В четверг Светлой седмицы, 24 апреля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, сообщает Патриархия.ru.
В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.
Затем в соборе Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти Пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения той седмицы я завершаю в лавре, но как раз в дни первой седмицы был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть. Потому что посещение лавры, как и других обителей на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина, — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие-долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в те самые святые дни первой седмицы Четыредесятницы, с особым чувством сегодня вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой лавры.
В четверг Светлой седмицы, как мы уже слышали в проповеди, читается отрывок из Евангелия, рассказывающий о посещении Христа Спасителя одним из тайных учеников — Никодимом, который был членом Синедриона, то есть одним из старейшин, и потому не мог открыто встречаться с Господом Иисусом Христом, а посещал Его тайно. Мы не знаем о всех этих встречах и о всех беседах, но одна запечатлена замечательным образом святым евангелистом Иоанном Богословом. Обращаясь к Никодиму, Спаситель произносит ключевые, очень важные слова "Истинно, истинно говорю тебе: никто, кто не рожден водою и Духом, не может войти в Царствие Божие" (см. Ин. 3:5).
Господь имел в виду, конечно, совершение Таинства Крещения, но не только. Святой Василий Великий, размышляя на тему Святого Духа и Его значения для жизни всей вселенной, замечательно говорит о том, что именно Святой Дух является источником, то есть причиной жизни вечной.
Каждый на собственном опыте знает: для того чтобы существовало нечто живое, должна быть энергия. Человек умирает, если не вкушает пищи, если не получает извне энергию. Земля умрет, если потухнет солнце, которое сообщает энергию земле. Благодаря этой солнечной энергии существует все живое на нашей планете. И в масштабах космоса, в масштабах всего творения необходим источник энергии для физического существования.
Устроение мира учит нас тому, что только при наличии некоего внешнего источника энергии может существовать жизнь, может существовать космос и все творение Божие. И если мы говорим о бессмертной жизни человеческой души, то и для такой жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела.
Святой Василий Великий говорит нам о том, что источником этой энергии для человеческой души является благодать Святого Духа, то есть энергия Самого Бога. Святым Духом мы живем, жива наша душа. Именно поэтому без Святого Духа душа человека не только не может войти в Царствие Божие после смерти, но и существовать не сможет.
Есть много способов у человека отказаться от источника внешней энергии. Человек может отказаться от пищи. Мы знаем, что это иногда бывает — либо когда человек заболевает душевной болезнью, либо когда он, стремясь достичь какой-то цели через воздействие на окружающих, добровольно отказывается от пищи. И нередко такой отказ от пищи приводит к смерти.
Мы можем отказаться и от того, чтобы принимать внешнюю энергию солнца. Мы можем загородиться бетонными стенами, мы можем зарыться в землю, мы можем уйти от этого внешнего источника энергии, и если будет так, мы долго не проживем. По этой же аналогии можно судить о том, насколько человек способен огородить себя от энергии Святого Духа.
Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что человеческие страсти так же делают душу неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывающее роль человека в спасении. Своей силой человек спастись не может — только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи, как можем зарыться в пещеру или отгородить себя от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа и тогда — никакого Божественного царства, никакой жизни души.
То, что описывает святитель Василий Великий на греческом языке, обозначается словом «синергия», то есть совместная энергия, совместное действие Бога и человека. Дело спасения — это дело Божие, ибо без силы Святого Духа не может жить и тем более спасаться душа. А человек свободно участвует в этом процессе, либо открывая свою душу навстречу Божественной благодати, либо ее закрывая. В этой синергии гармонично сочетается Божественное всемогущество и человеческая свобода, возможность выбирать и сила Божественного промышления.
Сегодняшние слова Евангелия от Иоанна открывают перед нами тайну нашего спасения, которая усвояется нами, в том числе, посредством святоотеческой мудрости. И для нас, людей, живущих в XXI веке, это жизненно важное свидетельство, потому что ничего подобного мы больше нигде не услышим, ни в одной школе нас этому не научат, кроме школ духовных. Нас мало кто из светских авторитетов может этому научить — этому нас учит слово Божие. И как важно сохранить для нас эту связь с Божественным словом, как важно питаться мудростью Божественного откровения, ибо только через эту мудрость мы можем открыть для себя путь ко спасению.
Наученные сегодняшним евангельским чтением, мы будем шествовать по жизненному пути, стараясь открывать душу свою навстречу действию Божественной благодати, помня, что только Дух животворящий и является источником жизни вечной. Аминь».
Святейший Патриарх Кирилл вручил архимандриту Серафиму (Шемятовскому), представителю Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси, удостоверительную грамоту о том, что архимандрит Серафим, назначенный решением Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии от 27 марта 2014 года представителем при Патриархе Московском и всея Руси, является настоятелем храма свт. Николая Мирликийского — Патриаршего подворья в Котельниках г. Москвы.
Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 90-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил насельника Троице-Сергиевой лавры игумена Виссариона (Великого-Остапенко) орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Серафим (Дыбов) был награжден Патриаршей грамотой.
От лица насельников лавры Святейшего Патриарха приветствовал архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Наместник лавры поблагодарил Святейшего Владыку за заботу об обители. «Те масштабные реставрационные работы, аналогов которым не было ни в XVIII, ни в XIX, ни в XX веке, стали возможны благодаря Вашим обращениям и к президенту, и к премьер-министру», — подчеркнул архиепископ Феогност.
Затем Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к архиепископу Михаловско-Кошицкому Георгию:
«Православная Церковь Чешских земель и Словакии переживает непростое время. Желаю, чтобы этот период прошел как можно быстрее и без всяких потерь для Церкви. Так бывает, наверное, с каждой Поместной Церковью, когда Господь по каким-то причинам посещает Свой народ и проводит его через испытание. Верим, что епископат Церкви Чешских земель и Словакии, духовенство, весь верующий народ сплотятся вокруг Синода, законно избранного Предстоятеля Церкви Блаженнейшего Митрополита Ростислава и преодолеют все нестроения, которые омрачают их жизнь.
Мы будем молиться и трудиться, по-братски подставляя плечо, чтобы Церковь Чешских земель и Словакии, которая так тесно связана с Русской Православной Церковью, предоставившей ей автокефалию, укреплялась и достойно осуществляла свое пастырское служение, в том числе по отношению к нашим русским людям, украинцам, белорусам, которые сегодня временно (а некоторые и постоянно) проживают на территории Чешской Республики и Республики Словакия.
Помогай Бог Вам, Владыка, и всему епископату вашей Церкви и верующему народу. Храни всех Господь!»
«Ваше Святейшество, милостивый Владыка и Отец! Хочу Вас поблагодарить за теплые слова, которые Вы сказали о нашей Поместной Церкви, которая является дочерью Русской Православной Церкви, и о нашем Предстоятеле. Разрешите от его имени — от имени Блаженнейшего Ростислава, Архиепископа Прешовского, Митрополита Чешских земель и Словакии — сердечно поздравить Вас с праздником Святой Пасхи Христовой, с праздником нашего искупления, и от его лица и от лица Священного Синода выразить лично Вам и святой Русской Православной Церкви благодарность за любовь и поддержку», — сказал в ответном слове архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий.
Упомянув о тяжелых испытаниях, пережитых в свое время верующими Православной Церкви Чешских земель и Словакии, владыка Георгий отметил: «Благодаря Русской Православной Церкви мы стоим на своих ногах… По милости Божией и с вашей помощью мы здесь и свидетельствуем о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе, Который побеждает смерть и всякую мерзость. Пожалуйста, поминайте нас в своих святых молитвах. И еще раз примите нашу благодарность за Вашу любовь и поддержку. Христос воскресе, Святейший Владыко!»