Протестантизм и духовный большевизм протодиакона Кураева

Диакон Владимир Василик прокомментировал предложение известного богослова праздновать Рождество Христово не 7 января, а 31 декабря

Сердечно поздравляю читателей с Рождеством Христовым, в том числе уважаемого о. Андрея Кураева, несмотря на то, что он предлагает очередное нововведение – праздновать Рождество Христово 31 декабря. 

Честно говоря, к этой новой инициативе я отношусь с глубочайшим сожалением и некоторым разочарованием. О. Андрей – глубокий мыслитель, серьезный богослов. На что он сейчас разменивает свое первородство? На какую мелочь? На очевидную чечевичную похлебку дешевой популярности и легкого успеха. На постмодернистскую игру в бисер. На попытку эпатировать, удивить, предложить нечто явно невыполнимое. Он удивил бы нас гораздо больше, если бы высказал и совершил нечто в духе традиционном, православном, праведном. Ведь в нынешнее время на такие поступки большой дефицит.

Спаситель в разговоре с Пилатом сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). Мы не обязаны подчиняться диктату мира сего, его новогодней индустрии. Не обязаны упаковывать наши праздники по коммерческому принципу «три в одном»: пожалуйста – вот тебе в один день и Рождество, и Новый год, и все 33 удовольствия – только без Христа...

Теперь к сути вопроса. Почему мы празднуем Рождество 25 декабря? Это прекрасно изъяснил преподобный Ефрем Сирин в своем толковании на Диатессарон (Евангельская гармония, четыре Евангелия, соединенные в одно). Он говорил, что Дева Мария зачала в Благовещение, 25 марта, и родился Спаситель через 9 месяцев – 25 декабря. Что же касается даты Благовещенья, то она была установлена еще в доникейскую эпоху во II-III веке, поскольку среди ранних христиан существовало глубокое убеждение, что Спаситель был распят в тот же день, что Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии. 

Близкую к этому представлению точку зрения, в частности, исповедовал Святитель Викторин Петавский, пострадавший, по некоторым сведениям, в 284 году. 
 
Зависимость Рождества от даты Благовещения очевидна тем более, что весьма древнее доникейское церковное предание считает, что дата Благовещения и зачатия Девы Марии практически совпадают, и, соответственно, 9 месяцев от 25 марта автоматически приводят нас к 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю).
 
Кроме того, существовало предание, опять-таки отраженное у Ефрема Сирина, которое помещает явление Архангела Гавриила Захарии в Йом Киппур, День Очищения, праздник, который праздновался в конце сентября (22-25 сентября). Как раз к двадцать пятому марта приводят нас шесть месяцев после него, упомянутые в Евангелии от Луки: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».

Таким образом, Рождество в своем происхождении не зависит от праздника Непобедимого Солнца (Sol invictus), который праздновался в Риме и был связан с культом солнечного бога Митры. Но сама связь Рождества с солнцеворотом глубоко символична: мы поклоняемся родившемуся Христу - Солнцу правды, пришедшему на землю в ночи мира, чтобы, как пророчествовал Исаия, просветить людей, сидящих во тьме и сени смертной.
 
диакон Андрей Кураев
Что же касается даты празднования Нового года, то почему-то для о. Андрея церковная дата празднования Рождества Христова святыней не является, а вот 1 января для него – священная и неприкосновенная корова, что в высшей степени странно для православного христианина. Ведь 1 января – это дата, взятая из языческого римского календаря. В это время, как известно, праздновались торжества в честь двуликого «бога» Януса. Не хочется обижать дорогого о. Андрея, но невольно в душу закрадывается смутное подозрение: а не близок ли ему этот двуликий Янус в силу двусмысленности многих речей досточтимого отца протодиакона?

Предложение о. Андрея Кураева совместить Рождество Христово и Новый год, вероятно, придется по вкусу неоязычникам. В особенности - сторонникам введения и почитания новых божеств. Есть одно такое божество - очень популярное, англо-славянское - Novy God называется. От своих поклонников требует обжорства и пьянства. А еще - человеческих жертв. В период с 30 декабря по 2 января этому «богу» приносятся сотни человеческих всесожжений (жертвенниками и дровами служат дома и квартиры). В его честь убиваются, отравляются и замораживаются сотни человек. Иными словами (специально для выпускников религиоведческих кафедр), Novy God - божество синкретическое, синтез Диониса и Молоха. А если к его дню 31 декабря еще присоединить Рождество... тогда о. Андрею удастся то, что не получилось у языческого императора Александра Севера, который замыслил поставить Христа в пантеон распутных и кровожадных римских и восточных божеств.

Шутка, конечно. Но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.

Что касается начала календаря, следует отметить их значительный плюрализм в Средневековье. Это, безусловно, благословенная дата 1 сентября. Это начало церковного года по антиохийской традиции, официальное начало нового церковного года в Византийской империи и Московской Руси в допетровскую эпоху. О. Андрей считает, что к 1 сентября вернуться невозможно. Почему же? Ведь, по сути дела, 1 сентября – время выхода людей из отпусков, начало нового рабочего и учебного года, время сбора урожая, подведения итогов. Честно говоря, лично для меня было бы намного радостнее праздновать Новый год вокруг яблони, налитой плодами, чем вокруг замороженной елки со снегом и сосульками. 

Другая дата для начала Нового года, которая была в Средневековье, это 25 марта. 25 марта – начало Нового года по александрийской пасхалии и александрийскому летосчислению. Эта дата с астрономической точки зрения имеет глубокий серьезный смысл. Это время весеннего равноденствия, окончательной победы света над тьмой. На Руси и в ряде стран Западной Европы Новый год начинался именно с Благовещения. 

Неслучайно мудрый игумен Стефан, один из героев «Горного Венца», бессмертного произведения великого черногорского митрополита и поэта Петра Негоша, задается вопросом: 

Удивляюсь Новому я году.
Отчего он нынче наступает?
Отчего не с вешним половодьем,
когда солнце с юга возвратится,
когда дни становятся длиннее,
когда вещь любая получает
новый смысл и новое обличье?

И действительно – это Новый год, весна, время возрождения, новое начало жизни. Тем более в конце марта в России, когда в наших широтах жизнь начинает бить ключом. Тем паче, когда с этим связан праздник Благовещения, – «Днесь спасения нашего главизна». 

Но, как сказано во Второзаконии, не будем передвигать межи, которые воздвигли отцы наши (Втор. 19,14). Если Отцам Церкви и священноначалию угодно было установить церковный Новый год 1 сентября, то да будет так. К тому же эта дата ведет от седой ветхозаветной древности.

Если в силу гражданских обстоятельств, влияния европейских стран и указа Императора Петра Великого гражданский Новый год празднуется 1 января, то да будет так. Но лишний раз подчеркну, что при установлении этой даты Петр I руководствовался вовсе не датой Рождества Христова, а чисто гражданским, светским порядком. А традиционную церковную дату Рождества Христова 25 декабря великий преобразователь России никогда не ставил под сомнение. И хотя в его время многие протестантские страны перешли на Григорианский календарь, Петр оставил в России Юлианский, который был отменен лишь советской властью, явно не благоволившей к Православию. Соответственно, празднование Рождества Христова 31 декабря было бы и духовным протестантизмом, и духовным большевизмом, и, наконец, просто данью массовому потребительству и новогодней индустрии. 

Это, конечно же, ни в коем случае не вопрос раскола (о чем упомянул о. Андрей в своей заметке), потому что ни один нормальный человек на такую пошлость и секулярность не поведется. Если же о. Андрею нравится праздновать Рождество 31 декабря, то пусть его празднует со своим домашним собором, состоящим из комментаторов его «Живого Журнала», но нас пусть в свои делишки не впутывает - мы (Русская Православная Церковь) тут абсолютно не при чем.
 
И паки хочу поздравить читателей с Рождеством Христовым 25 декабря по старому и 7 января по новому стилю!
 
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

179. Ответ на 168., С. Швецов:

Впервые слышу, что в духовные наставники лезут АНОНИМЫ.Так Вы читайте свой форум-то.Читаю.И не вижу наставников среди анонимов.Дедушку с его вечными "духовными" наставлениями не видите? Ладно бы они адресовались только мне. Но он весь форум наставляет. Сетевой старец седьмого уровня, ни дать ни взять. Про Яблокова вообще молчу. Инквизитор из подполья...

Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя кума оборотиться? Раз уж Вы любите Крылова?))) Дай вам власть, вы бы такую либеральную инквизицию развели бы... Вы бы Торквемаду сожгли. За мягкотелость и попустительство.

178. Ответ на 167., С. Швецов:

Но на историю доктора Джекила и мистера Хайда не тянет. Слишком похожи.Ну, Ваши с Кураевым отношения описываются сюжетом известной басни Крылова.

Кажется, вот этой басни. Весьма знаменитой. РАЗБОЙНИК И СОЧИНИТЕЛЬ. В жилище мрачное теней На суд предстали пред судей В один и тот же час: Грабитель (Он по большим дорогам разбивал, И в петлю, наконец, попал); Другой был славою покрытый Сочинитель: Он тонкий разливал в своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат, Был, как Сирена, сладкогласен, И, как Сирена, был опасен. В аду обряд судебный скор; Нет проволочек бесполезных: В минуту сделан приговор. На страшных двух цепях железных Повешены больших чугунных два котла: В них виноватых рассадили, Дров под Разбойника большой костер взвалили; Сама Мегера их зажгла И развела такой ужасный пламень, Что трескаться стал в сводах адских камень. Суд к Сочинителю, казалось, был не строг; Под ним сперва чуть тлелся огонек; Но там, чем далее, тем боле разгорался. Вот веки протекли, огонь не унимался. Уж под Разбойником давно костер погас: Под Сочинителем он злей с часу́ на час. Не видя облегченья, Писатель, наконец, кричит среди мученья, Что справедливости в богах нимало нет; 30 Что славой он наполнил свет И ежели писал немножко вольно, То слишком уж за то наказан больно; Что он не думал быть Разбойника грешней. Тут перед ним, во всей красе своей, С шипящими между волос змеями, С кровавыми в руках бичами, Из адских трех сестер явилася одна. «Несчастный!» говорит она: «Ты ль Провидению пеняешь? 40 И ты ль с Разбойником себя равняешь? Перед твоей ничто его вина. По лютости своей и злости, Он вреден был, Пока лишь жил; А ты... уже твои давно истлели кости, А солнце разу не взойдет, Чтоб новых от тебя не осветило бед. Твоих творений яд не только не слабеет, Но, разливаяся, век-от-веку лютеет. 50 Смотри (тут свет ему узреть она дала), Смотри на злые все дела И на несчастия, которых ты виною! Вон дети, стыд своих семей,— Отчаянье отцов и матерей: Кем ум и сердце в них отравлены?— тобою. Кто, осмеяв, как детские мечты, Супружество, начальства, власти, Им причитал в вину людские все напасти И связи общества рвался расторгнуть?— ты. 60 Не ты ли величал безверье просвещеньем? Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек И страсти и порок? 147 И вон опоена твоим ученьем, Там целая страна Полна Убийствами и грабежами, Раздорами и мятежами И до погибели доведена тобой! В ней каждой капли слез и крови — ты виной. 70 И смел ты на богов хулой вооружиться? А сколько впредь еще родится От книг твоих на свете зол! Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!» Сказала гневная Мегера — И крышкою захлопнула котел. Надеюсь, что о. Андрей со временем образумится. НО СЕЙЧАС ОН ВЕДЕТ СЕБЯ ТОЧЬ-В ТОЧЬ КАК КРЫЛОВСКИЙ СОЧИНИТЕЛЬ ВО ВРЕМЯ СВОЕЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ.

177. 168. С. Швецов : Но он весь форум наставляет. Сетевой старец седьмого уровня, ни дать ни взять.

Это наставления? Это простая реакция на чужеродное,враждебное присутствие.Не будут подобные тебе чувствовать себя здесь комфортно.(комфорт - понятие ваше).

дед пенсионер / 18.01.2012 17:12

176. Ответ на 174., С. Швецов :

Будет тебе, Швецов, еще и подполье, и Колыма, и урановые рудники. У тебя все впереди... Я вижу, тебя с уколов на таблетки перевели, а ты их выплевывать приспособился? Ая-яй-яй...

Зайчики что ли в глазах запрыгали? )

М.Яблоков / 18.01.2012 13:25

175. Ответ на 172., М.Яблоков:

Будет тебе, Швецов, еще и подполье, и Колыма, и урановые рудники. У тебя все впереди...

Я вижу, тебя с уколов на таблетки перевели, а ты их выплевывать приспособился? Ая-яй-яй...

С. Швецов / 18.01.2012 10:56

174. Ответ на 170., С. Швецов :

Если только Швецов - реальная личность. Я нереальная личность.

Почти как бес.

М.Яблоков / 18.01.2012 10:04

173. Ответ на 168., С. Швецов :

Впервые слышу, что в духовные наставники лезут АНОНИМЫ.Так Вы читайте свой форум-то.Читаю.И не вижу наставников среди анонимов. Дедушку с его вечными "духовными" наставлениями не видите? Ладно бы они адресовались только мне. Но он весь форум наставляет. Сетевой старец седьмого уровня, ни дать ни взять. Про Яблокова вообще молчу. Инквизитор из подполья...

Будет тебе, Швецов, еще и подполье, и Колыма, и урановые рудники. У тебя все впереди...

М.Яблоков / 18.01.2012 10:03

172. поправка

мой 168 - не о.Илье, а на 160 д.Василика.

С. Швецов / 18.01.2012 09:49

171. Ответ на 157., диакон Владимир Василик:

Если только Швецов - реальная личность.

Я нереальная личность.

С. Швецов / 18.01.2012 08:39

170. Ответ на 158., диакон Владимир Василик:

Монашеский постриг - это таинство?Преп. Феодор Студит считал его таинством.Как и погребение.

И чин освящения храма. Так сколько выходит таинств?

С. Швецов / 18.01.2012 08:36
Протодиакон Владимир Василик
«Вокруг Президента засели февралисты»
О причинах игнорирования государственными структурами 300-летия Российской империи
26.02.2021
«Форменное безумие»
Архиепископ Иов (Геча) на конференции, посвященной православно-католическому диалогу, заявил о непререкаемом первенстве папы Римского
20.02.2021
Обронзовелая ложь
Священник Георгий Кочетков в пространном интервью тщетно попытался доказать, что кочетковство не есть ересь
19.02.2021
Кто Навальный – крысолов, или крыса?
О детях на протестунских тусовках
26.01.2021
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Продолжить святое дело генерала Дитерихса
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
01.03.2021 14:41
С юбилеем, Михаил Сергеевич!
Новый комментарий от Порфирий
01.03.2021 14:35
«Мы можем увидеть настоящую историю, которая скрывалась до 90-х»
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
01.03.2021 14:14
«Москва заслуживает своего памятника "солнцу Отечества"»
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.03.2021 12:01
Природное явление, случайная утечка или диверсия?
Новый комментарий от Тюменец
01.03.2021 11:08
Петр I оздоровил церковную жизнь
Новый комментарий от р.Б. Алексий
01.03.2021 09:05
Конёк-огонёк
Новый комментарий от monarhist
01.03.2021 08:16