Вчера в одном из главных храмов Дамаска - Крестовоздвиженской церкви - в условиях повышенных мер безопасности состоялась торжественная интронизация нового Антиохийского Патриарха Иоанна Х. Мне выпала честь принять участие в этом важном мероприятии в составе делегации из шести человек от Фонда Апостола Павла, который возглавляет Валентина Алексеевна Ланцева. Фонд уже 9 лет занимается активной благотворительной деятельностью в Сирии.
Прилетели мы в Дамаск ранним утром, и, как это всегда бывает при таких важных событиях, всё началось с искушений. Нас никто не встретил, и мы оказались на площади перед международным аэропортом в Дамаске с большим багажом, поскольку представители Фонда везли подарки Святейшему Патриарху, архиереям Антиохийской Православной Церкви. Пришлось договариваться с местными жителями и добираться в город самостоятельно. Слава Богу, все произошло без эксцессов, хотя дорога от аэропорта на Дамаск не считается безопасной.
Когда мы приехали в старый город, нас ожидало новое искушение. Все дороги к церкви, где проходила интронизация, были перекрыты автоматчиками-ополченцами и полицией, машины дальше не пускали, и нам пришлось с огромным грузом в руках продвигаться по узким улочкам города. Наконец нас остановил патруль, поскольку наш груз вызвал подозрения, и нам пришлось оставить одного из членов делегации с чемоданами и коробками, а самим с иконами и хоругвями, малым крестным ходом, двинуться к храму. Удивительно было наблюдать реакцию людей, которые нас видели – они радостно улыбались, когда узнавали, что мы русские, прикладывались к иконам. Один ливанский христианин-маронит пошел рядом с нами, приложился к иконам и, преодолевая языковые различия, объяснил, что тоже идет на интронизацию. Мы ему вручили одну из икон и стал тоже членом нашей делегации, вместе с нами его пропустили в храм, и до конца службы, пока мы не передали иконы Патриарху, он смиренно нес послушание, держа икону. Мы оказались рядом с солеёй, можно сказать, среди почетных гостей.
После Божественной литургии и торжественного акта настолования нового Антиохийского Патриарха выступили почетные гости. К сожалению, как выяснилось, только митрополит Нафанаил из Болгарской Православной Церкви решился преодолеть страхи и приехать, чтобы лично поздравить нового Святейшего Патриарха Антиохийского от Болгарской Церкви. Представителей других Православных Церквей на церемонии не было. Зато прибыли представители неправославных юрисдикций. Не оказалось, к сожалению, ни одного официального представители и Русской Православной Церкви, о чем нам открыто выражали сожаление священнослужители и архиереи Антиохийской Церкви. Правда, торжества по случаю интронизации разделены на две части, поскольку Антиохийский Патриархат действует на территории двух государств – Сирии и Ливана. Через неделю торжества пройдут в спокойном Бейруте и, насколько мне известно, там предполагается участие митрополита Волоколамского Илариона и других представителей Православных Церквей.
В церемонии принимали участие представители российского посольства, которые также выразили своё сожаление, что не было ни одного представителя Московского Патриархата. К сожалению, представитель Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархе архимандрит Александр (Елисов) ещё в апреле из соображений безопасности покинул Дамаск, оставив здесь свою паству. Мы разговаривали с одной из прихожанок храма Игнатия Богоносца, она рассказала, как прихожане до сих пор ухаживают за храмом и прихрамовой территорией. Для них было очень больно узнать, что архимандрит Александр, русский православный священник, их оставил и не будет служить, но ещё неприятней им было то, что узнали они об этом спустя несколько месяцев, их даже не поставили в известность. Сейчас туда назначен священник Антиохийской Православной Церкви, араб, который ведет там службы на арабском языке. Но община, а это - русские люди, которые живут в Сирии, осталась без пастыря. И как с горечью сказала одна из представительниц нашей делегации: неужели в России не осталось мужественных батюшек, которые смогли бы, несмотря на опасность, приехать в Сирию и окормлять русских православных христиан, которые здесь разделяют судьбу с народом Сирии, борющимся с агрессией международных бандформирований? Будем надеяться, ОВЦС найдет священослужителя неробкого десятка, и русское церковное присутствие в Сирии возобновится.
Таким образом, мы оказались единственными представителями Русской Православной Церкви в Сирии на этот момент. Мы, это - делегация Фонда Апостола Павла в составе известной журналистки Валентины Алексеевны Ланцевой (президент Фонда), руководителя мастерской художественного шитья Татьяны Куликовой, главного архитектора Саранской и Мордовской епархии Сергея Гончарова, журналистки газеты "Московский комсомолец" Екатерины Сажневой, руководителя молодежного отделения Фонда Артема Польгова и автора этих строк. Возможно, именно с этим связана та теплота, с которой относились к нам православные сирийцы, видя в нас своего рода полномочных представителей Православной России и великого русского народа. Отношение христиан к России здесь очень теплое и душевное.
Меня уже спрашивают, есть ли признаки войны в Дамаске. С одной стороны, есть и это выражалось, в воскресенье, в частности, в повышенных мерах безопасности, в присутствии автоматчиков на улицах города, в самодельных постах, обложенных мешками с песком, на которых тоже дежурят вооруженные люди, – все это напоминает о том, что идет война. Слышна бывает отдаленная артиллерийская канонада и одиночные выстрелы, над городом иногда пролетают самолеты. Но в самом городе, по крайней мере в христианской его части, спокойно. Спокойная, домашняя обстановка.
Дети ходят в школу, работают рестораны, магазины и кафе.
Нам оказали честь наши сирийские друзья, пригласив на трапезу в Патриархию. Вместе с сопровождавшим нас священником о. Илиасом мы прошлись по улочкам Дамаска, где многие с ним и с нами здоровались. Он сказал, что здесь христиане друг друга знают. Словом, наблюдается экуменизм в хорошем смысле слова, когда рядом живут представители разных христианских общин, и они очень дружелюбно относятся друг к другу. Особенно эти отношения укрепились в условиях общей для них опасности.
После трапезы мы решили самостоятельно пройтись по улочкам Дамаска, который сохраняет прелесть восточного города. Единственное, что нам посоветовали, не гулять по мусульманскому кварталу. Но в христианском квартале, как нам сказали, мы можем чувствовать себя в полной безопасности, в чем мы имели возможность лично убедиться.
Наша командировка продолжается и, надеюсь, что состоится встреча со Святейшим Патриархом Иоанном, с другими представителями Антиохийской Православной Церкви, о чем, даст Бог, у меня будет возможность рассказать нашим читателям.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
22. Ответ на 13., Антоний:
21. неужели в России не осталось мужественных батюшек
20. "...прелесть восточного города..." А как же иначе?
19. Re: К сожалению, мы оказались единственными представителями Русской Православной Церкви
18. Ответ на 2. lexa
17. БО в Помощь, Анатолий Дмитриевич, Тебе и Твоим соратникам!
16. Спаси Вас, Господи!
15. Re: К сожалению, мы оказались единственными представителями Русской Православной Церкви
14. Ответ на 8., paffnyti:
13. Re: К сожалению, мы оказались единственными представителями Русской Православной Церкви