Позволительно ли передавать православный храм еретикам?

Богословский анализ иерея Сергия Карамышева ситуации в Благовещенске

«Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог».

(1 Кор. 3, 17).

Ответ на этот вопрос заключается в чинопоследовании освящения храма. В одной из молитв, читаемых архиереем, сказано: «...утверди его (т.е. храм) до скончания века непоколебима и прославлена в Тебе, и сподоби нас в нем хвалы и славословия незазорна приносити славе Твоей...». В службе «На обновление храма» в одной из стихир поется: «Владыко Христе, безсмертная Премудросте, мановением Твоим прииди с высоты на сий храм и непоколебимь сохрани до скончания века, с верою же в сий присно притекающих неприкосновеннаго света сподоби, Господи».

Храм видимый есть образ храма невидимого, т.е. неразрушимой торжествующей Церкви первенцев. И потому освящается не как простой дом – на время, но навеки, навсегда. Отдавать его по доброй воле в пользование еретикам – дело, мягко говоря, непохвальное. Это есть попрание воли святителя, храм в свое время освятившего и это есть укорение благодати Святаго Духа, в храме пребывающей. Если бы было иначе, православный требник не содержал бы «Молитвы на отверзение церкве, от еретиков оскверншияся» патриарха Тарасия и «Молитвы на отверзение храма, оскверншагося от языков, еще же и еретиков». В последней из них, между прочим, сказано: «Господи Боже наш, храм сей показавый в жилище Твое, пришествием животворящаго Твоего Духа в честнем помазании, освятившем пророки и апостолы; таже грех ради наших осквернитися попустивый тому, и пренепорочному Твоему порочну быти жертвеннику от смутивших и раздравших Церковь во отвержение и укор пречистых евангелий и отеческих и праведных преданий, Сам паки милостивным приемля нас оком, с верою приходящих истинною, и наша исповедающих грехи в познании и покаянии, жертвы же чисты и безкровны вознести в себе тебе хотящих, очисти того от приразвившиися скверны, и прежния исполнен яви чистоты».

Во время освящения храм помазывается святым мvром. Он уже не человеческая собственность, и не должен быть отторгаем от благодати православного богослужения людьми. Святитель Симеон Солунский, живший в XV веке, говорит: «Мы часто видим очевидным образом, что не уважающие святынь, страдают телесно и наконец погибают – не один, не два, но весьма многие...». История ХХ века убедительно доказывает истинность этих слов.

Теперь о ситуации в Благовещенске, о храме, который до революции принадлежал католикам, а в последние шесть десятков лет принадлежит православным. Если бы православные приняли храм непосредственно от католиков по какому-либо договору или отняли его силой, католики могли бы предъявлять какие-то претензии. Однако же факт, что православные приняли этот храм от государства. Следовательно, все претензии католиков должны быть предъявляемы государству, а не Церкви.

Если бы речь шла о какой-нибудь малой конфессии, для которой храм в Благовещенске был чуть ли единственным, можно было бы вести речь о компенсации рассматриваемой конфессии материального ущерба, разумеется, с привлечением государства, т.к. если бы представители государства в свое время не разрушили православного соборного храма, не возникло бы нужды освящать православным чином храм католический. Однако речь идет о конфессии весьма богатой и влиятельной, которая не ограничивается пределами Благовещенска. Чтобы умерить «праведный» гнев католиков по поводу изъятия из их ведома одного храма, было бы неплохо предъявить им счет со стороны Русской Православной Церкви с цифрами, сколько храмов было отнято у православных в 20-30-х годах прошлого века на территории Польской республики не безбожными властями, а непосредственно католиками, сколько их при этом было разрушено и сколько обращено в костелы. Должно также добавить сюда храмы, отнятые католиками и в особенности униатами в 90-х годах прошлого века. Счет будет явно не в их пользу. А так очень однобокая получается толерантность.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Такое даже в страшном сне не приснится

По последним сведениям епархиальный склад, который находится в епархиальном управлении на территории монастыря переезжает в католический молельный дом, который передан РПЦ на правах собственности. Католики остаются без молельного дома. Где они будут встречать рождество??? Не в нашем ли Храме.

Старожил / 10.12.2011

2. «Беда мне, беда мне! Увы мне! Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя житель земли!» (Ис.24,17)

Святитель Симеон Солунский, живший в XV веке, говорит: «Мы часто видим очевидным образом, что не уважающие святынь, страдают телесно и наконец погибают – не один, не два, но весьма многие...». История ХХ века убедительно доказывает истинность этих слов. Бояться бы следовало, однако нет страха. Очень жаль...

Савва / 03.12.2011

1. Не о.Лукиан это затеял...

Вот статья о событиях 1998 года. http://img-fotki.yandex.ru/get/5314/77975951.1/0_5d579_d42b248b_orig А вот другие подробности: http://diak-svyatoslav.livejournal.com/148086.html

Сергий Карамышев:
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи автора
Последние комментарии
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Андрей Козлов
31.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Евгений Х.
31.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от София7
31.03.2019
Вирус и Вера
Новый комментарий от София7
31.03.2019
Кураев: Самое ценное не Бог, а человек
Новый комментарий от Юрий Светлов
31.03.2019
Карантин или пост?
Новый комментарий от электрик
31.03.2019