С богословской точки зрения курение как феномен не существует. Разговор о курении с точки зрения богословия - это обесценивание богословских понятий. Это одно из вкусовых пристрастий человека, вкусовых зависимостей. Когда человек привыкает к некоторому вкусу, к некоторой модели поведения, когда человек глотает дым сначала за компанию, потом с удовольствием, потом во вред своему здоровью. Это не более, чем одна из распространенных зависимостей, которую надо искоренять, но без революционности, чтобы борьба с курением не превратилась в репрессии против курильщиков.
Если уж говорить о русской действительности, гораздо важнее борьба с пьянством, а с наркоманией и подавно, хотя все связано, потому что курение - это те же наркотики, что и алкоголь, только более легкие. Культура курения может провоцировать человека на пробу наркотиков.
В культуре старообрядческой курение связывалось с «каждением диаволу», старообрядцы считали табак «дьявольским зельем», наряду с кофе, чаем и картофелем. Все эти растительные культуры подвергались у них обструкции. Но главный виновник распространения этих разновидностей зелья - Царь Петр Первый, который завез данные культуры из-за границы. Известно, что Петр Первый ассоциировался у старообрядцев с антихристом, но это уже перегиб. Известно что, хотя при Алексее Михайловиче за курение табака ноздри рвали, никакого эффекта не добились. Табак продолжали нюхать и курить. Вот этих-то крайностей в проявлении русского характера и нужно избежать.
Вытеснять курение необходимо развитием физкультуры и спорта, нужно не только запрещать, но и предлагать. Далеко не все смогут бросить курить, поэтому борьбу с привычкой не надо доводить до борьбы с людьми. Ведь курильщики, употребляющие сигареты с юных лет, не смогут бросить эту привычку. Здесь нужна умеренность, которая украшает все. И Боже сохрани предавать этим вещам богословский характер. У нас есть явления, которые требуют религиозной оценки, например, аборты, разводы, самоубийства - явно мистичные, со знаком минус, вещи.
В 19 веке какому-то митрополиту взбрело в голову создать приказ, запрещающий бабам шить юбки из тканей, на которых в качестве орнамента присутствует крест, чем насмешил общественность, как будто нет у него более серьезных вещей, на которые стоит реагировать.
Я приветствую лозунг борьбы с курением, сформулированный Дмитрием Медведевым, сводимый к евангельскому наказу ненавидеть грех и любить грешника. Но это надо представлять себе в широте и перспективе, потому что борьба за здоровье нации в разные периоды времени в разных народах имела разные формы. Скажем, Сталин курил, Черчилль курил, Рузвельт курил, а Гитлер не курил. Надо понимать, что не курить - ничего особо великого не значит. Нужно избежать революционности, чтобы мы не превратились в донкихотов, воюющих с ветряными мельницами. А то повесим на сигарету ярлык религиозного врага и начнем тратить огромное количество сил и времени, чтобы воевать с папиросами.
Надо планомерно вести работу по оздоровлению жизни народа, ограждать молодежь от курения, локализовывать места продажи табака и многое другое. Хватит кампаний «по борьбе с». Делать все нужно в комплексе постоянно, планомерно и спокойно, без революционных порывов.
44. Аргументация антитабачных мер
43. а тем временем в Греции
42. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»
41. Ответ на 36., Адриан Роум:
40. Ответ на 35., Натали:
39. Ответ на 30., Антоний:
38. Ответ на 25., Натали :
37. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»
36. Ответ на 15., Андрей Карпов:
35. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»