Иметь часть со Христом

Великий Четверг. Тайная Вечеря

Великий пост 
0
930
Время на чтение 4 минуты

Сегодня вся Церковь собирается на Тайной Вечери и вспоминает, что произошло в Великий Четверг накануне Крестной смерти Господа. НаТайной Вечери Господь открыл Своим ученикам сердце в решимости идти до конца. И в то же время Он разделил с ними эту таинственную трапезу, чтобы они имели общение с Ним.

Два выражения в сегодняшнем Евангелии - «до конца» и «иметь часть с Ним» - да звучат всегда в нашей памяти и укрепляют нашу веру. Что значит для Господа накануне Его смерти решимость идти до конца? И что значит для нас принятие Евхаристии, как не знамение, что мы имеем часть со Христом, Который идет до конца? До конца свидетельства и надежды, до конца служения и любви.

Он знает, куда Он идет. И Он торопит время, говоря Иуде-предателю: «Что делаешь, делай скорее». Он исполнен решимости и приобщает ей Своих учеников - идти до конца свидетельства и надежды. На суде Пилата Он скажет: «Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37).

Господь идет до конца Своего свидетельства, что никогда не постыдится тот, кто до конца направляет свою жизнь по воле Божией. Никогда не постыдится тот, кто с Богом живым идет до конца своего призвания и своего служения. До конца того, к чему призван человек. Бог никогда не поведет нас на гибельные пути. «Никто не отнимает у Меня жизнь, - говорит Своим ученикам Господь, - Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18). «Отче, да будет воля Твоя», - молится Он в Гефсиманском саду (Мф. 26, 42). Прежде Крестных Страданий Он предстоит пред Отцом Небесным с решимостью идти до конца, - не в фатальной покорности, а в доверии Богу Живому, Которому Он всегда был послушен.

В Евангелии сказано: «Возлюбив сущих с Ним, Он возлюбил их до конца». То есть до полноты, до высшего исполнения. И умовение ног - символ того, что смысл жизни заключается в том, чтобы идти до конца в любви к Богу и в то же время идти до конца в любви к человеку. Господь показывает, что не постыдится никогда тот, кто изыскивает все средства, чтобы служить ближним. И Господь свидетельствует, что только возвышая чужую жизнь, возвысишь свою.

А что значат слова: «иметь часть со Христом»? Когда апостол Петр протестует против умовения ему ног Его Учителем, Господь говорит ему: «Если не умою твоих ног, не будешь иметь части со Мною». Иметь часть соХристом - значит надеяться на Него, устремляться к жизни с Ним, идти до конца с Ним, соединить свою человеческую судьбу с Его судьбою.

Господь преподал Своим ученикам Свои Пречистые Тайны под видом хлеба и вина, чтобы они имели часть с Ним. «Сие творите в Мое воспоминание», - говорит Он им. Всякий раз, когда они будут совершать Божественную литургию, они будут творить ее в воспоминание, что Христос идет до конца любви к Богу и к ним. И, приобщаясь Ему, они будут становиться причастниками такой любви. Если в ком нет жажды такого причащения, тот не рассуждая, как говорит апостол Павел, приступает к таинству Тела и Крови Христовых и в суд себе яст и пиет.

Идти до конца в любви к Богу - значит всякий раз, причащаясь Христовых Таин, мы должны испытывать нашу верность крещенским обетам. Нашу верность в служении Церкви - и это относится прежде всего к нам, священникам, - потому что мы должны идти до конца в нашем служении Господу. Сегодня уместно вспомнить, что когда совершается таинство священства, епископ дает рукоположенному пастырю после евхаристического канона Тело Христово со словами: «Прими залог сей, о нем же будешь истязан на Страшном Суде, в день воздаяния праведного».

Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, иметь часть со Христом означает иметь мужество жить всегда в присутствии Божием. Среди лжи мира нам дается возможность перевести дух и увидеть, что жизнь имеет смысл. Бог берет тебя за руку и говорит: «Не бойся, путь долог, но стоит понести любые скорби и любые труды. Твоя жизнь драгоценна и серьезна. Но ты должен идти до конца - до конца Христова света, до конца Христова слова, до конца твоих обетов». Невозможно жить полуистиной, четверть правдой.

Причащаясь святых Христовых Таин, мы призываемся также идти до конца в любви к нашим ближним в служении им. Именно это символизирует омовение ног. Каждый из нас должен спросить себя: жертвовал ли я ради кого-то хотя бы частью себя, избирал ли такой образ жизни, который дорого стоил мне? Если мы ученики Христовы, если мы имеем часть со Христом, если мы решились идти до конца в любви к другому человеку, естественно, это потребует нас самих, нашего времени, наших сил. Всякий раз, когда мы причащаемся святых Христовых Тайн, мы должны отдавать себе в этом полный отчет.

Поэтому не будем говорить: «Как тяжел крест любви к ближнему!» Идти до конца этой любви - всегда имеет конкретный смысл. Речь не идет о том, чтобы произносить красивые слова о любви: «Дорогие братья и сестры, возлюбленные о Господе». А о том, чтобы с каждым принятием бескровной Жертвы Христовой учиться принимать в нашу жизнь благодать слова Христова: «Нет больше любви, чем кто душу свою положит за друзей своих». Господь наш Иисус Христос прошел Свой путь до конца - до Креста, до Воскресения, утверждая нас в нашей надежде. Чтобы мы знали, что это одно и то же - идти до конца в любви к Богу и до конца в любви к человеку.

Великий Четверг - не просто воспоминание о том, что когда-то совершил Господь, но творение Им в нашей жизни любви до конца - в Его воспоминание. Всякий раз, когда мы причащаемся святых Христовых Тайн, мы имеем часть со Христом. Он ведет нас намного дальше по этой дороге, по которой мы раньше шли и которую нельзя пройти вполовину.

И нам дается величайшая радость знать, что идущий со Христом не постыдится вовеки. Только так можем мы побеждать нашу расслабленность, наше отчаяние, нашу неспособность любить, наши сомнения, нашу половинчатость в служении Богу и ближнему. Нет иного выбора для тех, кто хочет достигнуть света Христова, Его Божественной вечной Пасхи, кроме как идти с Ним до конца.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06