики Татарстан 21 марта 1992 года ПРОТОКОЛ Центральной комиссии //URL: http://web.archive.org/web/19991023001118/http://www.kcn.ru/tat_ru/politics/pan_for/wb77.htm

4. Закон РТ от 08.07.1992 N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" // URL: //http://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/zrt/lang.htm

5. «Главное - воспитать русскую интеллигенцию» //Сайт Общества русской культуры Республики Татарстан URL:http://ruskultura.narod.ru/histor.htm#a1

6. Этнолингвистический конфликт в современном Татарстане: борьба за русский язык в школах национальной республики

7. В Казани прошел большой митинг в поддержку русского языка // ИА REGNUM URL: https://regnum.ru/news/1395575.html

8. Щеглов М.Ю. Этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан - угроза безопасности всей России? // Агентство политических новостей - АПН, 01.10.2015 URL: http://www.hwww.apn.ru/index.php?newsid=34145

9. Законопроект № 292430-6 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=292430-6

10. В.В. Путин Перечень поручений по итогам совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/49877

11. В Татарстане на заявление Путина о языках «включили дурака» // Eadaily, URL: :https://eadaily.com/ru/news/2017/07/24/v-tatarstane-na-zayavlenie-putina-o-yazykah-vklyuchili-duraka

12. В.В. Путин Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям // URL:http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/55464

13. РАЗЪЯСНЕНИЕ Министерства образования и науки Республики Татарстан по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1005196.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Щеглов
Поехали, Казань!
Мысли в День космонавтики
12.04.2024
В Казанской опере
«Борис Годунов» на Шаляпинском фестивале
19.02.2024
Кукольная обнажёнка
Выставка авторских кукол и картин Казань
30.12.2023
Зимнее солнцестояние
Из воспоминаний
22.12.2023
Да, надо верить в великий русский народ!
В Казани во время прямой трансляции из Москвы помолились у Храма-памятника русским воинам о упокоении душ всех, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших
16.12.2023
Все статьи Михаил Щеглов
Бывший СССР
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03