Новый министр образования и науки России Ольга Васильева считает, что в педагогическую магистратуру должны приниматься только выпускники профильного обучения – бакалавры-педагоги, пишет Regions.ru. Об этом министр заявила на совещании ректоров вузов, выпускающих педагогические кадры. Эта мера призвана улучшить качество преподавания, но на деле, как опасаются эксперты, лишит школы множества хороших специалистов.
«Как Вы прокомментируете эту инициативу? Поможет ли она решить проблему с “недоученностью” молодых учителей и не создаст ли новых проблем, в том числе кадровых, в российских образовательных учреждениях?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Владыка Евгений (Кульберг), епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, полагает, что «госпожа министр - неглупый человек, и есть основания считать, что она настроена не на развал системы образования и воспитания – скорее, на активное развитие этой системы».
«Дерзну также предположить, что новый формат все-таки предусматривает "коридор" для специалистов без высшего педагогического образования - по крайней мере, я сейчас обучаюсь в гуманитарной магистратуре, и, не имея высшего педагогического образования, по ее окончании получу диплом именно педагога. Думаю, образовательная концепция нового министра учитывает возможность получения педагогического образования», - отметил он.
«А что педагоги должны развиваться - факт. И магистратура, убежден, дает больше, нежели многочисленные курсы повышения образования, которые часто превращаются в формальность. А 2,5 года - не такой большой срок, чтобы не получить эту квалификацию и не употребить потом приобретенные навыки для работы в школе», - заключил владыка.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, с сожалением констатировал, что кадровые проблемы у нас везде. «Я из Московской области, и вижу, что они не решаются - даже намека на это нет, - посетовал он. - В такой ситуации создавать дополнительные препятствия к тому, чтобы люди шли в школы, как минимум странно».
«Мы не знаем, о чем думала новый министр образования или ее советчики, когда предлагали такое решение, чем они руководствовались, но опыт убеждает: универсальна «золотая середина». Быть может, не нужно отказываться от старой модели, бросаться в крайности, отменяя одно или навязывая другое. Наверное, это более разумно, когда кадровая проблема столь остра», - предложил пастырь.
«Дело еще и в недостаточной квалификации, в отсутствии необходимых знаний. Но все эти вопросы можно решить уже после того, как молодой человек пришел в школу, - у него есть возможность повышать квалификацию, получать дополнительные знания и навыки. На это, наверное, Министерству образования нужно обратить особое внимание, сделать максимально доступными курсы повышения педагогического, учительского мастерства для людей, которые уже заняты в педагогическом процессе или хотели бы в нем участвовать, но не знают, как подступиться. Нужно облегчить им эту задачу и предоставить разнообразные инструменты - чтобы они могли ими воспользоваться, дополнив свои навыки теми, которых им не хватает уже в процессе педагогической работы», - заключил отец Алексий.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «У меня как раз в дипломе написано "физик", - я не в педагогическом институте учился. Но, может быть, потому, что у меня мама и бабушка были педагогами, мне легко давался педагогический подход. Ведь есть педагогика как наука, а есть как практика».
«Я бы сказал, что тезис Васильевой требует корректировки. Педагогическое образование необходимо, но его зачатки должны быть получены в государственных вузах по профильным дисциплинам – физике, химии, литературе, математике, истории, биологии, географии. У нас же что получилось: все педагогические институты превратили в госуниверситеты, а уровень тех, кто там преподает, остался прежним. А если обязательным будет бакалавриат для педагогов, желающих поступить в магистратуру, то где взять физиков, химиков?» - недоумевает отец Сергий.
«Структура педагогического вуза и госуниверситета должна быть адаптирована друг другу, чтобы, как в советское время, физику мог преподавать выпускник университета, который изучил ее глубже, чем учитель физики в пединституте. Тем более навыки педагогической деятельности определяются в первые два-три года. Человек понимает, он в школе «свой» или «чужой». Так что надо продумывать профессиональную подготовку и как правильно ее осуществить. Поэтому дай Бог министру долгая и благая лета, помощи Божьей и мудрости в решении этих трудных вопросов», - пожелал пастырь.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, подчеркнул, что «педагог - это не только образование, но и призвание. Есть очень талантливые преподаватели, не имеющие педагогического образования. Если инициатива министра резко сократит приток таких преподавателей в школу, будет очень грустно и обидно».
«Я помню одного прекрасного хирурга, который мог потрясающе преподать биологию, химию и физику, основываясь не только на своих знаниях, но и на медицинской практике, и ему было интересно преподавать в школе. Так вот его школьные ученики с удовольствием потом шли в медицинскую область. Но если бы он мог получить профильное образование дополнительно, отучившись в магистратуре, это было бы только плюсом», - считает он.
«Повышать педагогический уровень молодым специалистам, конечно, нужно. Но очень важно, чтобы был не просто формальный отбор, а чтобы можно было определить, есть ли у человека педагогическое призвание, чтобы помочь ему это призвание подтвердить профильным образованием. Так что нужен здоровый баланс, чтобы инициатива не ограничивала, а развивала», - призвал отец Иоанн.
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, выразил надежду, что «инициатива нового министра образования призвана повысить квалификацию педагогов. К сожалению, в последнее время уровень педагогического мастерства упал - я слышу это и от педагогов школ. Я сам педагог, обучался в Благовещенском педагогическом университете, хотя и заочно. И помню, что в магистратуру шли, чтобы защитить кандидатскую или докторскую, оставить свой след в науке».
«Если эта инициатива – шаг в сторону повышения квалификации педагогов, ее можно только приветствовать. В любом случае, не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно попробовать и посмотреть на результаты», - предложил пастырь.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «В советское время только медицинское образование было приближено к болонской системе – сначала врач учился 5 лет (вроде нашего бакалавриата), потом была интернатура или ординатура (магистратура), и только потом он приступал к деятельности. В принципе, система, которая приходит в наше образование сейчас, близка к западному образцу. Не знаю, даст ли это что-то нашему отечественному образованию – в любом случае, учиться шесть лет вместо пяти лучше».
«Как человек, далекий от педагогической науки, могу сказать лишь следующее: мне в силу священнической деятельности часто приходиться выступать перед различными аудиториями, начиная от вузов и заканчивая детскими садами. Я убежден: у каждого возраста свои особенности. Когда я хожу на открытые уроки, я это замечаю, - пояснил отец Вячеслав. - Поэтому при преподавании нельзя разделять: "он хороший физик, но плохой педагог", или "он хороший педагог, но плохой физик". Нужно, чтобы эти качества были представлены в равной степени, а лучше в высшей. Преподавая предмет, человек должен быть педагогом. У нас не так давно был День учителя, и я вспоминал своих учителей – настоящих профессионалов».
«Основная проблема сегодняшней педагогики не в том, сколько человек будет учиться, а в наполнении учебного процесса, - считает пастырь. - Как он будет организован, что даст учащимся – вот это важно. Не могу судить о всех вузах, но я вижу, что в медицинских подготовка очень слабая - а мы давно перешли на болонскую систему».
«Кто сейчас поступает в педагогические институты? Да тот, у кого наименьший балл по ЕГЭ, и больше никуда поступить он уже не может. Что получится из такого педагога, я не знаю. Он едва успевал в средней школе, а потом поступил, куда взяли. Вот в чем проблема. К тому же роль учителя сейчас принижена, эта профессия не престижна. А если человек еще и поступает, куда взяли - тут хоть магистратура, хоть аспирантура, все равно дело швах. И это мы ощутим в ближайшее время. У нас уже огромная нехватка педагогов. Например, в нашем районе в этом году пришло всего два молодых учителя», - посетовал он.
«Мы стараемся изобрести велосипед, но давайте вернемся к нашему хорошему высшему советскому образованию, которое готовило великолепных педагогов, инженеров, врачей! Иначе мы не сдвинемся с места. Если мы не прекратим экспериментировать со средней школой, мы разрушим наше общество до конца. Дай Бог разума и терпения нашему новому министру. Главное что ей предстоит сделать - поднять престиж педагога», - заключил священник.