«Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер, - отмечает В.Путин. - Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».
При этом, признает премьер, «реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности». Отмечая, что с обострением национального вопроса сегодня вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, «которые прежде гордились своей толерантностью», а ныне объявляющие «о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент», Путин приходит к выводу, что «плавильный котел» ассимиляции «барахлит и чадит» – и не способен «переварить» все возрастающий масштабный миграционный поток.
Однако, считает Путин, «при всей внешней схожести ситуация у нас – принципиально иная»: «Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке». «Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с "союзным центром" запустили процесс строительства "национальных государств", причем даже внутри самой Российской Федерации. "Союзный центр", в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение "национально-государственного статуса". Сейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Но очевидно одно – их действия в равной степени и неизбежно вели к развалу и сепаратизму. И у них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли – чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность Родины. То, в чем, возможно, не отдавали себе отчет инициаторы "затей с суверенитетами", – все остальные, в том числе и за рубежами нашего государства, – поняли очень четко и быстро. И последствия не заставили себя ждать».
«С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах – и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве. Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Но это, конечно, не означает, что проблема снята. Однако даже в тот момент, когда государство как институт критически ослабело, Россия не исчезла. Произошло то, о чем Василий Ключевский говорил применительно к первой русской Смуте: "Когда надломились политические скрепы общественного порядка, страна была спасена нравственной волей народа". И, кстати, наш праздник 4 ноября – День народного единства, который некоторые поверхностно называют "днем победы над поляками", на самом деле – это "день победы над собой", над внутренней враждой и распрями, когда сословия, народности осознали себя единой общностью – одним народом. Мы по праву можем считать этот праздник днем рождения нашей гражданской нации», - подчеркнул премьер.
«Историческая Россия – не этническое государство и не американский "плавильный котел", где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов. Достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от Карпат до Камчатки. Как и этнические татары, евреи, белорусы…», - пишет В.Путин.
«В одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов "Слово о законе и благодати" отвергается сама теория "избранного народа" и проповедуется идея равенства перед Богом», - считает Путин. - «Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: "Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство"».
«Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура, - говорится в статье. - Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России – под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о "расовой чистоте", о необходимости "завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сидящую на шее у русского народа". Чтобы в конечном счете – заставить людей своими руками уничтожать собственную Родину».
Путин глубоко убежден, что «попытки проповедовать идеи построения русского "национального", моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории». «Более того, - пишет он, - это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности». «Когда начинают кричать: "Хватит кормить Кавказ", – ждите, завтра неизбежно последует призыв: "Хватит кормить Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Подмосковье…" Именно по таким рецептам действовали те, кто привел к распаду Советский Союз», - напоминает Путин. Русский народ, считает премьер, давно самоопределился: «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. И этот выбор русский народ подтверждал раз за разом – и не на плебисцитах и референдумах, а кровью. Всей своей тысячелетней историей».
«Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ», - резюмирует глава правительства. Но «если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность», - предупреждает он.
Свою цель В.Путин видит в проведении политики, способной обеспечить «единство в многообразии»: «Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе. И нельзя заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивания выгод и затрат. Такие "расчеты" работают до момента кризиса. А в момент кризиса начинают действовать в обратном направлении».
«Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, "всемирной отзывчивостью", по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет "нацменов", а принцип распознания "свой–чужой" определяется общей культурой и общими ценностями», - говорится в статье.
Огромная роль в сохранении такого положения вещей, считает премьер, принадлежит образованию. «И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур», - подчеркнул он.
Соответствующие требования, считает Путин, должны задаваться и государственной политике в области культуры: «В нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и "раздергано" на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях – от школьных пособий до исторической документалистики – формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок "красного комиссара" или "белого офицера", видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником "одной для всех" – противоречивой, трагической, но великой истории России».
«Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме, - считает премьер. - Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».
В связи с этим премьер считает необходимым создать в системе федеральных органов власти «специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов». «Это не должно быть стандартное ведомство, - подчеркнул он. - Скорее речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с Президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия. Национальная политика не может писаться и реализовываться исключительно в кабинетах чиновников. В ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные, общественные объединения».
«И, конечно, мы рассчитываем на активное участие в таком диалоге традиционных религий России. В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укреплять», - добавил Путин. «Убежден, государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в Вооруженных силах. При этом должен быть, безусловно, сохранен светский характер нашего государства», - резюмировал премьер.
Касаясь темы межнациональных конфликтов, премьер отмечает, что «когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан». А поскольку большинство этих граждан – русские, то «возникает возможность паразитировать на теме "национального угнетения русских" и облечь обоснованный общественный протест в самую примитивную и вульгарную форму межнациональных беспорядков. И одновременно по всякому поводу голосить про "русский фашизм"».
Решать же эту проблему Путин предлагает публично, отмечая, что «здесь исключительно важное значение имеют профессионализм и ответственность средств массовой информации». «Но никакого диалога не может быть в ситуации беспорядков и насилия. Ни у кого не должно возникнуть малейшего соблазна "продавить власть" на те или иные решения с помощью погромов. Наши правоохранительные органы доказали, что с пресечением таких попыток они справляются быстро и четко», - подчеркнул он.
Коснувшись проблемы миграции, «издержки» которой, по его словам, раздражают российских граждан, Путин предлагает «на порядок повысить качество миграционной политики государства». Однако простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата, убежден он. Поэтому, пишет премьер, «должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной. Что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости».
В том же, что мигранты, в том числе и из российских южных регионов, ведут себя порой по отношению к коренному населению агрессивно, вызывающе и неуважительно, Путин видит, прежде всего, бездействие со стороны органов власти. Чтобы навести здесь порядок, премьер предлагает ввести уголовную ответственность за нарушение миграционных правил и норм регистрации, а также развивать социальную инфраструктуру.
Кроме того, пишет Путин, «нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода "понятия"», так как «именно на коррупции расцветает этническая преступность». «С правовой точки зрения преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Но в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться», - говорится в статье.
«Мы видим направления предстоящей работы. Понимаем, что у нас есть исторический опыт, которого нет ни у кого. У нас есть мощная опора в менталитете, в культуре, в идентичности, которой нет у других. Мы будем укреплять наше "историческое государство", доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий. Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно – не дождетесь…» - заключает Владимир Путин.