В минувшее воскресенье, 16 июля, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью, сообщает Православие.ру.
«Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея содержит притчу Спасителя о сеятеле, который засеял поле пшеницей. Ночью пришел враг и посеял плевелы - сорняки. Тогда пришли к хозяину поля трудники и говорят: "Давай мы уберем сорняки". Но он ответил: "Нет, если будете сорняки убирать, то и пшеницу можете погубить. Дождемся жатвы, и тогда соберем сорняки, предадим их огню, а пшеницу соберем в житницы" (Мф. 13:24-30). Эта притча - о присутствии зла в человеческой жизни, в человеческой истории. Сорняк - символ зла. Он появляется на плодоносном поле, и его рост небезразличен по отношению к тем злакам, которые произрастают на благо человека. Сорняк губит здоровые злаки, он приносит зло и всегда несет в себе губительную силу, даже будучи порой внешне привлекательным. Так что неслучайно Господь, говоря о присутствии зла в жизни людей, избирает образ сорняка, который не приносит ничего доброго - только плохое. Там, где вкладываются человеческий труд, человеческий талант, где вкладываются определенные материальные и духовные силы, сорняк способен все погубить», - отмечает Первоиерарх.
«Когда мы боремся за добро и правду, - продолжил он, - когда мы защищаем духовные ценности, когда мы стремимся уберечь от растления души молодых людей, поддержать людей пожилых, - тогда мы соучаствуем в действительно вселенской борьбе со злом. Зло, присутствующее в человеческой жизни, губит добро, и возникает вопрос: "Что же, Господь не может убрать сорняки? Почему Он в притче говорит, что хозяин поля запретил сорняки убирать?" Потому что, убирая сорняк, можно погубить и здоровый плод. Что же это означает? Что зло необходимо? Конечно, нет, но, преодолевая зло, человек способен возрастать и бороться со злом. Конечно, у Бога есть возможность в одночасье уничтожить сорняки в роде человеческом. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Бог может уничтожить зло и сделать это в любой день. Но что же останется тогда от рода человеческого? Не будет человеческой жизни, ведь зло попускается именно потому, что оно истребляется добром, которое производит человек. Каждый вовлекается в космическую борьбу добра со злом. Когда мы в жизни своей зло разрушаем, когда мы сеем добро и правду вокруг себя, когда мы боремся за добро и правду, когда мы защищаем духовные ценности, когда мы стремимся уберечь от растления души наших молодых людей, поддержать людей зрелых и пожилых, - тогда мы соучаствуем в действительно вселенской борьбе человека со злом, и завершится эта борьба в конце мира, когда справедливость будет полностью явлена».
«Иногда люди страдают от того, что в своей жизни они не увидели явления справедливости в тех или иных обстоятельствах. Им кажется, что зло тотально господствует. Мне приходится общаться со многими людьми, и очень часто я слышу такие слова: "Святейший, а куда мир идет? Что с нами происходит? Почему наступает зло?" У некоторых наступает отчаяние, они спрашивают: а можно ли что-то сделать? Глубоко убежден: никакого отчаяния быть не должно, потому что зло будет побеждено. Зло господствует временно. Оно может наслаждаться своими победами, издеваться над добром и носителями добра, но оно будет уничтожено. Иногда нам действительно не хватает всей жизни, чтобы увидеть, как зло терпит поражение, а иногда мы и при жизни становимся свидетелями такой победы», - отмечает Патриарх Кирилл.
«Иногда нас спрашивают, что означают слова "Святая Русь". Мы отвечаем: "Так говорят не потому, что на Руси святых было больше, чем в других местах, а потому что святость была абсолютным нравственным идеалом для нашего народа". Даже когда на Западе под влиянием мощных антихристианских сил этот идеал святости стал ослабляться, а после известных революционных событий - силой изгоняться из жизни общества, на Руси ничего подобного не было. Даже когда Господь посетил нас Своим праведным гневом, так что произошла и в нашей стране революция, сметавшая все внешние признаки религиозности, включая храмы и монастыри, но и она не смогла вычеркнуть из памяти людей, из их совести все то, чему они были научены предшествующими поколениями, начиная от святых апостолов. Мы обладаем силой сопротивляться злу. Важно, чтобы именно такое понимание предназначения нашего Отечества проникало в сознание людей - и во власти сущих, и в сердца простых людей», - уверен он.
«Сегодня Отечество наше приобретает все большее значение для всего мира. Вы все читаете газеты, смотрите телевидение, пользуетесь Интернетом, - стало быть, видите, что происходит в мире, когда силой закона, силой власти насаждаются страшные грехи, а люди, которые желают этому противостоять, просто выражая видимым образом свое несогласие, могут быть репрессированы. Такого не было со времен Римской империи, когда репрессировать могли любого, кто не поклонялся идолам. Поэтому все эти новые явления в некоторых странах должны еще и еще раз помочь нам понять, что означала христианская цивилизация для жизни людей, что означает христианская вера для нашего народа. Мы должны возблагодарить Господа, Его святых апостолов, что их силой и, конечно, силой Святого Духа хранятся немеркнущие Евангельские истины в жизни людей, особенно в жизни нашего народа, прошедшего через огромные скорби, связанные с отстаиванием своей веры. Верим, что, пройдя трудным путем XX века, пережив гонения и испытания, мы выработали в себе некий иммунитет, некую нечувствительность к диавольским соблазнам и искушениям. Мы обладаем силой сопротивляться злу. Очень важно, чтобы именно такое понимание предназначения Отечества нашего сегодня проникало в сознание многих и многих людей - и во власти сущих, и нашей интеллигенции, и представителей средств массовой информации, общественных организаций, но, самое главное, - в сердца простых людей, их семьи, в среду их родных и близких», - отмечает Предстоятель Русской Церкви.
«Сейчас очень много расслабленных - не физически парализованных, но духовно расслабленных. Огромная часть нашего народа в каком-то смысле расслаблена - нет духовной силы, нет искренней веры, нет собственной молитвы. Что же этим людям, погибать? Ведь должен быть кто-то, кто приведет их ко Христу. Вот в этом задача искренне верующих, активных членов Церкви. Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников. Мы должны подвигом своей жизни, тем, что будем тратить время и силы на других людей, приводить их ко Христу. И по нашей вере Господь исцелит это множество расслабленных. Мы должны подвигом своей жизни, тем, что будем тратить время и силы на других людей, приводить их ко Христу. И по нашей вере Господь исцелит это множество расслабленных. Разве не в этом миссия Церкви - приводить расслабленных ко Христу? Разве не на это должна быть направлена вся наша энергия, все наши молитвы, все наши помыслы? Именно так должны работать сегодня наши приходы, наши церковные организации. Так должен сегодня работать наш епископат и наше духовенство. На это должно быть нацелено наше внимание, - чтобы приводить ко Христу расслабленных людей, дабы они получили силу, встали и пошли. Пошли самостоятельно, без каких-либо опасных и греховных указаний извне, пошли по голосу своей совести и по вере своей по пути к Богу, а значит, к счастливой и мирной жизни уже здесь, на земле. Потому что вера дарует человеку внутренний мир, а внутренний мир - это и есть синоним человеческого счастья», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.