itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ни шагу назад!

Священник Николай Булгаков размышляет о том, что нужно сделать, чтобы события, подобные Бирюлево, не повторялись

0
2365
Время на чтение 7 минут
На днях мне попалась газета «Комсомольская правда» от 22 декабря 2010 года. На первой полосе стояло: «Владимир Путин, возложив цветы на могилу болельщика «Спартака» Егора Свиридова, сказал: «НАДО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ПОДОБНОЕ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯЛОСЬ!»

Повторилось. И повторяется все эти годы. Значит, ТАК не было сделано?

Что же нужно сделать, чтобы ситуация была не только «взята под контроль», но решительно переломлена?

Думается, что все те меры, которые ныне предлагаются и делаются для решения национального вопроса в стране, не касаются главной причины, корня зла, а потому и не могут привести к коренному перелому положения к лучшему. А нужен именно перелом, чтобы больше ни один русский человек не был убит на своей земле.

Ни шагу назад, – такого приказа Верховного Главнокомандующего, как в 1942 году, ждет наш народ сегодня. Потому что только после знаменитого приказа № 227, который вышел в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, произошла великая Сталинградская победа, наступил перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Что это значит сегодня?

Это значит, что русский народ вновь должен занять свое первенствующее место в России как народ государствообразующий, как народ державный. Тогда и будет достигнут национальный мир в нашей стране.

Действительно, что обезпечивает единство любого коллектива, любой общности людей?

Принцип единоначалия.

Когда в коллективе два начальника, коллектив распадается на две половины.

Принцип демократии атомизирует общество, единоначалие собирает его воедино.

На основе единоначалия строятся Церковь, Армия и Семья.

Для единства семьи Богом установлено, что глава семьи – муж. Не потому, что мужчины лучше, чем женщины. Святитель Иоанн Златоуст говорил: Потому Господь поставил нас над ними, чтобы мы терпели их немощи.

Так же и в государстве.

Как достигалось национальное единство у нас в стране во все времена, кроме смутных? Ответ ясен: единоначалием русского народа.

Это единственно возможное реальное решение национального вопроса. Все остальные меры касаются лишь следствий главной беды и потому не могут привести к реальному улучшению положения в стране.

Весь опыт русской цивилизации говорит о том, что на наш народ Богом была возложена миссия быть объединяющим, державным народом в России. Не привилегия, а ответственность, тягло, крест: терпеть немощи вошедших в нашу общую державу народов – просвещать их, защищать, приобщать к русской и мировой культуре, мирить друг с другом.

И другие народы об этом знали, и у них не вызывало сомнения, что это справедливо. Они пользовались благами этого единства.

Один мусульманин еще недавно говорил своему сыну: «Увидишь православного – поклонись ему, это твой старший брат».

Мы имеем тот реальный исторический опыт, который у всех людей старшего поколения был перед глазами – опыт советского времени, опирающийся на традиции Российской империи. Тогда, когда в государстве русский народ справедливо считался руководящим народом («Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь», – пелось в нашем государственном гимне), когда это было важнейшей частью государственной политики, то все другие народы с привычным уважением относились к русскому народу, признавая его реальное первенство и его власть в созданной им стране.

Это единоначалие – наша вековая государственная традиция – скрепляло самую большую в мире многонациональную страну. Разумеется, применяя власть, данную от Бога, которую государство вынуждено и обязано применять, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2), по слову святого апостола Павла. Так что на эту тему не нужно бояться либеральной демагогии, такой подход ничего до сих пор не решил и не способен решить. Даже во взрывоопасных в национальном отношении районах страны – таких, где живут рядом армяне и азербайджанцы, - сохранялся относительный мир. Когда же ослабела центральная власть, то здесь сразу началась резня, а окраины страны превратились в «горячие точки». Стоит непредвзято сравнить потери среди народов Советского Союза с теми потерями, которые они понесли после развала страны и продолжают нести, – и станет ясно, что нужно делать сегодня, чтобы выжить завтра, в том числе и перед лицом международных угроз.

Господь сподобил меня служить солдатом в Закавказском военном округе в 1975-76 годах. Как и во многих частях Советской Армии, в нашем небольшом дивизионе служили русские, украинцы, молдаване, литовцы, чеченцы, грузины, осетины, армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики… Весь Советский Союз. Военкоматы, особые отделы следили за строгой национальной равномерностью в каждой части. При этом ни у кого не вызывала сомнений первенствующая роль русского народа. Межнациональных конфликтов почти не было.

Именно это единство и эта руководящая роль русского народа привели народы нашей страны к Великой Победе в 1945-м году.

Сторонники единства великой страны были не только во время проведения знаменитого референдума 1991 года, они остаются и ныне среди всех народов бывшего СССР, и, может быть, их стало за это время даже больше. Здравомыслящие люди есть во всех народах, и стремление к единению особенно сильно среди простых людей.

Русский народ создал, защитил и возвысил русское государство, просветил, сохранил и сплотил вошедшие в него многочисленные народы. Соответственно, государство в нашей стране должно защищать русский народ: его интересы, права, достоинство и безопасность, – ради блага всех народов страны.

Сегодня в русских СМИ отменены отчества и русская интонация, в городах насаждается чуждая нам архитектура – это разве случайно? Этим никто не руководит целенаправленно, чтобы у нас не было русского духа?

Разве случайно в русских школах детей лишают великой русской литературы, по радио не слышны великая русская музыка, русские песни, а «толерантность» существует только в одну сторону – против русских?

Святитель Николай Сербский писал, что, согласно евангельской заповеди Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5: 5), самая большая территория на земле дана самому кроткому народу в мiре. Так справедливо ли искать решения национального вопроса в требованиях еще большей кротости от русского народа, а не от тех, кто его угнетает и уничтожает? Не будет ли справедливым восстановить сначала хотя бы его равноправие с другими народами на нашей общей родине, а затем вернуть ему его державную роль?

Уже давно стоит вопрос о необходимости принятия закона о русском народе, таких статей в нашей Конституции, которые бы закрепили статус русского народа в России как титульной нации, как государствообразующего народа, особую роль Православия в русской истории в течение тысячи с лишним лет, в становлении русского народа, его характера, его культуры, в его понимании смысла жизни, в определении главных его ценностей. Закон должен закрепить ведущее значение русского языка в жизни общества. Поставить русофобию в России вне закона. 282-ю статью уголовного кодекса о «разжигании национальной розни», печально известную как «русскую», поскольку она применялась исключительно против русских, повернуть не против русского народа, а против тех, кто разжигает яростную ненависть к нему, и прежде всего в СМИ. Кто, наживаясь на нем, пользуясь его христианской добротой и смирением, его временным безправием в собственной стране, унижает его достоинство, оскорбляет его, насилует его детей, девушек и женщин, убивает его юношей и мужчин.

Закон против оскорбления чувств верующих должен стать прежде всего законом против оскорбления чувств православных, ибо только они нуждаются в защите закона в своей православной стране.

Нет сомнения в том, что у президента и у его единомышленников в руководстве страны есть желание сделать всё для того, чтобы больше ни один русский юноша не был убит на своей земле наглой рукой «гостей», выселения которых из наших городов и сел всё настойчивее требует наш народ. Понятно и то, что не все во властных структурах страны поддерживают курс на укрепление Российской государственности на основе духовно-нравственных и государственных традиций русской цивилизации. Но именно поэтому этому курсу нужна всенародная поддержка. Если у этого курса будет реальное властное обеспечение, то он не останется только хорошей идеей.

Нужны срочные и решительные меры. И лучше, если они будут исходить от руководства страны, чем будут происходить стихийно, а тем более направляться злой силой. Лучше, если само государство возглавит – искренне, глубоко, серьезно, мощно, – неизбежно нарастающее патриотическое, самообороняющееся, самосохраняющее движение русского народа, людей доброй воли других народов нашей страны. Возглавит, усилит, приведет к победе.

Со всеми мерами, которые потребуются для осуществления этого курса, вплоть до самых серьезных, наш народ будет солидарен. Он ждет этого. И прежде всего – кадровых мер. Кадры, как известно, решают всё.

Если народ убедится в том, что руководство страны не ограничивается полумерами, но перешло к реальным действиям, что оно действительно выражает его коренные интересы, то вместе с народом такая власть сможет сделать даже невозможное. Еще святой благоверный князь Александр Невский говорил: Не в силе Бог, но в правде.

Никакие такие решения не оттолкнут от нас граждан бывшего СССР, а напротив, заставят нас уважать.

Это движение сможет стать по-настоящему авторитетным и действительно непобедимым, если оно будет освящаться благословением Русской Православной Церкви, если будет опираться на ее авторитет и исторический опыт, на ее достойное место в обществе, соответствующее ее роли в собирании, укреплении и защите нашей державы, на всенародную молитву.

Что касается мнения на сей счет «пятой колонны» и всех врагов нашего народа, то оно нас не очень интересовало ни в 1380-м, ни в 1612-м, ни 1812-м, ни в 1941-м годах. К тем, кто посягал на свободу и независимость нашего Отечества, мы никогда не были толерантными. Только поэтому наш народ жив до сих пор.

Ничего нарушающего права человека тут нет. Во всех демократических странах мира защищаются права прежде всего своего основного народа: в Америке – американского, в Германии – немецкого, в Китае – китайского… Зачем же и нам отставать от всех цивилизованных стран?

Вопрос сегодня стоит ребром: будет ли у нас национальная государственность, выживет ли наш народ, сохранится ли великая русская цивилизация, обогащающая все народы Земли.

Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово, г. Жуковский Московской области, член Союза писателей России

Выступление на секции Всемирного Русского Народного Собора в Союзе писателей России 30 октября 2013 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

59. Ответ на 58., samovarov:

Симфония задает вектор, Симфония организует, Симфония нужна для осуществления целеполагания существования России как Оплота Православия – Царства Третьего Рима... это не идеологическая выдумка, это определение важнейшего церковно-государственного документа России – Уложенной грамоты о введении патриаршества в России от мая 1589 года.Безусловно, введение патриаршества, равно как и царства в 16 в., мыслилось как приемство от Рима и Константинополя. Это приемство и сейчас не потеряно в отношении преобладающего в России Православия. Но как должна выглядеть Симфония в 21 в., чтобы её не постигла участь 2-го Рима или 3-го версии 1.0? Как она должна взаимодействовать с неверующими и инаковерующими, коих стало намного больше, чем было в начале 17 в.? Должны ли в новом царстве сохраняться гражданские права и свободы, или будет действовать некое подобие соборного уложения?

Не только введение патриаршества, но и определение России как Царства Третьего Рима. Именование Царством определяет богоугодность и принципы существования государства, в котором вводится патриаршество: наличие Симфонии и царя в православном понимании. Именование Римом определяет тип государственности как Римскую, именование Третьим определяет Каноническое преемство. Вот слова Константинопольского патриарха Иеремии в Уложенной грамоте: «Понежъ убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костянтинополь, агарянскими внуцы - от безбожных турок - обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое во едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись во всей вселенней, во всех христианех». Также нужно помнить слова старца Филофея о том, что Четвёртому Риму не быть, значит, и не явится уже в истории иной многочисленный православный народ, который станет новым Оплотом Православия в мире. Россия – Третий Рим - это последний могучий Оплот Православия в мире, это не идеология, это миссия России и русского народа, явленная миру через Вселенское Православие. Если мы примем эту миссию, то должны будем над поставленными Вами вопросами серьёзно задуматься. Как должно быть организовано Российское государство – это наше общее творческое соработничество с Богом, в том числе и всех наших коренных народов. Я могу сделать лишь некоторые предварительные замечания. Россия как Третий Рим – это царство и империя, что тоже создаёт преемственность: Римская государственность и в Ветхом Риме, и Византии была имперской. Россия -Третий Рим – это православное царство, ядром которого является православный русский народ, и империя, которая включает в себя другие коренные народы России, не имевшие собственной государственности или присоединившиеся к России, а также вошедшие или могущие войти в состав России в соответствии с межгосударственными договорами.
Лариса Чушикина / 09.11.2013, 09:46

58. Ответ на 57., Лариса Чушикина :

Симфония задает вектор, Симфония организует, Симфония нужна для осуществления целеполагания существования России как Оплота Православия – Царства Третьего Рима... это не идеологическая выдумка, это определение важнейшего церковно-государственного документа России – Уложенной грамоты о введении патриаршества в России от мая 1589 года.

Безусловно, введение патриаршества, равно как и царства в 16 в., мыслилось как приемство от Рима и Константинополя. Это приемство и сейчас не потеряно в отношении преобладающего в России Православия. Но как должна выглядеть Симфония в 21 в., чтобы её не постигла участь 2-го Рима или 3-го версии 1.0? Как она должна взаимодействовать с неверующими и инаковерующими, коих стало намного больше, чем было в начале 17 в.? Должны ли в новом царстве сохраняться гражданские права и свободы, или будет действовать некое подобие соборного уложения?
samovarov / 08.11.2013, 19:17

57. Ответ на 56., samovarov:

По законам Российской Империи до 1905 г. переход из Православия в иную веру наказывался каторгой - это соответствует Симфонии? Люди не имевшие веры (напр. Ульянов и Крупская) могли зарегистрировать брак только по православному обряду, что в принципе кощунственно. Вероятно, возможна Симфония, и без этих вещей.

Так я и приводила доводы, что Российская империя была не царством, а монархией, поэтому и не могло быть симфонического взаимодействия Церкви и Царства. Если бы было такое взаимодействие, возможно, законы о браке были бы другие. Но её трудно представить без привилегий для занятия государственных должностей, в результате будет множество карьеристов, изображающих из себя православных. Надо ли это Церкви?

Ну, таких карьеристов, изображающих из себя православных, хватает и сейчас, и во власти, и в самой нашей Церкви. Но опять таки, это не означает, что не нужен сам принцип Симфонии. Симфония задает вектор, Симфония организует, Симфония нужна для осуществления целеполагания существования России как Оплота Православия – Царства Третьего Рима. Я никоим образом не отрицаю наше историческое бытие: ни славян язычников, ни Православное российское царство до Петра, ни Российскую империю, ни СССР. Это был наш исторический путь и под покровом Царицы Нашей Небесной мы его проходили. Это периоды нашей истории. Сейчас нам надо вернуться к своей миссии Третьего Рима. Церкви это тоже надо, Церковь печётся о спасении наших православных душ не в безвоздушном пространстве, а на нашей грешной земле, совместно с государством создавая условия для спасения. Это народу надо. А уж спасаться или погибать – человек выбирает своей свободной волей. Российское Царство Третьего Рима - это не идеологическая выдумка, это определение важнейшего церковно-государственного документа России – Уложенной грамоты о введении патриаршества в России от мая 1589 года.
Лариса Чушикина / 08.11.2013, 11:50

56. Ответ на 55., Лариса Чушикина:

А откуда Вы взяли, что Симфония предполагает насилие в отношении нехристиан? Симфония означает устроение государства в соответствии с принципом Симфонии. Этот принцип реализуется в законодательстве и правовых нормах, которые учитывают наличие иных представлений граждан. В практике жизни это означает, например, что государство не обязывает своих граждан периодически причащаться.

По законам Российской Империи до 1905 г. переход из Православия в иную веру наказывался каторгой - это соответствует Симфонии? Люди не имевшие веры (напр. Ульянов и Крупская) могли зарегистрировать брак только по православному обряду, что в принципе кощунственно. Вероятно, возможна Симфония, и без этих вещей. Но её трудно представить без привилегий для занятия государственных должностей, в результате будет множество карьеристов, изображающих из себя православных. Надо ли это Церкви?
samovarov / 07.11.2013, 20:39

55. Ответ на 54., samovarov:

А откуда Вы взяли, что Симфония предполагает насилие в отношении нехристиан? Симфония означает устроение государства в соответствии с принципом Симфонии. Этот принцип реализуется в законодательстве и правовых нормах, которые учитывают наличие иных представлений граждан. В практике жизни это означает, например, что государство не обязывает своих граждан периодически причащаться.
Лариса Чушикина / 07.11.2013, 14:36

54. Ответ на 52., Лариса Чушикина:

Не идеал, а принцип. Принцип устанавливается и исполняется, как правовая норма. Насколько исполняется – это другой вопрос. Идеал абстрактен и недостижим в принципе. Идеал не может быть правовым. В конечном счёте, человек поражён первородным грехом и живёт в мире, князь которого известен. Что же теперь, не устанавливать для себя принципов, если их неизбежно нарушают по греховной человеческой природе?

Для себя можно, но Вы предлагаете принцип Симфонии, распространить на всё государство, т.е. и на тех, кто не готов его принять. Нельзя переводить Симфонию на общественный уровень. Тогда точно производится упразднение принципа Симфонии как основы правовых, социальных и религиозных отношений в государстве.

Тогда в Симфонии заложено внутреннее противоречие - невозможность насильственного принятия христианства и одновременно государственное насилие против тех, кто его отвергает или верует неправильно по мнению власти. Общественная Симфония имеет преимущество - её принимает только тот, кто готов её осуществлять.
samovarov / 06.11.2013, 20:41

53. Ответ на 49., Иван Зайцев:

Как Христос - не от мира сего, так и его Тело - Церковь Самоваров, вы просто открыто расписываетесь в собственной ереси. по догмату Халкидонского Собора Христос: Совершенен в человечестве истинно человек из души и телаединосущен нам по человечествупо всему нам подобен кроме греха вопрос вам можно задать лишь: В Троицу веруете? Толстовством не увлекаетесь? чтобы понять вы просто еретик или же отступник?

Ваш инквизиторский допрос совершенно не по теме - то, что Христос не от мира сего совсем не противоречит его человечеству: "Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от греха. Они не от мира, как и Я не от мира" (Ин 17:14-16) 7 Вселенский собор постановил принимать в общение лишь тех иудеев, которые: "торжественно отвергнут еврейские обычаи и дела дабы через то и других обличати и исправити" Вы в это число своей риторикой не попадаете.

Собор не требовал отвергать ВСЕ иудейские обычаи, иначе пришлось бы отвергнуть и 10 заповедей, и весь ВЗ. И проклинать никого не велел. Иудеи отвергали Христа и Церковь - вот от этого и надо было публично отказаться. держать православный персонал в православном государстве. Так устроит?

Не устроит. Очень многие захотят называться христианами, лишь бы быть в начальниках. Достаточно уважительного отношения.
samovarov / 06.11.2013, 20:23

52. Ответ на 48., samovarov:

Не идеал, а принцип. Принцип устанавливается и исполняется, как правовая норма. Насколько исполняется – это другой вопрос. Идеал абстрактен и недостижим в принципе. Идеал не может быть правовым. В конечном счёте, человек поражён первородным грехом и живёт в мире, князь которого известен. Что же теперь, не устанавливать для себя принципов, если их неизбежно нарушают по греховной человеческой природе? Нельзя переводить Симфонию на общественный уровень. Тогда точно производится упразднение принципа Симфонии как основы правовых, социальных и религиозных отношений в государстве.
Лариса Чушикина / 06.11.2013, 16:35

51. Ответ на 50., Иван Зайцев:

Чего тогда на Петра пенять?

Приведённый материал о Симфонии в Византийской империи показывает, как этот принцип Симфонии осуществлялся в жизни граждан. В Российской империи Петром Первым были установлены совершенно иные правила для существования Церкви в государстве, нежели симфонические. Я не пеняю на Петра, я обосновываю, что Пётр Первый вообще упразднил принцип Симфонии, которым до него руководствовались в России цари и Церковь. В Духовном регламенте Петром Первым была установлена для епископов прямо предательская по отношению к Христу присяга.
Лариса Чушикина / 06.11.2013, 16:20

50. Ответ на 46., Лариса Чушикина:

в самой Византийской империи бывало и не такое.

Чего тогда на Петра пенять? Симфония - церковь не позволяет государству принимать богоборческие, антихристианские законы, нарушать христианские догматы. В остальном государь волен: в персоналиях иерархов, казнить их и миловать за государственные преступления и т.д Богоборческие законы появятся в "золотые масонские времена", а не при Петре, последний симфонию не нарушал.
Иван Зайцев / 05.11.2013, 20:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Булгаков
Все статьи Протоиерей Николай Булгаков
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40