«Мы, жители Петербурга, представители творческой и научной интеллигенции Петербурга, представители традиционных религиозных конфессий России, глубоко возмущены действиями директора Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского, который публично оскорбил людей, не разделяющих его более чем сомнительную нравственную позицию, назвав их "идиотами", "серейшими людьми"», - отмечается в заявлении.
Как напоминают авторы документа, инцидент произошел 7 декабря с.г. на организованной М.Пиотровским пресс-конференции, посвященной скандалу вокруг проходящей в Государственном Эрмитаже выставки инсталляций английских постмодернистов братьев Чепменов «Конец веселья». Пиотровский заявил тогда, что «только идиоты могут считать, что это (экспонаты выставки братьев Чепмен) оскорбляет крест, и могут не понимать, что речь идет о страшном суде, который приходит в наше время и который изображен братьями Чепмен». «Искусство или не искусство – это все определяет музей, - заявил в частности Пиотровский. - Это очень важный принцип… Широкая публика такие вещи – пропаганда или нет, кощунство или нет – решать не может».
«Надо сказать, что выставка братьев Чепмен, по мнению независимых от г-на Пиотровского экспертов, стоит по своему художественному уровню в одном ряду с "шедеврами" Марата Гельмана или кощунниц из "Pussy Riot", и содержит глумление над христианскими символами, а так же оскорбляет чувства верующих, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, - считают в Соборе православной интеллигенции. – Утверждение М.Б.Пиотровского о том, что "выставка антифашистская" и что "речь идет о страшном суде" не выдерживает критики. Во-первых, ад и Страшный Суд не одно и то же, а во-вторых, если инсталляции братьев Чепмен изображают мучения фашистов во время Страшного Суда, то почему центральным образом выступает священный христианский символ – Крест, оскверненный прибитыми клоуном и плюшевыми мишками?»
Между тем, обращают внимание авторы заявления, «история мирового искусства знает много примеров обращения художников к изображению ада (в их числе Иероним Босх). Но ни у кого из них не присутствует столь ярко выраженное садистское начало и не утверждается безобразное, как норма в художественном образе». «Демонстрация подобных поделок в одном из главных музеев мира, рядом с подлинными шедеврами мировой живописи, показывает не только нравственную глухоту и эстетическую неразборчивость г-на Пиотровского и некоторых его подчиненных, но и является спекулятивной попыткой поднять инсталляции названных выше постмодернистов до уровня мировой культуры. Почему это должно делаться за счет государственного музея, мировой авторитет которого формировался усилиями всей Российской державы, сумевшей собрать подлинные шедевры, непонятно. При таком подходе, следующим шагом нынешней администрации Эрмитажа, видимо, станет размещение картины Рембрандта "Снятия с креста Иисуса Христа" рядом с "Распятием тряпичного клоуна (Петрушки)" бр. Чемпенов», - говорится в заявлении.
Напомнив, что после открытия выставки в прокуратуру Санкт-Петербурга поступили 117 заявлений от православных верующих, возмущенных названной выставкой, с просьбой дать правовую оценку действиям администрации Эрмитажа, авторы заявления отмечают, что экспозиционная политика Эрмитажа под руководством М.Б.Пиотровского «в части продвижения и "раскрутки" сомнительных образцов современного "искусства" и ранее вызывала далеко не однозначную реакцию петербуржцев и гостей города, включая экспертное сообщество». «Однако то, что позволил директор Государственного Эрмитажа сейчас, противопоставляя себя и узкий круг своих единомышленников ультралиберального направления абсолютному большинству российской интеллигенции, Русской Православной Церкви, всем здравомыслящим людям, которые привыкли считать Государственный Эрмитаж национальной гордостью и хранилищем лучших образцов подлинного искусства, переходит границы допустимого», - говорится далее. В связи с этим Собор православной интеллигенции требует немедленно закрыть выставку и в дальнейшем не допускать подобных экспозиций в музеях России.
Заявление подписали председатель Собора православной интеллигенции, член Союза писателей России иерей Алексий Мороз; член Союза писателей России Борис Орлов; профессор, доктор философских наук Сергей Лебедев; профессор, доктор философских наук Алексей Швечиков; главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий; доктор философских наук, профессор Александр Казин; капитан 1-го ранга в отставке Александр Беляков; руководитель петербургского отделения движения «Народный Собор» Анатолий Артюх и другие.