2 марта 2013 года гостем программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которую ведет председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, стал католический богослов и священник Иакинф Дестивель, сообщает Патриархия.ru.
Священник Иакинф Дестивель заявил в программе, что сейчас Католическая церковь находится в необычной ситуации: впервые за 600 лет папа Римский отказался от своей должности. «Поступок папы Бенедикта VI обсуждает весь мир», - добавил он и задал владыке Илариону вопрос, возможна ли такая ситуация в Русской Православной Церкви.
Митрополит Иларион ответил, что «не только в Русской, но и в любой Православной Церкви возможна такая ситуация, когда Предстоятель по состоянию здоровья или по каким-то иным причинам уходит на покой». «В таком случае созывается Собор и избирается новый Предстоятель. В этом, в принципе, нет ничего экстраординарного, и наше каноническое право предусматривает такие возможности, поэтому, в отличие от Католической церкви, подобные события в Православной Церкви не вызывают какого-то шока. Существуют определенные механизмы созыва Собора и выбора преемника при жизни предыдущего Предстоятеля, если он принял решение уйти на покой», - добавил владыка.
Также он рассказал, что трижды встречался с папой Бенедиктом XVI. «Конечно, наши беседы касались исключительно официального православно-католического богословского диалога и двусторонних отношений между Русской Церковью и Римско-Католической церковью. Я встречал в его лице очень вдумчивого слушателя, человека информированного, очень сочувствующего Православной Церкви и чувствительного к той проблематике, которая для нас представляет интерес и важность. Ему не надо было долго объяснять какие-то значимые для нас вещи, потому что он всегда был в курсе событий, в курсе дела. Если, например, я говорил ему, что в нашем официальном богословском диалоге возникают трудности, то он с большим пониманием к этому относился и говорил, что не надо форсировать этот диалог, не надо искусственно его ускорять, писать какие-то документы, которые потом будут вызывать сомнения у верующих, что лучше идти спокойным и тихим, но верным путем», - отметил митрополит.
Священник Иакинф Дестивель, в свою очередь, напомнил, что в этом году католики отмечают 50-летие II Ватиканского Собора, и что Русская Православная Церковь была первой, пославшей на Собор в Рим своих наблюдателей во главе с митрополитом Ленинградским Никодимом.
Митрополит Иларион отметил, что «за 50 лет, прошедших со II Ватиканского Собора, динамика наших отношений была, можно сказать, волнообразной». «Был момент серьезного потепления — когда сразу после Собора наши контакты очень интенсифицировались. Между Русской Православной и Римско-Католическими церквами были обмены визитами. Митрополит Никодим часто ездил в Рим. К нам очень часто приезжали иерархи Римско-Католической церкви. И все это продолжалось до конца 80-х годов, когда на фоне распада Советского Союза и возникновения независимых государств на его бывшей территории началось возрождение структур униатской церкви на Западной Украине. А для православных униатство — это всегда очень болезненная тема, потому что мы в принципе не признаем унию как метод достижения единства. Мы понимаем, что на практике это приводит к очень тяжелым последствиям для православных. Так было во времена Брестской унии, когда, по сути дела, православные подвергались гонениям в Речи Посполитой. Так произошло и на рубеже 80-90-х годов, когда несколько сотен православных храмов были возвращены грекокатоликам. Изначально это были грекокатолические храмы, но в 1946 году, после того, как Греко-католическая церковь была по указу Сталина фактически запрещена, эти церкви перешли к православным», - подчеркнул владыка.
За это время, напомнил он, выросло уже три поколения православных верующих. «И когда начался этот процесс возрождения структур Греко-католической церкви, мы предлагали модель «цивилизованного развода», то есть чтобы каждая конкретная ситуация обсуждалась между двумя сторонами: если в том или ином месте оказалось бы больше греко-католиков, чем православных, то храм возвращался бы им, а для православных строился бы свой храм, если же соотношение верующих было бы иным, то храм оставался бы за православными, но они бы помогали греко-католикам строить свои храмы. Эта модель, к сожалению, не сработала. Все происходило брутально: православных просто изгоняли из своих храмов, они оставались на улице без возможности совершать богослужения. Все это привело к очень большому напряжению в наших двусторонних отношениях, а также сказалось и на православно-католическом диалоге, потому что мы отказались обсуждать пусть и значимые, но теоретические богословские темы. Мы настояли на том, чтобы обсуждалась тема унии. На богословском уровне мы достигли прорыва, потому что в известном Баламандском соглашении 1993 года обе стороны — и православные, и католики — осудили унию как неприемлемый метод восстановления церковного единства. Это был очень значимый шаг. Он открыл возможность для продолжения диалога. При Бенедикте XVI отношения приобрели устойчивый характер, и снова можно констатировать очень позитивную динамику», - сообщил митрополит Иларион.
Говоря о православно-католическом диалоге, митрополит Иларион отметил, что стороны столкнулись с непредвиденными трудностями, потому что «помимо того, что существуют определенные разногласия между православными и католиками, существуют также некоторые разногласия внутри Православных Церквей». «Эти разногласия как раз касаются роли и значения первого епископа во Вселенской Церкви. Как известно, в Католической церкви первый епископ, то есть папа Римский, обладает важными функциями. Он утверждает решения Соборов, он как бы является источником власти и авторитета, распространяющейся на всю церковь. В Православной Церкви никогда не было такого первого епископа, который обладал бы подобными функциями. У нас всегда существовала и сохраняется сейчас система автокефальных Церквей, которые независимы одна от другой, которые не подчиняются одна другой. У каждой из них своя администрация и свой Предстоятель. При совместном сослужении эти Предстоятели располагаются по определенному диптиху, и один становится первым, другой — вторым и так далее. В силу исторических обстоятельств, после разрыва с Римом, первым у нас оказался Патриарх Константинопольский, хотя согласно канонам Вселенских Соборов он является вторым после епископа Рима. У некоторых богословов появилась идея приблизить модель Православной Церкви к модели Католической церкви и сказать, что как в Троице есть монархия Бога Отца, от которого исходит Святой Дух и рождается Сын, как в Троице есть соборность и первенство, так же и в церковной жизни на всех уровнях должно быть сочетание соборности и первенства. Следовательно, у Православной Церкви, как и у Католической, тоже должен быть некий Вселенский Первоиерарх, которые обладает первенством не просто чести, но и первенством, выражаемым в каких-то конкретных властных полномочиях. Мы столкнулись с этой темой в православно-католическом диалоге и пока не можем его решить между собою — то есть внутри нашей православной семьи», - продолжил архиерей.
Касаясь вопроса о том, кто станет новым папой римским, митрополит Иларион отметил, что всегда очень сложно предсказывать, кто будет папой. «Есть даже пословица, что тот, кто входит на конклав папабилем (наиболее вероятным кандидатом в папы), выходит с него кардиналом: если все думают, что этот человек станет папой, то он в итоге папой не станет. Хотя как раз последний конклав показал неправильность этой поговорки. Все в общем-то предполагали, что папой станет кардинал Ратцингер, и он им стал. Насколько я понимаю, сейчас нет единого кандидата, о котором все бы говорили как о возможном преемнике. В конклаве будет участвовать 117 кардиналов, то есть те кардиналы, которые не достигли 80-летнего возраста. Из них, насколько я помню, 28 — это итальянцы, следующая по численности группа — это американцы, затем кардиналы из Европы, из Латинской Америке, из Индии, из Африки. В принципе каждый из них может стать папой. Я думаю, что реальные шансы имеются у десяти кардиналов, из которых я хорошо знаю нескольких. Это итальянский кардинал Джанфранко Равази, который возглавляет Папский совет по культуре и который, кстати, перед конклавом будет проводить беседы с епископатом, так что многие кардиналы смогут с ним лично познакомиться, если еще не знакомы. Есть и другие известные итальянские кардиналы — миланский Анджело Скола, генуэзский Анджело Баньяско, и вполне вероятно, что папой снова станет итальянец, как это было до Иоанна Павла II», - добавил митрополит.
Также, по его словам, к числу кандидатов можно отнести и ряд других европейских кардиналов — например, будапештского Петера Эрдё, с которым владыка Иларион знаком со времени своего служения в Венгрии и Австрии, австрийского кардинала Кристофа Шёнборна. «Но это может быть и американец, и канадец, и аргентинец. Я думаю, что на конклаве создаются какие-то партии, и они могут формироваться не только по национальному принципу, но по признаку степени консерватизма. Что-либо предсказать сейчас трудно», - продолжил архиерей.
Митрополит Иларион выразил надежду на то, что «следующий папа будет продолжать линию предыдущих пап, что он будет, в хорошем смысле слова, традиционалистом, что он не поведет Католическую церковь по тому пути, по которому пошли многие протестантские общины, — по пути приспособления к современным секулярным стандартам». «Я надеюсь, что Католической церкви это не грозит, но думаю, что роль папы очень здесь важна. Мы хотели бы, чтобы папа сохранял такое же дружественное отношение к Православной церкви, был бы столь же чувствительным к нашей проблематике, каким был папа Бенедикт XVI. С этим связаны наши главные надежды», - сказал владыка Иларион.
Затем священник Иакинф Дестивель заявил, что «как священник» он «рад возрождать Католическую церковь здесь, в России». «Я пробую утолить духовный голод своей паствы. Мне кажется, что здесь Католическая церковь имеет особое призвание. Это призвание можно сравнить с призванием православных в Европе, особенно в Париже. Очень надеюсь, что буду здесь продолжать свое служение еще много лет. Конечно, надо возрождать наше общение, наши приходы. Наше призвание здесь — это работать для единства христиан, как и призвание православных на Западе», - считает католический священник.
В свою очередь, митрополит Иларион в заключение беседы заявил, что «те отношения, которые сложились сейчас между Православной и Католической церквами, как раз основаны на понимании того, что мы не должны заниматься прозелитизмом, не должны пытаться друг у друга «украсть» верующих, что мы вообще не соперники, а союзники». «Я бы очень хотел в заключение нашей передачи выразить надежду на то, что и дальше такие союзнические отношения между православными и католиками будут развиваться, что следующий папа будет именно так понимать православно-католические отношения», - заключил митрополит Волоколамский Иларион.