itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Разговоры о том, что "мне храм не нужен", уже почти не слышны»

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме святителя Димитрия Ростовского в Барнауле

Новости Москвы  Программа-200 
0
509
Время на чтение 6 минут
Вчера, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме святителя Димитрия Ростовского в Барнауле, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Я с радостью посещаю Алтай, как вообще с радостью посещаю все епархии Русской Православной Церкви — и на севере, и на юге, и на востоке, и на западе, и в центре, — потому что наша огромная страна обладает духовными сокровищами, понять и прочувствовать которые возможно, только соприкасаясь с духовным опытом других людей, посещая святыни, прикладываясь к святым мощам и чудотворным иконам, - отметил Его Святейшество. - Наверное, неслучайно народ наш так любит паломничать, потому что по опыту знает, что после посещения святынь чувствуешь себя иначе — обогащаешься знанием, опытом и, в первую очередь, духовным опытом переживания присутствия святыни. Вот и все мои путешествия по России, по всей исторической Святой Руси в первую очередь преследуют эту паломническую цель, с тем, чтобы я мог не только разумом, но и сердцем почувствовать благодать, исходящую от чудотворных икон, от святых мест, от освящаемых храмов; но также почувствовать силу молитвы людей, а через это понять их радости и их скорби. Патриарх должен знать и то, и другое, потому что Церковь есть великая община исцеления — исцеления в самом широком смысле слова. Мы знаем, что во времена Господа и Спасителя исцелялись недужные, позднее исцеляли апостолы — даже тень проходившего Петра исцеляла людей. Таковой Церковь продолжает оставаться и сегодня — в ней молитвой и силой Святого Духа происходят исцеления. Но и в каждом приходе, в каждой христианской общине возносится к Господу молитва, и эта молитва оплодотворяет окружающее пространство, наполняет его духовной энергией».

«Почему мы приходим в храмы Божии? – задается вопросом Святейший Владыка. - Некоторые люди, даже называющие себя верующими, говорят: мне достаточно по телевизору посмотреть службу или дома у себя помолиться, в храм я не пойду. Нередко с этим связывается критика в адрес какого-нибудь священника или церковнослужителя, который не так посмотрел, не так сказал, не сделал того, что от него ожидали. Не хочу оправдывать нерадивых священников и не всегда внимательных церковнослужителей, но нельзя оправдывать и тех людей, которые, ссылаясь на такого рода обстоятельства, не посещают храм Божий. Храм — это особое место, где люди в большом числе возносят к Богу молитву. Сама по себе молитва — это результат огромной внутренней энергии человека. Почему мы не можем долго молиться? Вот служба длится два часа — давайте каждый сейчас вспомнит, сколько минут он концентрированно, сосредоточенно молился? Наверное, мгновения, минуты, потому что духовный импульс, который развивается во время сердечной молитвы, только у великих святых длился часами и годами, как, например, у преподобного Серафима, который 1000 дней и ночей молился на камне. Но это особый духовный подвиг, совершавшийся гениями духовной жизни, людьми колоссальной внутренней энергии. Мы не обладаем такой энергией, и поэтому наша молитва, даже концентрированная, сосредоточенная, которая достигает Престола Божиего, часто очень кратковременна. Но когда мы приходим в храм Божий, происходит нечто очень важное, хоть и невидимое. Кто-то из нас молится, а кто-то в этот момент ослабел или рассредоточился, в мыслях ушел от молитвы. Но чем больше людей, тем больше вероятность того, что в каждое мгновение времени из храма восходит к Богу этот духовный поток. А разве место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию? Почему мы говорим "чудотворная икона"? Да потому что перед ней возносились молитвы особой силы, и обычное физическое вещество, дерево, покрытое красками, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям».

«То же самое происходит в наших храмах, - считает Первоиерарх. - Храмы впитывают Божественную энергию, которая в ответ на нашу молитву, особенно во время совершения Таинства Евхаристии, входит в это пространство и освящает всех нас. В момент Святой Евхаристии прощаются наши грехи, если мы причащаемся не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и жизнь вечную, и в храме происходит таинственное преображение каждого из нас, очищение нас от грехов силой Божественной благодати. Вот почему нужно ходить в храм. Никакая домашняя молитва, даже глубоко верующего человека, не может быть соотнесена с молитвой сотен и тысяч людей. Ведь недаром Господь сказал "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Потому что молитва двоих-троих сильнее, чем молитва одного человека. Мы не знаем, о чем молится наш сосед, это сокрыто от нас, но тот факт, что он молится, и я молюсь, и еще десятки и сотни людей молятся, и создает этот дивный духовный поток человеческой энергии навстречу Богу, и Господь слышит наши молитвы».

«Храм имеет совершенно особое значение для человека, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. - Воцерковление людей сегодня происходит именно через храм, и разговоры о том, что "мне храм не нужен", уже почти не слышны, — все больше и больше людей понимает, насколько важны храмы Божии. Но храмов в нашем Отечестве пока не хватает. Кому-то со стороны кажется, что их и сейчас много, но на самом деле, если сравнить с тем, что было уничтожено добровольно, руками нашего народа, с теми тысячами и тысячами храмов, то мы с вами и до малой части того, что было уничтожено, не дошли. При всех наших строительных технологиях, при несоизмеримо бОльших, чем в дореволюционное время, деньгах мы еще не дошли до уровня, который является минимальным для правильной организации приходской жизни».

«Сегодня строительство храмов наталкивается на некую критику, но чаще всего она исходит от очень небольших, но хорошо организованных групп людей, которые используют средства массовой информации, оказывают давление на власти, — только чтобы храм не был построен. По милости Божией мы все это преодолеваем в Москве, зная, что это организованные кампании, - пояснил Святейший Владыка. - Но такого рода кампании инициируются и в других местах — в первую очередь для того, чтобы парализовать волю власти, бизнеса, всех тех, кто помогает строить. Что сказать в ответ на это? "Да не устрашается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте", — говорит Господь (см. Ин. 14:1). Не надо ничего бояться, не нужно делать ошибок. Нужно хорошо разбираться, в том числе в протестных настроениях людей, но нельзя любое протестное движение воспринимать как некую инструкцию к действиям. Тогда мы потеряем не только веру православную — мы нашу страну потеряем. Мне приходится путешествовать по нашим городам, беседовать на тему строительства новых храмов. То, что я сегодня здесь сказал, относится не только к Барнаулу, но и ко многим местам, где строительство храмов вызывает протестное настроение, — чаще всего имеющее малое отношение к православной вере, но имеющее определенную политическую цель и политическое измерение».

«Мы всё должны делать в простоте сердца, - призвал он. - Мы не делаем ничего, что было бы направлено против жизни людей. Мы не делаем ничего, что ущемляло бы подлинную свободу человека — не мнимую "свободу", которая приводит к вседозволенности, которая разрушает человеческие отношения, семейные отношения и саму человеческую личность. Уважением к человеческой свободе всегда была проникнута церковная проповедь, что свидетельствует о чистоте наших намерений. А намерения таковы, чтобы строились храмы, чтобы возрастала в вере наша молодежь, чтобы на основе веры консолидировалось наше общество, потому что действует так много разделяющих факторов — национальных, имущественных, политических. Мы хорошо знаем, что происходит с нашим обществом в преддверии выборов, когда политически ангажированные силы начинают бороться друг с другом. Все это является частью современных политтехнологий, но одновременно небезобидным образом отражается на единстве нашего народа. А Церковь обращается к людям поверх всяких политических убеждений. Мы обращаемся к людям с нравственным посланием. Не со своим собственным, — мы передаем слово Божие, и его воспринимают люди разных национальностей, разного положения, разного уровня образования, разных политических взглядов, и духовная общность, именуемая Церковью, становится фундаментом для солидарности всего нашего народа».

«В сегодняшнем апостольском чтении, посвященном празднику Рождества Пресвятой Богородицы, мы находим замечательные слова "в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе" (см. Флп. 2:5). В послании к Филиппийцам нет ни слова о Богоматери, так что люди нередко спрашивают: "А почему же во все праздники в честь Богоматери читается именно это послание, если в нем ничего о Ней не говорится?" А ответ такой: в этом отрывке говорится о самом главном, что стяжала в Себе Пресвятая Богородица — в Ней были те же самые чувствования, что во Христе Иисусе, в Сыне Ее и в Боге нашем», - пояснил Его Святейшество.

«Так вот, - продолжил он, - если спросят, зачем мы строим храмы, зачем проповедуем слово Божие, зачем читаем апостольские послания и Евангелие, зачем стараемся воспитывать детей в школах и в воскресных школах, то ответ будет такой: чтобы во всех нас были те же чувствования, что и во Христе Иисусе. А в Нем были чувствования первозданного человека, того самого, которого Господь Бог, Творец мира, создал и которого не коснулся грех, потому что Спаситель был подобен нам во всем, кроме греха. Если в нас будет хотя бы тысячная, миллионная частица Его чувств, мы будем новым народом и новой человеческой семьей. Для кого-то это кажется несбыточным, почти фантастическим, но опыт Церкви, опыт святых угодников, мучеников, исповедников, подвиг, совершаемый в Церкви, свидетельствует о способности каждого из нас отображать те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем, подобно тому, как в полной мере отобразила их Пресвятая Богородица».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Программа-200
«Мы должны особенно бережно хранить веру православную»
Патриарх Кирилл призвал крепко держаться за Церковь, чтобы никогда народ наш не сбился с пути, по которому мы идём
18.12.2023
«Страна становится всё более и более религиозной»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на IX заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов Москвы
14.11.2023
«Православная община становится центром притяжения для жителей района»
В Москве прошла конференция «Строительство храмов – сохранение исторической памяти народа»
19.05.2021
«Строительство храмов – сохранение исторической памяти народа»
В Москве на конференции расскажут об итогах реализации Программы строительства православных храмов в Москве в 2020 году
14.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04