«Диалог может обернуться беспринципной и бессовестной торговлей»

Священнослужители о возможном диалоге верующих и неверующих

0
03.08.2012 1169
Протоиерей Всеволод Чаплин в интервью газете «НГ-Религии», в частности, сказал: «Этико-религиозные традиции отличаются друг от друга. При этом большинство из них отличны от этики секулярной. Можно спорить, хорошо или плохо это разделение, но оно всегда было и всегда будет одной из характеристик человеческого общества. Универсальная мораль невозможна в принципе, потому что не будет разделяться большинством населения Земли.

Различия, о которых я говорю, могли бы быть названы несущественными, если бы они не определяли разные модели построения семьи, коллектива, локальной общности, народа, государства, экономики и т.п. Следствием осознания этого различия должна быть не попытка игнорировать его или переделать непеределываемое, но отказ от монополии любой из этических систем на формирование общественного устройства. Нам нужно научиться жить пусть даже в параллельных реальностях, при этом находя точки соприкосновения в делах, работающих на общую пользу.

Да, верующие разных религий и неверующие строят разные общества. Когда они преобразуют окружающий мир или протестуют против чего-то, у них перед глазами разные идеальные модели того, как должен быть устроен мир во всех его аспектах – от государственного строительства до искусства. Как раз признание этой разности, отказ от монополии, многоукладное общество является выходом из ситуации войны всех против всех. Я надеюсь, что диалог религии и секуляризма поможет из такого тупика выйти. Только в этом диалоге не должно быть предварительных условий. Даже таких, которые кажутся очевидными для верующих, например: откажитесь от жесткой критики наших общин и учений. Или для неверующих, например: признайте светский характер общественного устройства. От всех предварительных условий надо отказаться. К чему мы в результате диалога придем, наверное, сегодня не знает никто».

«Возможен ли и желателен ли, на ваш взгляд, такой диалог без предварительных условий? Может ли он принести благие результаты? Не приведет ли к расколу общества на непримиримые противоборствующие группы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

По словам настоятеля храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директора Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова протоиерея Сергия Махонина, «построения о. Всеволода кажутся несколько тяжеловатыми. Конечно, в условиях открытого мира без диалога не обойтись. Диалог всегда нужен и полезен, но только если люди хотят друг друга услышать, хотят найти взаимодействие - потому что даже худой мир все равно лучше любой войны. Единство, конечно, вряд ли возможно, но надо находить компромиссы. Это понятие здесь, по-моему, совершенно оправдано. Другое дело, нужен ли компромисс, когда речь идет о каких-то очень значимых, самоопределяющих вещах. Но нормальные люди всегда смогут договориться».

«Другое дело, - продолжил он, - когда лезут на чужую территорию, где их никто не ждет, и начинают выставлять свои условия. Вот что грустно. В таком диалоге мы могли бы руководствоваться словом Священного Писания: «С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним; уклонись от него и найдешь покой и не будешь огорчен безумием его» (Сир. 22 : 12-14)».

Настоятель храма Воскресения в Кадашах протоиерей Александр Салтыков согласился с мнением протоиерея Всеволода Чаплина. «Диалог, конечно, необходим, абсолютно необходим. Но при этом потребуется соблюдать ряд жестких условий. Главное, чтобы диалог был благожелательным. Другое дело, что любое мировоззрение претендует на владение Истиной. И каждая конфессия, каждая сторона, каждая философия должна будет выставлять в этом диалоге свои главные преимущества, связанные с главными элементами своей модели. Задачей миссионерства как раз и является же утверждение в человеке идеалов. И каждая модель должна быть свободно обсуждаемой в обществе, люди должны совершенно свободно выбирать ту модель, которая им больше нравится», - считает священник.

«Вот, например, мусульмане, говоря о Боге, главным выставляют, что Бог могуч, иудеи - что Он мудр, а мы говорим, что Он и мудр и могуч, но при этом Он есть Любовь. Вот это и есть главный элемент христианской религии – Любовь. И мы должны говорить об этом громко и открыто. Здесь и никаких условий выдвигать не надо. Надо просто выдвигать главный принцип нашей религии – это учение о любви. Если люди хотят, чтобы их любили, они примут наше вероучение. А если не хотят, тогда, пожалуйста, живите без любви - хотя с нашей точки зрения, это противоестественно. В главном все очень просто. Все остальное частности. Просто нужно четко объявить свою позицию. Другие, конечно, могут объявить другие принципы. Пусть люди сравнивают», - заключил отец Александр.

По словам настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке священника Владимира Лапшина, «приведенные цитаты, - наверное, самое умное, что о. Всеволод сказал за последнее время. Диалог - это всегда хорошо. Стремление понять друг друга – это всегда во благо. Вот с предварительными условиями все-таки не все так ясно и однозначно. Какие-то условия в процессе диалога все равно будут возникать. Но сам диалог нужно начинать, так сказать, безусловно. Диалог к расколу никогда не ведет. А у нас общество и так расколото. Но важно, чтобы это был именно диалог, а не монологи с двух сторон».

Священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) считает, что поднятый отцом Всеволодом вопрос – «это вопрос философский, потому что социальные процессы и процессы общественного сознания неуправляемы. Ими не управляет ни государственная власть, ни Церковь. Мы только пытаемся понять происходящее и оценить с точки зрения добра или зла по шкале существующих ценностей».

«Если говорить о диалоге, то важно правильно понимать значение этого слова. А оно имеет два принципиально разных значения: первое – это контакт, взаимодействие, общение. А второе – это торговля, компромисс. Иными словами, диалог может обернуться беспринципной и бессовестной торговлей. Так вот: никакой торговли и коммерческих целей христианское сознание в этой сфере нравственности не только не признает, но даже не рассматривает. Ибо нравственность и вертикаль добра и зла дана нам Господом, и мы Ему одному служим. А что касается диалога как общения и контакта, тут, само собой, ответ будет положительный, но такой диалог всегда был между частями общества, иначе не бывает. Более того, нынешние усилия врагов Церкви направлены на разрыв этого диалога, недопущение этого взаимного контакта», - подчеркнул он.

«А общение не только благотворно для общества, так как ведет к благополучному образу жизни, но и несет христианско-миссионерские ценности. Поскольку люди, которые еще не пришли к Церкви, не имеют укорененных христианских взглядов, неодобрительно относятся к Церкви, дезориентированные, в результате такого диалога часто расстаются со своими заблуждениями. Они обнаруживают новые интересы и вначале меняют свое отношение на заинтересованное, а потом становятся верующими христианами», - заключил отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Последние комментарии
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 23:01
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 22:48
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
23.10.2021 20:04
Царство ближних
Новый комментарий от Полтораки
23.10.2021 19:37
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от Алексей Ощепков
23.10.2021 18:29
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.10.2021 16:41