Источник.
Были времена, когда я по наивности искал решения проблем государственного развития в поле различных идеологий. Был период, когда я позиционировал себя националистом, монархистом...
Почитывал соответствующие идеологические продукты, жарко дискутировал в интернете, на круглых столах и в частных беседах. Вступил даже в общественно-политическое движение, занимался агитацией этого движения... Я защищал воззрения людей, которые и близко не стояли никогда возле руля государственного управления.
Поворотной точкой стало прочтение и осмысление трудов «Полития» и «Политика» Аристотеля. «Политика» - это не идеология, не политическая теория и даже не философия. Это наблюдение и констатация реальных закономерностей общественного бытия людей, их склонностей, архетипов, мотивов. «Политика» будет актуальна всегда. Успех античного мыслителя был не только в том, что его разум был пытлив и любознателен, а ещё в том, что он был свободен от идеологических шаблонов. Выражаясь понятиями нашего времени, Аристотель - аполитичен.
Аристотель, легко бы мог быть царём или крупным собственником своего времени. Он был учителем Александра Македонского. Это уже говорит о многом, согласитесь.
Не буду рассуждать о мотивах античного мыслителя.
Для нас важно, что Аристотель продемонстрировал - те, кто способны встать у штурвала государственного корабля и рулить большими активами, не нуждаются в политических теориях и идеологиях. Эти личности обладают способностью мыслить масштабно, и самое главное пытаются ДЕЙСТВОВАТЬ согласно своему мышлению.
Кому тогда адресована идеология?
Идеология служит инструментом передачи какого-либо понимания (представления) в ДОСТУПНОЙ для масс форме.
Это инструмент и необходимость нашего времени, родившийся от того, что власть стала зависеть от доверия и одобрения со стороны подданных.
Мы наблюдаем сегодня как многие люди, у которых нет особых заслуг на руководящих должностях, питают иллюзии, будто они могут здраво мыслить и рассуждать в МАСШТАБЕ власть предержащих мужей.
Посмотрите вокруг. О политике сегодня даже алкоголики не прочь с умным видом порассуждать.
Если искать первопричину происходящего в духовной сфере, то становится очевидным, что безнравственное СОСТОЯНИЕ народа привело к тому, что простые люди утратили способность доверять власти, и как следствие власть стала зависеть от тех, кто продуцирует идеологию. И она, идеология, всегда ущербна, т.к. ориентирована на массу. Мыслительные способности большинства представителей народной массы лежат только в масштабах личного бытоустроительства. Идеология несёт упрощенное и примитивное понимание социальных реалий. Там где идеология - там универсализм, ярлыки и шаблоны. Идеология призвана быть простой и понятной.
Объяснять массе мотивы, целесообразность и смысл политических решений минуя идеологию - сегодня самоубийственно. Масса не поймёт и возропщет. Ибо не способна довериться в непонятном.
Проще говоря, почти все известные мне идеологии оказались манипулятивными инструментами, а не руководствами к действию и не инструкциями по управлению государством.
Кстати, ещё далеко не каждая идеология несёт более-менее ВЕРНОЕ упрощённое представление о социальных реалиях и причинно-следственных связях.
Сформулируй для народа два ответа на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» и это уже будет основа твоей собственной идеологии.
Человек, мыслящий в рамках идеологии, ограничен её масштабом. Он мыслит в узком коридоре причинно-следственных связей и в маленьком мирке основных понятий.
Поэтому каждый серьёзный политик и государственный деятель всегда внутри немного «Аристотель» - самостоятельно мыслящий и наблюдающий человек.
И наоборот - каждый самостоятельно мыслящий и наблюдающий человек - потенциальный политик и государственный деятель. Величина и значимость таких людей напрямую зависит от масштаба их интересов, масштаба мысли.
Пугачёв Дмитрий Игоревич, православный блоггер, г. Ивантеевка
7. Энтелехия и реалполитик.
6. Странный материал на РНЛ
5. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
4. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
3. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
2. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
1. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий