Главная задача образования – воспитывать мировоззрение

Взгляд из провинции на проект закона «Об образовании»

Закон об Образовании в РФ 
0
516
Время на чтение 5 минут
Предполагается, что при правильном общественном устройстве законы должны быть результатом некоего общего согласия, для чего организуются определенные формы законотворчества, которые постоянно совершенствуются. Лучшим может быть признан закон, имеющий ясную для всех логику, приемлемую смысловую, стратегическую направленность, которая и позволяет организовать разумную жизнь общественного согласия. Необходимость принятия нового закона об образовании совершенно очевидна, для того, чтобы была обретена некая опора в постоянно меняющемся, трансформирующемся российском образовании.

Закон, в первую очередь, должен определить, что такое образование, каков его статус в современном российском обществе, и ответ на этот вопрос, в свою очередь, должен исходить из некой стратегии российской государственности. Оставив в стороне вопрос о теоретическом и практическом проявлении такой стратегии и бурных реалиях обшественно-политической жизни, обратимся к рассуждению «по делам».

Очевидно, что все продолжающаяся «реформа» российского образования, при всей непроработанности и принципиальной непонятности меняющихся «стандартов», вызывающих резкую реакцию общества, имеет общую ориентацию на современные формы европейского образования. Установление единства образовательных стандартов для Европы стало следствием ее объединения, и предполагается, что в условиях современной экономической и культурной глобализации необходимо и для России приобрести соответствие устанавливаемым стандартам.

Как относиться к такого рода процессу? В духовной культуре Православия в отношении к явлениям действительности заповедано следовать «царскому пути», то есть трезвенному рассуждению, – не отвергать осуждая, не принимать не рассуждая. Современная глобализация является фактом современности, который можно оценивать по-разному, но очевидно, что отнюдь не для всех членов и европейского сообщества отказ от национальной идентичности и кризис традиционных ценностей является самодостаточным благом.

В исторической русской саморефлексии одним из ключевых вопросов всегда был вопрос отношения России и Запада, и во многом от ответа на этот вопрос зависит то самое определение исторической стратегии. Россия, безусловно, открыта культурному пространству Запада, но исходя из своей истории, и исторической задачи (если она признается), должна следовать своему пути, который позволяет сохранить самобытность, как основу жизни. Подражание никогда не являлось творчеством, которое единственно рождает новое и может дать ответы на вызовы современности.

Для русской системы образования всегда была характерна связь образования как получения связной системы знаний о мире и навыков их применения с воспитанием, то есть формированием такой же целостной системы нравственных ориентиров, что в определенной мере было усвоено и советской школой. Всякий педагог знает, что воспитание мировоззрения, сознательных качеств души есть самая сложная задача образования, отказываться от которой, является принципиальной ошибкой.

Недостаточность либерально-гуманитарной риторики в области нравственных категорий исходит из самой недостаточности секулярных «общечеловеческих ценностей», которые всегда будут безосновны вне духовной вертикали. Как можно учить добру, справедливости, правде вне свидетельства о Боге? И если в школьном образовании отсутствует религиозное начало, то на каком основании будет строиться воспитание?

В проекте закона говорится о воспитании как создании «условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства», и при этом подчеркивается «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». При этом не определяется, из чего исходят «духовно-нравственные ценности» (ведь вводится понятие не материального характера – «дух»), каким образом определяется единство «принятых в обществе правил», при очевидном, в любом обществе, различии таковых норм. Что представляет собой «светский характер» образования, а также запрещение «религиозной пропаганды».

Безусловно, всякий закон имеет прежде всего юридически-прагматический характер и, возможно, не предполагает богословско-философских, этических отступлений, но должна присутствовать понятийная определенность, которая как раз должна исходить из ясной мировоззренческой позиции, а не абстрактной общности «гуманистических» лозунгов. Также, подобная неопределенность в законе, вольно или невольно оставляет пространство для последующего произвольного толкования в подзаконных нормативных документах.

И наконец, принципиальный вопрос, если воспитание осуществляется в интересах «человека, семьи, общества, государства», то как, при определяемом в законе «светском» характере образования, будут осуществляться права тех, для кого нравственные нормы (те самые «духовно-нравственные ценности») имеют религиозные основания,

С этой точки зрения, хотелось бы подержать поправки к закону, которые предлагаются в обращении И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова, известных специалистов в области государственно-профессиональных отношений, давно и глубоко занимающихся этой темой.

– В определении «ценностей» воспитания безусловно должна быть подчеркнута ориентация на традиционные, исторически обозначенные нормы, свойственные российскому обществу.

– Закон должен поддерживать приоритетное право родителей на «воспитание, обучение, охрану здоровья и гармоничное развитие своих детей перед всеми другими лицами», которое обеспечивает воспитание в традиционных ценностях и позволяет преодолевать возможные и известные недостатки «ювенальной юстиции». Должны быть законодательно определены активные формы участия и контроля родителей в образовательном и воспитательном процессе.

– Должны быть более полно определены критерии получения бесплатного образования (в т.ч. и дополнительного в школе), вплоть до конкретно указываемых в предлагаемых поправках норм (к пр. «не может быть менее половины количества таких мест в бакалавриате»).

– Закон должен определять возможность создания классов и учебных заведений «с религиозно-культурным компонентом» по согласию участников образовательного процесса, с ясно обозначенными правилами участия и контроля традиционных религиозных организаций.

– Также полно должен быть обозначен статус «духовных образовательных организаций» и содержания образовательного стандарта по направлению «Теология», с обеспечением для религиозных организаций права формирования и контроля его конфессиональной специализации.

– Безусловно необходимо включение в закон поправок, связанных, с т.н. «сексуальным просвещением», в предложенной бескомпромиссной редакции.

Исходя из общей концептуальной неопределенности этого проекта, который, не выходит за пределы прагматически-экономической («сырьевой») утилитарности строя жизни современного российского общества, и всего объема принципиальной критики, возникшей после его публикации, следует прийти к выводу о необходимости создания новой редакции закона. С организацией новой рабочей группы, более представительной по числу участников (должны быть представлены школа, ВУЗ, академическая наука, профессиональное образование), и более способной к созданию исторически обоснованной и стратегически-перспективной концепции российского образования.

Андрей Викторович Разин, преподаватель кафедры теологии РГППУ (Екатеринбург), специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Закон об Образовании в РФ
Всё наше общество нуждается в оценке по поведению
О трудностях возвращения в школу оценок по поведению
12.12.2024
Современное высшее образование — это конвейер
по производству биороботов
07.12.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.12.2024 20:29
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 19:39
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 19:33
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от ipopov
12.12.2024 19:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.12.2024 19:22
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 19:07
На Дону казаки присмотрят за цыганами
Новый комментарий от Русский Иван
12.12.2024 19:00