Один ли Бог во всех религиях?

Профессор Алексей Осипов отвечает на вопрос, действительно ли христиане и мусульмане верят в одного и того же Бога

13.10.2011 2898

В католическом премонстрантском монастыре Шлэгль (Верхняя Австрия) прошла ставшая традицией ежегодная дискуссия между католиками и мусульманами по вопросам веры, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на сайт монастыря. В этом году ее тема - «Ислам - Христианство: мы верим в одного и того же Бога? Что нас объединяет и что разделяет?».

Оппонентами в дискуссии выступили католический теолог глава Института систематической теологии при университете Инсбрука Вольфганг Палавер и представитель мусульманской общины Верхней Австрии, преподаватель ислама в университете Оснабрюк Мусса Аль-Хассан. Во встрече приняли участие почти 200 специалистов.

После прочтения оппонентами докладов было отмечено, что межрелигиозный диалог необходим для нахождения путей решения общественных проблем, взаимопонимания, взаимодоверия и возможности учиться друг у друга. Далее участники дискуссии согласились, что христиане и мусульмане верят в одного Бога. «Мусульмане называют Аллахом Единого Бога, Которому, как верят “ортодоксальные” мусульмане, поклоняются также иудеи и христиане», - заявил Аль-Хассан. Он напомнил, что арабо-язычные христиане, живущие в Сирии и Ливане, называют Бога «Аллах». Ученый отметил, что в Коране есть разделы, содержание которые имеет много общего со священной историей иудеев и христиан, «подчеркивая связь между нашими религиями». Например, в одном месте говорится, что «синагоги, монастыри и отшельнические скиты должно особо защищать».

Наиболее важными пунктами вероучения ислама являются признание «уникальности и единства Бога», признание Бога как «Творца всего сущего», Которому и только Ему должно относить все поклонение как Богу, отметил специалист по исламу. Имя и атрибуты Бога никому другому не должно приписывать, иначе Бог будет с чем-то или кем-то «ассоциироваться». «Это и является одним из основных отличий ислама от других монотеистических религий», - сказал Аль-Хассан. Однако это отличие не мешает ему считать, что христиане и иудеи верят в того же Бога, подчеркнул эксперт.

Католический теолог Вольфганг Палавер процитировал слова Иоанна Павла II: «Ваш и наш Бог есть один и тот же Бог, мы - братья и сестры по вере Авраама». По мнению католического исследователя, разница между христианством и исламом заключается, прежде всего, «в различных толкованиях событий». С этим связано отвержение мусульманами Распятия Иисуса, считает Палавер. Как одно из отличий двух религий была названа «любовь к врагам», которая является одной из главных составляющих христианской этики, но не отражена в исламе.

Традиция проводить дискуссии между мусульманами и христианами в монастыре Шлэгль зародилась в прошлом году. Настоятель обители аббат Фельхофер считает, что встречи помогут добиться большего взаимопонимания между представителями этих двух мировых религий в регионе. На следующей дискуссии планируется обсуждение не только вопросов вероучения, но и тем, касающихся экономического развития региона.

В связи с прошедшей дискуссией между католиками и мусульманами по вопросам веры мы попросили доктора богословия, профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова ответить на следующие вопросы: «Действительно ли христиане и мусульмане верят в одного и того же Бога? В чем заключается принципиальное различие между Христианством и исламом?»


Один Бог во всех религиях?

В современную эпоху экуменических и межрелигиозных контактов вопрос о том, одному ли Богу покланяются в разных религиях, становится всё более жизненно важным. Ибо единство исповедуемого Бога означает единство по существу и самих религий, то есть их принципиальную равноценность. Этот вывод, естественно, порождает религиозный индифферентизм и утрату человеческим сознанием одного из своих важнейших духовных стимулов - поиск истинной веры.

Бог есть Дух, и потому Он выше каких либо определений. Однако поклонение Ему с необходимостью требует содержательного о Нем представления, то есть требует Его осязаемого образа (понятийного, символического, иконографического…). В так называемых естественных (языческих) религиях этот образ создается народным воображением, в основном стихийно, и потому несет на себе печать всех свойств человека: и его пороков, и его добродетелей.

Религии монотеистические (христианство, иудаизм, мусульманство) утверждают, что их учение открыто Самим Богом через определенных лиц. Но при этом, те образы Бога, которые присутствуют в этих религиях, далеко не однозначны. Так, в христианстве единый Бог в Своей внутренней жизни открывается как триипостасный: Отец, Сын (Логос) и Святой Дух; Логос воплощается; спасение человечества совершается Крестом и Воскресением Христа и др. Ничего подобного нет ни в иудаизме, ни в мусульманстве. Но эти отличия принципиальны.

То есть каждая из монотеистических религий, признавая существование одного (а не многих) Бога, тем не менее, имеет свой Его образ, которому она поклоняется и который полностью определяет вероучительную и духовно-нравственную сущность и самой религии, и всей духовной жизни верующего. Поэтому в каждой религии именно этот образ является ее Богом. И, следовательно, каждая из них имеет своего Бога.

В чем заключается принципиальное различие между христианством и исламом?

Сама постановка вопроса носит какой-то подчеркнуто односторонний характер, что неправомерно по отношению к исламу, который среди всех других современных религий является наиболее близкой к христианству. В ней нет ни грубого язычества, ни сатанинского оккультизма, ни радикального неприятия Христа, присутствующего, например, в ортодоксальном иудаизме, для которого Иисус Христос является «лже-мессией». У мусульман, напротив, Иисус Христос - это высший пророк наряду с Мухаммедом. Такое явно положительное отношение к Христу выражается во многих хадисах, которые говорят даже о том, что именно Иса (Иисус) убьет Даджаля (антихриста). В исламе отчетливо выражено благоговейное отношение к Деве Марии, к Иоанну Крестителю и др., чего опять-таки нет в иудаизме. Но в мусульманстве отсутствует целый ряд принципиальных положений христианского вероучения: утверждение триипостасности Бога, Богочеловеческой Личности Иисуса Христа, совершённого Им спасения через Крест и Воскресение и др. Мусульманство в своем вероучении остается, можно сказать, на уровне ветхозаветной религии, тем не менее, принявшей некоторые положения христианства.

Отсюда возникает в высшей степени важный вопрос: какие объективные аргументы может представить та или иная религия, которые бы позволили говорить о Божественном происхождении ее учения и, следовательно, о ее истинности?

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

76. Лукавит ли проф.Осипов?

Диалоге между православными и мусульманскими богословами. ...мусульманские решительно настаивают, что Бог - это высшая справедливость. На что Алексей Ильич дает свой комментарий. http://www.youtube.com/watch?v=rpEl-0GI96w

BabbSonya / 10.12.2011 10:04

75. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Боги, разумеется, разные. У одних - Перун, у других - Зевс, у иных - Аллах, у десятых - пень в лесу, солнышко на небе... боги разные. А у нас - Пресвятая Троица. В чём проблема, г-н профессор?

Серёжа / 25.10.2011 07:48

74. Лукавый профессор

Лукавый профессор так и не удосужился ответить на вынесенных в заголовок вопрос. Недавно по "Союзу" смотрел с ним интервью, всего минуту только вытерпел, так он за эту минуту ловко перевернул фразу святого: будто бы тот утверждал, что безбожники появляются из-за их крещения в раннем детстве.

73. 66. Георгий Г

"""Православному достаточно помнить, что у Аллаха нет сына.""" Совершенно верно. О каком одном Боге можно говорить... "Он не родил и не был рожден." (Коран, 112,3), "Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын." (4,171). "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца." (1Ин.2,23).

М.Яблоков / 22.10.2011 07:00

72. 68. М.Яблоков : Тут недавно Осипов по "Союзу" впаривал, что младенцы безгрешны и их крестить необязательно...

Дорогой Вы мой,но ведь мы и обязаны быть учениками,раз христиане. Слава Богу, сегодня литературы святоотеческой много. Есть у кого учиться!

дед пенсионер / 22.10.2011 06:59

71. 69. иерей Илья Мотыка

Он ведь воспитывает будущих священнослужителей... Вред, котрый он может принести, может оказаться необратимым.

М.Яблоков / 22.10.2011 06:48

70. согласен с вами Михаил

С Осиповым мы еще намучаемся. От его слов, часто бывают проблемы с прихожанами. Он скажет, начнут требовать того, что запрещено церковными правилами, например панихиды по самоубийцам и лютеранам или атеистам.

69. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Тут недавно Осипов по "Союзу" впаривал, что младенцы безгрешны и их крестить необязательно...

М.Яблоков / 22.10.2011 05:38

68. н.п.

Комментарии как раз не злые. А наоборот предупреждающие, что нельзя по радиоактивной пустыне ходить без защитной одежды. Христианство единственное средство спасения. Остальные религии бесполезны.

67. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Не следует много педалировать эту тему. Православному достаточно помнить, что у Аллаха нет сына.

Георгий Г / 22.10.2011 01:04
Алексей Осипов
Коронавирус как епитимия Божия
Профессор Алексей Ильич Осипов об итогах 2020 года
28.12.2020
Можно ли причащаться с католиками?
Католичество и Православие. Общение с католиками
21.11.2020
Все статьи Алексей Осипов
Последние комментарии
Есть ли альтернатива феодальному социализму?
Новый комментарий от Координатор
18.01.2021 10:54
Карнавал, трагедия, фарс, бунт, попытка захвата власти?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:50
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:02
Спасти Венедиктова
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 09:13
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Наблюдатель
18.01.2021 09:07