«Думаю, - заявил отец Всеволод, отвечая на вопрос, - государству и обществу нужно, наконец, всерьез задуматься о том, почему люди, отдавшие себя служению стране и вышедшие на пенсию, живут на уровне прожиточного минимума, а иногда и ниже этого уровня. Пенсия должна быть достойной. И позаботиться об этом общество призвано, особенно, если в этом обществе большинство людей называют себя христианами».
«Первая часть Вашего вопроса очень интересна. Многие сегодня с презрением и пренебрежением говорят о православных народах как экономически неуспешных. Строят графики зависимости экономического процветания от вероисповедания. Дескать, атеисты - самые успешные, протестанты - чуть менее, католики и того меньше, а православные самые бедные и несчастные, - продолжил он. - Но я бы вместо того, чтобы спорить с этой схемой, напомнил бы вот о чем. Многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным и что народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится. А прекратится он обязательно, рано или поздно, потому что ограничены ресурсы планеты, да и потребление, даже бессмысленное, не может бесконечно нарастать».
«Я бы согласился с теми, кто говорит, что нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности. И именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации. В ее традициях было не бесконечное умножение материальных богатств, а умение довольствоваться малым или, по крайней мере, разумным количеством земных благ», - отметил священник.
«Думается, что за таким подходом будущее. И нам сегодня нужно изложить его в категориях экономической науки и построения экономической системы. Уверен: очень скоро, а возможно уже сейчас, нас услышат. И предлагаемая модель экономики будет гораздо более успешной, чем идея вечного роста и безграничного потребления, которые не могут не окончиться крахом», - выразил уверенность председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.