Нет нам дороги унывать

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти преподобного Серафима Саровского

Пастырская проповедь 
0
1126
Время на чтение 5 минут
Преподобный Серафим Саровский - один из самых близких нам и любимых русских святых. Нет, наверное, православного дома, где не было бы ему иконы. Вот он стоит в белом холщовом балахоне, смиренный, седовласый, сгорбленный старец, подпирающийся мотыгой или топором. На груди — медный крест, которым благословила его родная мать, отпуская из дома, за плечами - сумка, в которой он носил при себе святое Евангелие. Крест и Евангелие - всегда с ним. Вся жизнь его - перед Крестом и Евангелием, как непрестанное таинство исповеди, и с дыханием его соединено имя Иисусово: «Боже, милостив буди мне грешному». И потому в глуши тамбовских лесов, где он подвизается, у него и Иерусалим, и Гефсимания, и Голгофа. Для него естественная потребность каждый день читать столько Евангелия, сколько по уставу Церкви полагается после сорокадневного поста и молитвы на Страстной седмице, когда вся Церковь предстоит перед Крестом Христовым. Вся жизнь его - на глубине Страстной и Пасхи. Всегда, весь год - Страстная, и потому всегда, весь год - Пасха.

Мы слишком привыкли к исповеданию нашего Символа веры. Эти слова часто скользят по поверхности нашего сознания, не потрясая нас чудом истины. Однако все, что мы произносим, превосходит наше естественное восприятие. Как мгновенен этот переход от слов «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы» к словам «и страдавша, и погребенна». От Рождества - сразу к страданиям на Кресте. Как если бы ничего не происходило в промежутке между этим. Все Евангелие как будто исчезает. Тридцать три года на земле Сына Божия, о которых Символ веры ничего не говорит или, вернее, все заключено в слове «Крест». Это потому что Крест является единым и единственным измерением Бога на земле. Здесь Его центр, Его час (Ин. 12, 23). Здесь суть всего. Здесь, у Креста, всегда до скончания века ходатайствует за нас Божия Матерь. Здесь преподобный Серафим молится с воздетыми к небу руками, стоя на камне посередине России. Здесь его лицо сияет как у Христа на Фаворе среди мрака и холода наших дней. Его исцеление Михаила Васильевича Мантурова после того, как тот не одними устами исповедал Символ веры, - образ исцеления каждого приходящего к нему человека и всей нашей России.

Бог есть полнота любви. Любви до конца, то есть до готовности умереть за того, кого любишь: «нет больше той любви» (Ин. 15, 13). Он приносит Себя в жертву за нас. Это непостижимо, это не перестает поражать. Такой любви научился преподобный Серафим у Божией Матери. И он обретает благодать ходатайствовать пред Богом за убивавших его разбойников. Но родство с Богом и всеми святыми и есть Крест. Не только данный, но и принятый. Незадолго до смерти преподобный Серафим говорил, показывая на иконы: «Это все мои родные, близкие». И дважды в видении Божия Матерь указует апостолам Петру и Иоанну на него, лежащего на одре болезни: «Сей от рода нашего».

Чем ближе человек к Богу, тем в большее родство вступает он со всеми людьми. Сама Божия Матерь благословила преподобного Серафима, после того, как многими скорбями стяжал он радость о Духе Святом, выйти из затвора к людям. Смысл жизни - стяжать радость, чтобы давать радость другим. Мы видим эту его пасхальную радость о каждом человеке. Кто бы к нему ни приходил - нищий в рубище или прославленный генерал, в каком бы греховном состоянии ни находился, всем кланялся он до земли, и, благословляя, сам целовал руки у всех, как если бы они имели священный сан, и говорил: «Радость моя, Христос воскресе!» И это звучало как слово святого Иоанна Златоустого посреди Пасхи: «Приидите все, постящиеся и непостящиеся, никтоже да плачет своего убожества, ибо прощение от гроба возсия». И ныне, среди небывалого равнодушия к человеку и войны против человека, звучит это его «радость моя». Каждый человек - радость, потому что Христос воскрес. Потому что Крестом прииде радость всему миру. Потому что Божия Матерь никогда не отступает от нас, что бы с нами ни происходило.

Вот почему так торжественно праздновал недавно весь православный мир столетие со дня прославления преподобного Серафима, а затем столь же радостно — двухсотпятидесятилетие со дня его рождения. Здесь и в будни - праздник, потому что ежедневно стекаются сюда тысячи паломников. Все хотят припасть к его чудодейственным мощам, пройти с молитвой по Богородичной Канавке. Все знают наизусть названия его источников - Казанский в Дивеево, Цыгановка, Сатис. Сама Божия Матерь, явившись Своему возлюбленному избраннику у реки Саровки, ударила в землю жезлом и обещала этому месту благодать большую, чем некогда имела вода Вифезды в Иерусалиме.

У Божией Матери научился он, и учит всех, приходящих к нему, быть источником радости для других, с кем бы мы ни встречались, даже если эти встречи мгновенны. Божия Матерь - Живоносный Источник, есть в Церкви такой праздник и икона с таким названием, к которой часто отправлял ищущих у него утешения преподобный Серафим. И сам он как святой источник, к которому все приходят за целебной водой. Одни приходят с большим сосудом, другие - с маленьким. И все наполнены до краев. Некоторые сосуды грязные, но вода очищает их. И никто не уходит пустым. Таково наше общение с преподобным Серафимом. Такова должна быть наша жизнь. «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Всякий, кто приближается к нам, должен от общения с нами исполниться большим миром. Всякий, кто навещает нас во время болезни или просто дружески, или по работе, или по соседству, должен уйти от нас, хотя бы немного более радостным, чем пришел. И, по самому главному счету, от всей Церкви, от ее благодатного переживания Христа, единства с Ним и с Пресвятой Богородицей, должна исходить радость, которую ничто не может омрачить. Не мы - источник радости. Вода, которую мы можем дать, истекает из другого источника. Источник нашей радости - в Боге, и преподобный Серафим ведет к Нему. Когда источник перестает отдавать воду, он загрязняется. Как душа, которая перестает быть источником мира для других. Потому что ее отношения с Господом и Божией Материю не чисты. Если нет у нас радости, и мы побеждаемы унынием, не оттого ли это происходит, что есть некая преграда между Богом и нами. Не в том беда, что много у нас скорбей, а в том, что мы не имеем решимости принять Крест Христов как нашу победу.

Какие бы ни ждали нас впереди испытания, если с нами будет крестная сила, они послужат только к большей славе верных. Мы все помним пророчество преподобного Серафима о времени, «когда ангелы не будут успевать принимать души». Но не все, наверное, знают его пророчество о предстоящих апокалиптических бурях, которые он в свете крестной благодати уподобляет только песчинкам. «Смотри на дно колодезя, - говорит он юноше (Андрею Филлиповичу Леопольдову), спасая его от отчаяния и безверия. - Видишь, вода бьет ключом из земли, и вместе с нею поднимаются песчинки. Они поднимаются и падают, поднимаются, и опять падают, а вода остается чистою. Эти песчинки не могут возмутить воды. Так и те, кто старается возмутить Церковь Православную, замутить ее чистое и святое учение, подобно этим песчинкам со своим учением будут падать вниз, а учение святой Православной Церкви будет стоять чистым вовеки».

Радость рождается от любви. Любовь имеет такую силу, что мы забываем о себе, и помним о том, кого любим. Если нам надо понести большие труды и скорби, зная, что они угодны Богу, мы с радостью понесем их. Они будут для нас сладки. И мы услышим завет преподобного среди небывалых скорбей: «Нет нам дороги унывать. Христос все победил, диавола посрамил, смерть умертвил». И только за православие - за верность Кресту Христову и Воскресению, предстательством Божией Матери, Бог помилует Россию.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Нет нам дороги унывать

Во тьме предрассветной сквозь сумрак и мглу По зимней дороге я в церковь иду Напротив аптеки фонарь на углу Горит и собой заменяет звезду В мерцающем свете ночного огня В конце переулка видны купола Они не блестят в ожидании дня Но солнце взойдёт и рассеется мгла Стоит как свеча пятиглавый собор Как куст неопальный незримый в ночи Сияньем наполнен небесный простор И толщу морскую пронзают лучи Служить литургию стекается люд Затеплились свеч и лампад огоньки Ко храму спасительный пройден маршрут Исполнились света святые деньки.
bvnxy / 16.01.2017, 06:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 11:56
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 11:49
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
23.04.2024 11:45
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11