Сегодня вся Церковь собирается на Тайной Вечери и вспоминает, что произошло в Великий Четверг накануне Крестной смерти Господа. НаТайной Вечери Господь открыл Своим ученикам сердце в решимости идти до конца. И в то же время Он разделил с ними эту таинственную трапезу, чтобы они имели общение с Ним.
Два выражения в сегодняшнем Евангелии - «до конца» и «иметь часть с Ним» - да звучат всегда в нашей памяти и укрепляют нашу веру. Что значит для Господа накануне Его смерти решимость идти до конца? И что значит для нас принятие Евхаристии, как не знамение, что мы имеем часть со Христом, Который идет до конца? До конца свидетельства и надежды, до конца служения и любви.
Он знает, куда Он идет. И Он торопит время, говоря Иуде-предателю: «Что делаешь, делай скорее». Он исполнен решимости и приобщает ей Своих учеников - идти до конца свидетельства и надежды. На суде Пилата Он скажет: «Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37).
Господь идет до конца Своего свидетельства, что никогда не постыдится тот, кто до конца направляет свою жизнь по воле Божией. Никогда не постыдится тот, кто с Богом живым идет до конца своего призвания и своего служения. До конца того, к чему призван человек. Бог никогда не поведет нас на гибельные пути. «Никто не отнимает у Меня жизнь, - говорит Своим ученикам Господь, - Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18). «Отче, да будет воля Твоя», - молится Он в Гефсиманском саду (Мф. 26, 42). Прежде Крестных Страданий Он предстоит пред Отцом Небесным с решимостью идти до конца, - не в фатальной покорности, а в доверии Богу Живому, Которому Он всегда был послушен.
В Евангелии сказано: «Возлюбив сущих с Ним, Он возлюбил их до конца». То есть до полноты, до высшего исполнения. И умовение ног - символ того, что смысл жизни заключается в том, чтобы идти до конца в любви к Богу и в то же время идти до конца в любви к человеку. Господь показывает, что не постыдится никогда тот, кто изыскивает все средства, чтобы служить ближним. И Господь свидетельствует, что только возвышая чужую жизнь, возвысишь свою.
А что значат слова: «иметь часть со Христом»? Когда апостол Петр протестует против умовения ему ног Его Учителем, Господь говорит ему: «Если не умою твоих ног, не будешь иметь части со Мною». Иметь часть соХристом - значит надеяться на Него, устремляться к жизни с Ним, идти до конца с Ним, соединить свою человеческую судьбу с Его судьбою.
Господь преподал Своим ученикам Свои Пречистые Тайны под видом хлеба и вина, чтобы они имели часть с Ним. «Сие творите в Мое воспоминание», - говорит Он им. Всякий раз, когда они будут совершать Божественную литургию, они будут творить ее в воспоминание, что Христос идет до конца любви к Богу и к ним. И, приобщаясь Ему, они будут становиться причастниками такой любви. Если в ком нет жажды такого причащения, тот не рассуждая, как говорит апостол Павел, приступает к таинству Тела и Крови Христовых и в суд себе яст и пиет.
Идти до конца в любви к Богу - значит всякий раз, причащаясь Христовых Таин, мы должны испытывать нашу верность крещенским обетам. Нашу верность в служении Церкви - и это относится прежде всего к нам, священникам, - потому что мы должны идти до конца в нашем служении Господу. Сегодня уместно вспомнить, что когда совершается таинство священства, епископ дает рукоположенному пастырю после евхаристического канона Тело Христово со словами: «Прими залог сей, о нем же будешь истязан на Страшном Суде, в день воздаяния праведного».
Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, иметь часть со Христом означает иметь мужество жить всегда в присутствии Божием. Среди лжи мира нам дается возможность перевести дух и увидеть, что жизнь имеет смысл. Бог берет тебя за руку и говорит: «Не бойся, путь долог, но стоит понести любые скорби и любые труды. Твоя жизнь драгоценна и серьезна. Но ты должен идти до конца - до конца Христова света, до конца Христова слова, до конца твоих обетов». Невозможно жить полуистиной, четверть правдой.
Причащаясь святых Христовых Таин, мы призываемся также идти до конца в любви к нашим ближним в служении им. Именно это символизирует омовение ног. Каждый из нас должен спросить себя: жертвовал ли я ради кого-то хотя бы частью себя, избирал ли такой образ жизни, который дорого стоил мне? Если мы ученики Христовы, если мы имеем часть со Христом, если мы решились идти до конца в любви к другому человеку, естественно, это потребует нас самих, нашего времени, наших сил. Всякий раз, когда мы причащаемся святых Христовых Тайн, мы должны отдавать себе в этом полный отчет.
Поэтому не будем говорить: «Как тяжел крест любви к ближнему!» Идти до конца этой любви - всегда имеет конкретный смысл. Речь не идет о том, чтобы произносить красивые слова о любви: «Дорогие братья и сестры, возлюбленные о Господе». А о том, чтобы с каждым принятием бескровной Жертвы Христовой учиться принимать в нашу жизнь благодать слова Христова: «Нет больше любви, чем кто душу свою положит за друзей своих». Господь наш Иисус Христос прошел Свой путь до конца - до Креста, до Воскресения, утверждая нас в нашей надежде. Чтобы мы знали, что это одно и то же - идти до конца в любви к Богу и до конца в любви к человеку.
Великий Четверг - не просто воспоминание о том, что когда-то совершил Господь, но творение Им в нашей жизни любви до конца - в Его воспоминание. Всякий раз, когда мы причащаемся святых Христовых Тайн, мы имеем часть со Христом. Он ведет нас намного дальше по этой дороге, по которой мы раньше шли и которую нельзя пройти вполовину.
И нам дается величайшая радость знать, что идущий со Христом не постыдится вовеки. Только так можем мы побеждать нашу расслабленность, наше отчаяние, нашу неспособность любить, наши сомнения, нашу половинчатость в служении Богу и ближнему. Нет иного выбора для тех, кто хочет достигнуть света Христова, Его Божественной вечной Пасхи, кроме как идти с Ним до конца.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России