За спорами вокруг продления договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Республикой Татарстан (РТ) многие упустили интересную коллизию, разыгрывающуюся в религиозной, а как следствие общественно-политической жизни Казани. На пост мухтасиба (районного руководителя) Вахитовского и Приволжского районов Казани перешел из Нижнекамска Юсуф Давлетшин, которого многие в республике обвиняют в неканонических религиозных взглядах. «Фактическим мухтасибом (всей. – Прим. авт.) Казани сделали ваххабитского проповедника», – так прокомментировал «Независимой газете» это назначение заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев. Новый пост может стать для Давлетшина удобной площадкой для избрания в 2021 году в муфтии республики, особенно если оправдаются слухи о его давней дружбе с мэром столицы.
О переводе Давлетшина 25 июня сообщил официальный сайт Нижнекамского района: «Сегодня стало известно, что имам мухтасиб Нижнекамска и Нижнекамского района, имам-хатыб Центральной Соборной мечети Юсуф-хазрат Давлетшин покидает свой пост и переезжает в столицу Татарстана. В Казани он возглавит мухтасибат Приволжского и Вахитовского районов, а также станет имамом одной из мечетей. Возглавить столичный мухтасибат Юсуф-хазрат приглашен муфтием РТ». Однако, муфтият тогда отказался подтвердить эту информацию, сообщив 28 июня казанскому интернет-изданию «Бизнес Online», что «Давлетшин является одним из кандидатов на должность мухтасиба Приволжского и Вахитовского районов Казани».
Официально Давлетшин покинул свой прежний пост 1 июля, когда мухтасибом Нижнекамского района был в присутствии главы Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Камиля Самигуллина избран рекомендованный последним Салих Ибрагимов. Однако официальной информации о его новом назначении на сайте Духовного управления мусульман Республики Татарстан или в информационных агентствах так и не появилось. Просто 19 июля то же «Бизнес Online» привело в одной из статей его комментарий уже как действующего казанского мухтасиба.
Такая секретность может быть связана с определенным реноме, создавшимся у Давлетшина за время его пребывания на посту мухтасиба Нижнекамского района. С одной стороны, отметил 28 июля «Бизнес Online» исламовед исламовед, доцент кафедры востоковедения и исламоведения Казанского федерального университета Азат Ахунов: «Юсуф Давлетшин уже давно известен как популярный имам, знающий, проповеди которого любят, ходят на него в мечеть на пятничный намаз. В Нижнекамске он очень популярен. Его популярность можно сравнить с популярностью, которая была в свое время у Рамиля Юнусова, который, кстати, также приехал в Казань из Нижнекамска. Насколько я знаю, мусульмане Нижнекамска очень жалеют о том, что Юсуф-хазрат уезжает в Казань». С другой... «В адрес Юсуфа-хазрата Давлетшина тоже звучали разные обвинения – что он не совсем соблюдает традиционные правила, которые приняты в ДУМ Татарстана», – деликатно продолжает Ахунов.
Речь идет об обвинениях в ваххабизме, много раз звучавших в адрес Нижнекамского мухтасибата и действующих при нем учебных заведениях.
«Была группа татар, которая отправлялась в Чечню (в годы существования там сепаратистской Ичкерии. – Прим. авт.) по религиозным мотивам. Часть из них впоследствии вернулась и даже стала работать в качестве преподавателей в нижнекамском медресе «Рисаля» при директоре Рамиле Юнусове (2002–2011), выпускнике одного из университетов из Саудовской Аравии, – утверждал в статье «Исламский терроризм в современном Татарстане: ваххабизм на практике», опубликованной 25 июля 2012 года на сайте АПН, тогдашний директор Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. – Юнусов таким преподавателям, неимевшим никаких свидетельств о религиозном образовании (это образование они получали в лагере Басаева в Веденском районе Чечни), вручил фальшивые дипломы об окончании медресе «Рисаля» и позволил дальше работать уже в качестве педагогов. Шакирды медресе при покровительстве преподавателей с такой биографией активно общались по социальным сетям с «лесными» с Северного Кавказа, а сотрудники молодежного отдела Нижнекамского мухтасибата даже перезванивались с террористом Саидом Бурятским, беседуя о «чистом исламе».
Давлетшин возглавил Нижнекамский мухтасибат уже позже, в 2005 году, будучи переведен на этот пост с аналогичного в Сармановском районе республики. Однако, аналогичные Юнусову претензии звучали и в его адрес. В комментариях под опубликованной 28 июня этого года «Бизнес Online» статьей один из читателей в тот же день четко изложил таковые: «Вопрос к Давлетшину: почему ваше издательство «Рисаля» выпускает переводы книг ваххабитских шейхов: Мухаммада Хусейна Якуба, Маджди Хиляли, Рагыба ас-Сирджани, Абдрахмана Аль-Баша? Чем объясните и оправдаете перевод и издание книг ваххабитских шейхов?.. Медресе «Рисаля» – зачем превратил его в крупнейшее ваххабитское медресе Поволжья? Там учили по учебникам из Саудовской Аравии, учили практике телесных наказаний (худуд). Почему в Нижнекамске издавали видеодиск с проповедями Саида Бурятского, в котором он раскритиковал шиизм и Иран – из-за этого был скандал, генконсульство Ирана в Казани выступило с нотой протеста в адрес правительства РТ?» (Позже эти пункты повторил в своей статье один из авторов местного интернет-издания Eurasia Daily.)
Последний упомянутый эпизод подробно описан в статье Раиса Сулейманова «Религиозное и политическое влияние Ирана на Татарстан в постсоветский период», опубликованной 12 марта 2014 года на сайте АПН: «В 2008 году в Нижнекамске ваххабитами были выпущены видео-диски с лекциями террориста Саида Бурятского, в которых тот сравнил аятоллу Хомейни и вообще шиитов с педофилами (на видео были изображены религиозные иранцы, целующие подростков в губы). Тогда иранские дипломаты направили ноту протеста, и видео-диски были изъяты из продажи».
Мотивы перевода Давлетшина в Казань экспертами и комментаторами называются разные. Первый – возможность оторвать его от паствы и сформированного из своих сторонников аппарата мухтасибата, от привычных связей в местной среде чиновников, бизнеса и общественно-политических активистов. Другой – наоборот, возможность роста для амбициозного мухтасиба. «Я думаю, что муфтий Камиль-хазрат все-таки собирает более энергичную, молодую команду и хочет активизировать работу в Казани. С этим связано его приглашение», – заявил Ахунов «Бизнес Online», добавив, что Давлетшин может далее претендовать на пост муфтия республики: «С учетом того, что полномочия действующего лидера республиканской уммы Камиля Самигуллина, ограниченного двумя сроками, истекают в 2021 году, такую вероятность не следует исключать». (24 января Ахунов назвал в комментарии «Татар-информ» три фамилии потенциальных конкурентов Самигуллина на очередных выборах муфтия республики, произошедших 17 апреля этого года, – Юсуф Давлетшин, Рамиль Юнусов, Рустем Зиннуров) Как прокомментировал статью один из читателей: «Теперь понятно, почему Самигуллин ходит в последние дни такой нервный и хмурной».
Тем более, что Казань сложно счесть «чужим» для Давлетшина городом, скорее даже наоборот. «Как только мы узнали, что Юсуф-хазрат в Казани, решили его пригласить для знакомства: с одной стороны, познакомить наше сообщество с хазратом, с другой — хотели поддержать его. У нас есть сообщество современной молодежи практикующих мусульман. Мне кажется, это было обоюдно полезное знакомство, хотя первично было проведение ифтара», – заявил «Бизнес Online» председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. Впрочем, речь даже не в этом.
«У Айдара Метшина, мэра Нижнекамска, как и у его брата Ильсура Метшина, мэра Казани, были очень хорошие связи с группой Рамиля Юнусова и Юсуфа Давлетшина», – утверждал в 2012 году Раис Сулейманов.
Можно вспомнить, что переведенный в 2005 году из Нижнекамска в Казань в качестве имам-хатыба мечети «Кул Шариф» Рамиль Юнусов держал себя крайне уверенно и независимо в отношении муфтия республики. И дело не в только в том, что формально новая роскошная мечеть не входила в юрисдикцию муфтията, числясь в составе музея «Казанский Кремль». Мобилизация в «Кул Шариф» около тысячи сторонников со всех концов республики, которую произвел Юнусов 6 апреля 2012 года при попытке смещения его муфтием Илдусом Файзовым с поста, вряд ли могла осуществляться без поддержки со стороны местных властей, заинтересованных в «своем» вожде мусульман.
После покушения на муфтия Файзова в июле 2012 года Юнусов уволился в должности заместителя директора музея и уехал в Лондон, официально якобы в командировку на несколько месяцев для изучения языков. Обратно он так и не вернулся, мечеть была какое-то время закрыта на ремонт, а когда она открылась 16 апреля 2013 года, новый муфтий Самигуллин, ощущавший за собой в отличие от своего предшественника поддержку властей республики, представил ее нового имам-хатыба Ильфара Хасанова. Этот раунд власти республики выиграли, но победа оказалась все-таки временной.
В 2020 году у Татарстана будет уже новый глава (вместе с Миннихановым, пообещали в
Москве, уйдет и пост президента республики), и одним из претендентов на этот пост политологи считают мэра Казани, располагающий солидными финансовыми возможностями и весом в местном чиновничьем и деловом сообществе. Многие эксперты связывают именно с ним и то же «Бизнес Online», в считанные годы раскрутившееся до уровня наиболее популярного СМИ в республике. Однако для борьбы за пост главы республики необходима и поддержка в среде муфтията, среди тех людей, кто не обязан своими постами связями с прежним руководством Татарстана. А с уже вслед за новым главой у республики вполне может появиться и новый муфтий.
Владислав Мальцев, журналист