Председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов России Алексей Кудрин рассказал о пяти заблуждениях относительно обеспечения экономического роста России, пишет «Экономика сегодня» со ссылкой на «Коммерсант».
Первый миф заключается в том, что инфляция в России носит преимущественно немонетарный характер, поэтому ее бессмысленно регулировать мерами денежной политики, и ЦБ необходимо отказаться от таргетирования инфляции как своей основной задачи, ведь с ней может справиться, прибегнув к ограничению монопольных тарифов.
Кудрин отметил, что к «немонетарным» факторам инфляции относится не только рост тарифов естественных монополий, но также любое увеличение цен из-за роста издержек, включая девальвацию нацвалюты и инфляционные ожидания.
Второй миф состоит в том, что экономический рост России сдерживается недостаточностью денежных средств, поэтому его можно подтолкнуть с помощью расширения денежного предложения.
На самом же деле монетизация и другие показатели развития кредитных отношений определяются способностью самой финансовой системы генерировать ресурсы, а не жесткостью и мягкостью денежной политики, подчеркнул экс-министр.
Третий миф заключается в том, что экономический рост можно разогнать, если задействовать в стране значительные незагруженные производственные мощности с помощью снижения кредитной ставки.
По словам Кудрина, даже если отдельные свободные мощности и существуют, нельзя «стрелять» по ним из тяжелой монетарной артиллерии и увеличивать риск общего разгона инфляции.
Четвертый миф: увеличению темпом роста экономики может способствовать какой-либо аналог политики «количественного смягчения», заключающегося в предоставлении дополнительной ликвидности на льготных условиях.
Экс-министр приводит в качестве примера опыт США, Великобритании и Японии, отмечая развитие экономических ситуаций в этих государства и России. По мнению Кудрина, российский вариант такой политики только ускорит инфляцию и увеличит давление на рубль.
Пятый миф состоит в том, что возвращение активов Банка России к активной валютной политике спровоцирует рост за счет снятия с российских компаний валютных рисков, усиления конкурентных позиций экспортеров и компаний, ориентирующихся на импортозамещение.
«Несмотря на то, что режим регулируемого обменного курса может ненадолго создать иллюзию стабильности, уже в среднесрочной перспективе он приведет к кризису платежного баланса. В итоге зависимость от условий торговли, обусловленная доминирование сырья в структуре экспорта, только вырастет», – отметил Кудрин.
Он добавил, что при разработке стратегии экономического роста необходимо, прежде всего, делать акцент на его устойчивости.
«Элементами стратегии не должны быть меры, которые дают краткосрочный позитивный эффект, но создают экономической системе деформации, мешающие ее здоровому развитию», – заключил бывший глава Минфина.
«Мифы» Кудрина проанализировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова Валентин Катасонов:
Предлагаю непредвзято взглянуть на то, как менялась картина мировой экономики в последние двадцать лет. Для Китая были характерны очень высокие темпы экономического роста. Поднебесная вышла на орбиту мировой экономики, заняв в ней первое место по ВВП, (рассчитанному по паритету покупательской способности), благодаря тому, что длительное время держала фиксированный заниженный курс юаня. Подобная тактика китайцев раздражала и гневила США, поэтому Вашингтон пытался давить на Пекин, требуя отмены стабильного и фиксированного валютного курса денежной единицы. Но китайцы твердо стояли на своем. И только после того, как Китай вышел на орбиту, он стал аккуратно вводить не полностью свободный, но регулированный курс юаня.
Кудрин предлагает сигналы раздражения, которые Вашингтон посылал и продолжает посылать различным странам: ни в коем случае нельзя прикасаться к валютным курсам своих национальных денежных единиц! Свободное плавание валютных курсов означает разрушение экономики. Экономику нельзя строить с волатильным или плавающим валютным курсом. Отсутствие валютных ограничений на движение трансграничных капиталов позволяет использовать свободный либеральный валютный режим для дестабилизации экономики. Тот же Джордж Сорос, представляющий интересы хозяев денег, может собрать команду финансистов-мародеров и обвалить национальную денежную единицу. Это уже не просто спекулятивная операция, а использование валютных инструментов для достижения геополитических целей.
У меня создается впечатление, что Алексей Леонидович Кудрин плоховато учился, потому что слабо себе представляет историю экономики. Например, почему-то он не упоминает, что на протяжении тридцати лет существовала Бреттон-Вудская система, краеугольным камнем которой была фиксированность валютных курсов. Именно тогда мировая экономика, в том числе западная, развивалась: был реальный рост внутреннего валового продукта.
Алексей Леонидович не очень хорошо понимает или делает вид, что не понимает, в чем различия между экономиками Запада и остального мира. Экономика Запада – это экономика т.н. золотого миллиарда. Эти страны можно смело и уверенно называть государствами-паразитами, потому что они имеют отрицательные платежные балансы, живут за счет импорта капиталов, покупают за бесценок готовые товары в странах-перифериях мирового капитализма. Кстати, для этого им нужны именно заниженные курсы национальных валют этих стран.
США проводили и проводят курс по обеспечению американского доллара повышенной покупательской способности, по сравнению с рублем, юанем и иными денежными единицами стран-периферий. Запад использует этот инструмент эксплуатации и перекачивание денег в страны т.н. золотого миллиарда. Неужели Алексей Леонидович не понимает таких простых вещей?! Понимает. Он на протяжении долгих лет жизни работал в качестве министра финансов и обеспечивал перевод ресурсов из России на Запад. Поэтому его можно сравнить с прокуратором Понтием Пилатом, который отвечал за Иудею и Палестину. Основная задача прокуратора была собирать и своевременно отправлять налоги с подконтрольных территорий в Римскую казну. Ныне Кудрин пытается вернуться на прежнюю должность прокуратора, может быть, даже с повышением. Алексей Леонидович продолжает действовать в интересах «Римской метрополии».
Премьер в нашей стране не понимает и не определяет никаких правил, а, быть может, прикидывается, поэтому
Дмитрий Медведев ничем не отличается от бывшего министра финансов Кудрина. У меня создается впечатление, что в государстве мало людей, которые могут четко сформулировать национальные интересы в экономике России.
13 мая Президент России подписал Стратегию экономической безопасности. На «Русской народной линии» опубликованы два видеосюжета с моим участием на эту тему - «
Экономическая стратегия России» и «Нарочно не придумаешь: «
Стратегия экономической безопасности». Наша власть не несет никакой ответственности даже за документы. Я уже не говорю про их исполнение. Видимо, чиновники рассчитывают, что никто уже не читает документов. Меня атаковали журналисты с просьбой прокомментировать Стратегию экономической безопасности, поэтому пришлось ее прочесть. Одним словом, правая рука не ведает, что творит левая. Я немного представляю, каким образом создаются подобные документы. Различным министерствам рассылаются задания по отдельным частям документа. В рамках министерства или ведомства документация рассылается по департаментам и отделам, где люди пишут свои куски. Затем кто-то на верху сводит несводимое. Помните, как у юмориста была миниатюра о пиджаке, пошитом различными мастерами? В результате его носить было невозможно. Один мастер делал подкладку, другой – рукава, третий – пришивал пуговицы. Но вышло сплошное безобразие. Мне хочется узнать авторов Стратегии. Некоторое время я работал в таких структурах, поэтому знаю, что документы визируются, иногда пишутся фамилии авторов отдельных фрагментов документа. Во время обсуждения Стратегии экономики России с Игорем Валентиновичем Бощенко на «Нейромир-ТВ» у меня родилась мысль. Я предложил обратиться к зрителям, среди которых есть сочувствующие Администрации Президента и министерству экономики, дать информацию об авторах документации Стратегии.
Заявление Кудрина о недостаточности денежной массы – это дважды два четыре. Об этом говорит не только Михаил Хазин, но и сотни, тысячи других экономистов.
У меня нет желания возвращаться к экономическим понятиям и аргументам, но Кудрин мне напоминает садиста, который подначивает, чтобы из жертвы пускали кровь. В медицине есть определенные нормативы и показатели, сколько должно быть крови в организме, исходя из веса человека. Также с определенными поправками можно посчитать количество денег, необходимых для обеспечения нормального функционирования здоровой экономики, обмен товарами, ресурсами и полуфабрикатами между различными секторами экономики.
Господин Кудрин предлагает продолжить выпускать кровь из организма экономики. Ныне показатель монетизации экономики составляет где-то 40%. Коэффициент монетизации – отношение денежного агрегата к ВВП. Не обязательно знакомиться с методологией расчета этого показателя. Важно сравнение оттока крови в других странах. Например, у Китая – 200% ВВП. Благодаря такой монетизации китайцы обеспечивали высокий темп экономического развития государства. Конечно, можно рассуждать о качестве «крови», но это уже иной разговор.
Экономики стран Запада: США, Европа – 100-150% ВВП. У некоторых доходит даже до 200%. В России данная пропорция пребывает на уровне между жизнью и смертью. Такое ощущение, что Алексей Леонидович выступает в роли садиста, который получает удовольствие от обескровливания своей жертвы.
Мое живое общение с представителями пятой колонны свидетельствует, что часть либералов – циники, которые работают на Запад за деньги. Некоторые трудятся в надежде получить возможность приземлиться где-нибудь за океаном. Другая часть – полезные идиоты. Пятая колонна – это черствая публика. Но нам это не так важно. Главное, что они работают на нашего геополитического противника. Алексей Леонидович является ярким представителем пятой колонны. Теперь уже нет никаких сомнений, чьи интересы он отстаивает.