«Присутствие благодати в обществе крайне скудно»

Православные священнослужители о влиянии религии на власть и общество

06.09.2012 378
В интервью японским СМИ Святейший Патриарх Кирилл назвал мнение о клерикализации российского общества, предполагающей власть духовенства и его политическое влияние на ситуацию в стране, мифом, который не имеет под собой ни одного факта, сообщает ИА Росбалт.

По словам Его Святейшества, нет ни одного примера, который свидетельствовал бы о политическом влиянии патриарха, епископов или духовенства на власть. «Мы как Церковь свободны говорить от своего лица, вне зависимости от позиции государства. По многим вопросам у нас мнение совпадает, но есть вопросы, где мнения у нас не в полной мере совпадают, а иногда и совсем не совпадают», - сказал Патриарх.

Он признал, что между Церковью и государством налажено сотрудничество на федеральном и местном уровнях по целому спектру проблем. Однако Церковь не ставит цели влиять на политику государственных деятелей, отметил Патриарх Кирилл. «Мы несем определенные ценности нашему народу, в первую очередь, - нравственные ценности, и мы настаиваем на том, что в основе всякой политики должно быть нравственное начало», - подчеркнул он. 

Можно ли говорить о клерикализации общества? Согласны ли вы с патриархом, что это всего лишь миф? Ведется ли кампания против Церкви, продвигающей нравственные ценности в обществе, и если да, кто за ней стоит? С такими вопросами Regions.ru обратились к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что пора определиться с термином, что такое «клерикализация».

«Исторически – это стремление духовенства к реальной политической власти внутри общества и государства. То есть подмена институтов государства институтами церковными, исторически такие прецеденты бывали, и порой даже не из-за стремления Церкви о достижении светской власти, а по необходимости. Например, когда рухнул первый Рим под натиском варваров, то все административные функции Римской империи взял на себя институт Церкви. Таким образом, все народы в Европе удалось сохранить от полного хаоса. Правда, потом это обернулось негативными последствиями для Церкви, так как она приобретала больший вес, чем ей это было нужно», - продолжил он.

«В истории Русской Церкви в прямом смысле клерикализации никогда и не было, скорее, было подчинение Церкви государству, как, например, в синодальный период, когда Церковь была подчинена государству и обслуживала идейную политику Имперской Царской власти. Но это тоже не было клерикализацией, так как Церковь вынуждено поставили в такое положение. Сейчас Церковь, конечно, имеет определенный вес и влияние в обществе, но оно скорее не политическое, а нравственное и идейное. Возможно, иногда и принимает идеологический характер, поскольку у государства нет идеологии, и оно обращается к Церкви. Но сказать, что Церковь и современное священство стремится к тому, чтобы иметь еще и светскую власть, – никаких оснований для этого нет», - заключил о. Андрей.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, заявил, что «вопрос усиления влияния Церкви в обществе – это вопрос спасения членов этого общества от власти греха и смерти».

«Но к сегодняшнему дню приходится констатировать, что это влияние столь скромно и наше соотечественники находится в своем большем составе в таком состоянии глубокого духовного невежества, что говорить об излишнем присутствии нашей Православной Церкви в системе образования, культуры, СМИ, уж тем более политики даже не приходится. Кто хоть немножко не понаслышке знаком с целями бытия Церкви, спасительными в вечности душ человеческих, тому в голову не придет путать Православие с католицизмом и усматривать в каких-то гражданских позициях Церкви попытку захвата светской власти или какого-то решительного на нее влияния. Эта позиция свойственна католическому Западу и абсолютно чужда Православию», - продолжил о. Лука.

«Благодатное действие Церкви направлено не на какие-то корпорации или организации, политические или коммерческие структуры. Влияние Церкви, и в этом состоит задача властей, должно достигать каждой личности в отдельности, предусматривая при этом свободу ее выбора, без чего нет никакой религиозной жизни. Поэтому религиозное общество складывается из религиозных личностей, просвещение которых и является церковным служением. Но сейчас для этого условий крайне мало, и присутствие такой благодати в обществе крайне скудно. Мы живем в безблагодатной стране, в которой есть все, чтобы быть благодатной во всех ее уголках, но для этого безбожниками выстроено пока слишком много препятствий, прежде всего в главнейших направлениях, где Церковь могла бы служить людям – это образование, культура и СМИ», - добавил он.

«Поэтому мы выражаем соболезнование тем головам, которые продолжают вести антицерковную борьбу, и разбивают эти головы о камень веры. Ибо всякий, кто упадет на этот камень, - разобьется, и на кого упадет этот камень – того раздавит. Идти против рожна трудно, и плевать в небо, откуда плевок возвращается, дело безумное. Пока это безумие занимает и политические трибуны в нашем отечестве. Во всяком случае, до сих пор постаменты многих центральных скверов России продолжают быть окрыленными образами и идеалами коммунистической и античеловеческой идеологии – а это тоже политика, оболванивание масс», - заключил отец Лука.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Шумное падение
Новый комментарий от Александр Волков
04.04.2019
«Храмы не закрываются»
Новый комментарий от Апографъ
04.04.2019
«Путин начал трансформацию Российского государства»
Новый комментарий от Юрий Светлов
04.04.2019
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Юрий Светлов
04.04.2019
Обнищание неизбежно, но революции не будет...
Новый комментарий от Юрий Светлов
04.04.2019
Вменённое преображение
Новый комментарий от Алексей Терениченко
04.04.2019