Министерство образования и науки приняло новый образовательный стандарт для старшей школы. В 10-м и 11-м классе появится новый предмет «Словесность» – «Русский язык» и «Литература» – в одном учебнике на одном уроке. Многие эксперты опасаются, это приведет к тому, что новое поколение не сможет писать тексты длиннее СМС и твиттов, - отмечает издание.
Выпускное сочинение в школах уже отменено. Многие ученики из-за этого просто перестали читать, сетуют педагоги. Они считают, что при объединении дисциплин, все часы уйдут на «Русский язык» – ведь по этому предмету сдают обязательный экзамен. Таким образом, привычка к чтению может вовсе исчезнуть.
«Спросите учителя любого предмета – дети катастрофически не могут прочесть условие задачи, они не могут прочесть более или менее длинную статью, – сетует учитель литературы, главный редактор газеты "Литература " Сергей Волков. – Параграф учебника». «Зато они с легкостью "сёрфят" по сайтам и одновременно могут отвечать десяткам друзей в виртуальном пространстве. Современные технологии отучили детей вчитываться в текст – констатируют педагоги. И им нужна сегодня другая подача информации. Но объединение таких предметов как русский и литература – не самый лучший выход», - отмечает «Культура».
«Это будут уроки русского языка, где отработка всех материалов будет идти на литературных текстах, – рассказывает Сергей Волков. – Мы возьмем кусок из текста Пушкина, будем вставлять в него буквы, будем искать там сложносочиненные предложения, потом еще что-нибудь подумаем про то, что там сказано и на 150 слов напишем свои мысли».
Между тем, прошедший этим летом Всеросийский съезд учителей русского языка и литературы выпустил категоричную резолюцию: слияние предметов недопустимо, методически не обоснованно, препятствует решению образовательных задач. Что подтверждают и ученые. «Если мы говорим о развитии науки, то, наоборот, мы видим расхождение науки о языке и науки о художественных текстах, – говорит доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз. – У них разные методологии, разные объекты, разные установки. И это очень важно показать. Скорее, можно было думать о подготовке преподавателей специально для русского языка».
Однако, по мнению разработчиков стандарта, сейчас русский язык и литературу преподают неправильно. Задача педагогов – «не углубляться в науку», а воспитывать достойных граждан. «Задача объединения курса русского языка и литературы в единый предмет на старшей ступени школы преследует, прежде всего, эти цели, с тем, чтобы не только передать ребенку навыки и умение литературной критики или анализа текста, но, прежде всего, сформировать ценностно-смысловую сферу жизни ребенка его самоидентификацию в очень быстро меняющемся мире», – говорит доктор педагогических наук, руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов Александр Кондаков.
А по мнению директора центра социально-экономического развития школы Сергея Косарецкого, давать ученику максимум знаний, как было в советской школе – уже «не актуально». Сегодня, по его словам, миссия школы – научить ориентироваться в море информации. «В образовательном стандарте сделана ставка на построение индивидуального образовательного маршрута, – считает С.Косарецкий. – Предполагается несколько возможностей для выбора учащегося, выбора семьи учащегося. И сам по себе этот ход, на мой взгляд, является продуктивным. Сегодня вектор индивидуализации является общим для развитых стран мира. Есть основание считать, что в этом направлении мы некоторым образом опаздываем».
«Нужно ли так торопиться?! Куда мы движемся? Противники стандартов – среди которых, в основном, учителя и родители - не согласны ни с темпами, ни с выбранным направлением. Но стандарт принят. С 2013 года его будут тестировать в отдельных школах, с 2020-го – введут на всей территории страны» - резюмирует «Культура».