«Откровенно говоря, подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей - событие, значение которого сильно преувеличено. РПЦЗ исчезает, она уже обречена на умирание. Ведь это Церковь эмигрантов первой волны, а они уходят из жизни, так что ее паства сокращается. Я был за границей по приглашению РПЦЗ в конце 80-х - начале 90 годов. Я хорошо знаю подноготную РПЦЗ, ее паству, был лично знаком с митрополитом Виталием (Устиновым) и митрополитом Лавром (Шкурло). В то время они дышали ненавистью к Московскому Патриархату. Они называли нас «сервилистами» и «сергианцами», считали, что мы отошли от основ Православной веры, а большинство их паствы вообще считало, что у Русской Православной Церкви нет благодати. РПЦЗ в то время начала проводить гнусную кампанию по открытию в России своих приходов, тем самым внося раскол в ряды верующих. Когда я в 90-м году лично беседовал с архиепископом Лавром (Шкурло), я спросил его, неужели он и в самом деле считает, что священники Московского Патриархата хуже священников РПЦЗ? Он дал поразительный ответ: «Нет, я считаю наоборот». Тогда я спросил, почему же РПЦЗ открывает свои приходы в России? Он посмотрел на меня, как на недоумка, как бы говоря: «Неужели Вы и в самом деле не понимаете, что это чисто политическая акция?!»
Аналогично высказывался митрополит Виталий (Устинов). Когда мы гуляли с ним в синодальном садике вдали от чужих ушей, он мне сказал: «Виктор Николаевич, Вы не представляете, в какой жесткой ситуации мы находимся здесь, в Америке. Мы не можем делать то, что мы хотим. Такое давление на Церковь мог представить себе в полной мере только Владимир Соловьев». (Я думаю, он имел в виду его «Три разговора» и «Повесть об антихристе»). То есть он намекнул, что Зарубежная Церковь находится в стане антихриста. Такое было настроение. Потом он пригласил меня на Синод, где собрались почти все владыки, попросив дать словесный портрет Патриарха Алексия II, только что избранного на тот момент. Я старался показать им все его сильные стороны: открытие Валаамского монастыря, восстановление часовни Ксении Блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге, прославление праведного Иоанна Кронштадтского. Они выслушали меня с большим скепсисом, вероятно, оставшись при своем мнение о том, что избран сервильный Патриарх. Священник РПЦЗ Петр Перекрестов, который сейчас стал энтузиастом воссоединения, тогда часами со мной спорил, доказывая, что у нас негодный клир и Церковь наша продалась большевикам. А некоторые из тех, кто постарше говорили: «Я теперь понимаю, какая у РПЦЗ миссия. Когда мы вернемся в Россию после падения большевистского режима, то научим людей креститься, потому что в России разучились наносить на себя крестное знамение». Вот такие были дикие представления в РПЦЗ.
Подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и РПЦЗ ничего не дало Русской Православной Церкви. Это имело значение исключительно для РПЦЗ, которая благодаря этому документу стала легитимной в глазах всего православного мира. До этого она была вне закона: ни с одной Поместной Православной Церковью у нее не было евхаристического общения. Тем не менее, даже для РПЦЗ этот Акт, как мертвому припарки, потому что эмиграция исчезает, ее потомки вестернизировались, стали американцами. С этой точки зрения, нам гораздо интереснее Американская Автокефальная Церковь: у нее и паства в 5 раз больше, и это живая Церковь. Можно сказать, что Владимир Путин, приложивший много усилий для воссоединения Русской Церкви, кинул РПЦЗ спасательный круг. Отныне они приняты в семью православных народов как часть Русской Православной Церкви. Я считаю, что этот Акт совершенно бесплодный и ненужный, исключительно политический. В РПЦЗ ничего от этого Акта не изменилось, она по-прежнему не подчиняется Московской Патриархии. Акт о воссоединении можно расценить как акт милосердия с нашей стороны.
Очень примечательно, что замечательный пастырь, архиепископ Марк (Арндт) в то время был ярый противник нашей Церкви. Потом он посетил Суздаль, а у него докторская диссертация посвящена древнейшей истории Русского Православия, и после этого визита он круто переменил свое мнение о Московской Патриархии, став сторонником ее политики. Сейчас он влюблен в Россию и в Московскую Патриархию.
После подписания Акта о воссоединении в РПЦЗ произошел раскол среди православных, часть из них отошла от Русской Зарубежной Церкви. Тогда было принято решение, что если они через 5 лет не вернутся в Церковь, будут приниматься какие-то административные меры. Проблем в РПЦЗ не меньше, чем в Московском Патриархате. Невозможно забыть, как они устроили настоящие гонения на святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), этого великого подвижника благочестия. Они даже долго не канонизировали его, потому что была сильна оппозиция настроенного против него старшего поколения эмигрантов. Но, в конце концов, под давлением происходящих по молитвам святителя Иоанна чудес, они прославили его. Или другой пример: митрополит Виталий так и не позволил брату Иосифу (Муньосу) осуществить свою мечту - посетить с чудотворной Иверской иконой Россию.
По моему мнению, они нам не очень-то нужны. До сих пор бытует иллюзия, что эмиграция сохранила, как они сами любят выражаться, «ту Россию, которую мы потеряли». Это не так, ничего они не сохранили, они вестернизировались, стали обычными деловыми, алчными, жуликоватыми американцами. РПЦЗ ничего не может дать нам и в области богословия. Их богословие находится на примитивном уровне. Если в Американской Автокефальной Церкви сложился богословский кружок, в который входили такие мыслители, как протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, то в РПЦЗ не было крупных богословов, за исключением архиепископа Аверкия (Таушева) и митрополита Антония (Храповицкого), но и те жили давно. Сейчас же в РПЦЗ наблюдается колоссальный упадок».
29. Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
28. Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
27. Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
26. Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
25. Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
24. Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
23. Уважаемый Виктор Николаевич!
22. Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
21. 11. А.В.Шахматов :
20. Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»