Как сообщает «Интерфакс», в связи с этим протодиакон Андрей Кураев даже выступил с инициативой… объединить Новый год и Рождество Христово в один праздник. «Я надеюсь, что со временем у нашей Церкви хватит мужества на принятие радикального решения, а именно – объединить Рождество и Новый год, не перенести на новый стиль, как у католиков, а именно перенести на 1 января дату празднования Рождества», – заявил он 2 января в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Любая другая дата празднования Рождества, по его мнению, «порождает вопрос, на который у нас не находится ответов». «Если новый год от Рождества Христова, то почему же он считается не с Рождества Христова? Если большой календарь, т.е. наша эра, года считаются от Рождества Христова, то почему маленький календарь, дни внутри года считаются с какой-то другой точки? Это не логично», – пояснил свою позицию о.Кураев. «Поэтому если уж однажды нам предстоит перемена календаря – она наверняка предстоит когда-то, я не знаю, в каких столетиях, – лучше переносить не на 25 декабря, до Нового года… Какая разница – неделя до нового года, неделя после нового года, как-то это немножко странно», – считает он.
Мы попросили известного богослова, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика рассказать о том, как православный христианин должен относиться к празднованию «гражданского» Нового года .
Отношение к Новому году может быть самое разное. Я, например, встречал в интернете такое: «Новый год – не торжество, мы встречаем Рождество». Понятно, что для нас еще идет Рождественский пост, что наш старый Новый год, наступит 1/14 января, когда мы празднуем память святителя Василия Великого.
Ясно также и то, что в праздновании Нового года есть много разгульного, языческого и неправедного, причем много такого, чего в советские времена не было. Разгул пьянства, драки, убийства – вот тот след, который, к сожалению, тянется за нынешним Новым годом.
С другой стороны, для многих Новый год стал теплым семейным праздником, возможностью пообщаться с родными, поздравить их, пожелать им счастливых времен и поводом для сердечного человеческого общения. И думаю, что этим надлежит пренебрегать в разумных пределах. Естественно, не нарушать поста, скромно отметить, чтобы порадовать своих близких и сохранить чистоту и целостность, которые нам требуются в эти ответственные дни встречи рождающегося Христа. Во многих храмах есть похвальная традиция служить новогодний молебен.
Конечно, наш настоящий Новый год - это 14 сентября по новому стилю, когда Церковь молится: «Владыко Господи Боже наш, источник жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя содетелю, времена и лета во своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим твоим промыслом. Благодарим о щедротах твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего, молим тя, всещедрый Господи! Благослови венец неступающаго лета, твоею Благостию: сохрани возлюбленных рабов Твоих...»
С другой стороны, Церковь признает гражданские установления, люди Церкви считают себя добрыми гражданами нашего Отечества, и почему бы молитвенно не помогать другим гражданам. Самое лучшее в этот день - сходить на Вечерню с новогодним молебном, потом скромненько посидеть у ненаряженной елки (мы обычно елку наряжаем на Рождество, чтобы отметить праздник), в 12 часов помолиться молитвой на начало Нового года, встретить праздник, немного пригубить легкого винца, вкусить постной трапезы и мирно лечь спать, чтобы потом приступить к трудам праведным.
При этом следует помнить, что 1 января по церковному календарю - это память святого мученика Вонифатия, который до крещения вел весьма разгульную жизнь, но в своем мученичестве явил величайший христианский подвиг. Поэтому в память о мученике Вонифатии в этот день хорошо сохранить сдержанность. И может неслучайно, что именно этот день связан с именем Вонифатия, потому что наша страна страшно страдает от народного пьянства, и что именно он является заступником нашим и молитвенником от конечной погибели от пьяного беса.
Иными словами, не стоит совершенно пренебрегать этим днем и не стоит придавать ему излишнего значения, но стоит в этот день помолиться о том, чтобы Господь благословил новый гражданский 2013 год Своим небесным благословением, утвердил и направил бы нас на благие дела во славу Его.
Что же касается высказываний о.Андрея Кураева, то что тут скажешь? О.Андрей – тайный язычник. Поклонник англо-славянского божества. Νovy God называется. Который от своих поклонников требует пьянства и обжорства. А еще – человеческих жертв. Каждый год десятки сгоревших и замерзших от пьянства. Что демонстрирует о.Андрей – очередная заказуха. Да еще на мерзопакостном «Эхе Москвы». «Рыночное богословие». И ничто более.
6. Re: «Новый год – не торжество, мы встречаем Рождество»
5. с Новым гОдом или с новым гАдом?
4. 1 января 2013 года от Рождества Христова!
3. Когда праздновать?
2. рождество
1. О Кураеве...