«В начале этого года предложения, которые необходимо в обязательном порядке включить в будущий закон об образовании, были сформулированы участниками Общественных слушаний в Госдуме "Две концепции федерального закона "Об образовании в Российской Федерации": сравнительный анализ". Участники Общественных слушаний негативно оценили министерский законопроект и поддержали концепцию законопроекта, подготовленного общественным движением "Образование – для всех", возглавляемым О.Н.Смолиным (зам. председателя Комитета ГД по образованию, д. философс. наук, член-корр. РАО, президентом общества "Знание", президентом Ассоциации издателей и пользователей учебной литературы "Российский учебник"), совместно с фракцией КПРФ в Госдуме», - говорится в заявлении.
Однако, отмечают далее в «Общественно родительском комитете», «эти и многие другие принципиальные положения, которые неоднократно вносились широкой общественностью и специалистами, так и не нашли отражения в новом варианте законопроекта». «Об этом недавно аргументировано заявили, например, Е.В.Ткаченко (президент Академии профессионального образования, академик РАО, профессор, д.х.н.), И.В.Понкин (д.ю.н., зам.председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в г.Москве, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права), М.Н.Кузнецов (д.ю.н., эксперт по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в г. Москве, профессор, почетный работник высшего профессионального образования), П.А.Парфентьев (председатель Межрегиональной общественной организации "За права семьи") и др.
«В частности, законопроект не дает гарантий сохранения бесплатности образования в полном объеме, а также гарантий качественных условий для образования детей. Нет законодательно утверждённой нормы доли расходов бюджета на образование, что означает отсутствие гарантий финансирования. Законопроект не принимает во внимание результаты недавних дискуссий о проектах государственных образовательных стандартов и о проблеме предельной наполняемости групп в детских садах. Туманными и неопределенными остаются многие вопросы, связанные с финансирование образования, в т.ч. в негосударственных школах. Для законопроекта характерны идеологизированность концепции, выхолощенность нормативного материала, устанавливающего ценностные основания и конкретные механизмы гражданско-патриотического, правового и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Не прописано право родителей получать любую психологическую и иную помощь для своей семьи и детей исключительно в добровольном порядке, по собственному желанию. Не защищены права семьи и родителей в сфере религиозного обучения детей (учебные программы должны уважать религиозные убеждения семьи) и в сфере полового воспитания детей (участие детей в программах обучения вопросам репродуктивного здоровья и полового воспитания должно осуществляться только с согласия родителей, а сами эти программы должны быть направлены на укрепление семьи, семейных ценностей и общественной нравственности). В качестве итоговой аттестации в школе навязываются тестоподобные задания с выбором ответа (ЕГЭ), препятствующие развитию творческих способностей, заменяющие настоящее образование "дрессировкой". Полностью игнорируется вопрос о кадетском образовании. Ликвидируется уровень начального профессионального образования. Не обеспечивается бесплатность секций, кружков и др. Не учитываются потребности семейного образования и самообразования. Остаются декларативными нормы, предусматривающие участие родителей в управлении образовательными учреждениями, родительский контроль в отношении организации образовательного процесса, влияние на управление образовательными организациями со стороны педагогических коллективов», - перечисляют авторы заявления.
«Гражданскому обществу никто не дал вразумительных разъяснений, почему в основу министерского законопроекта без проведения конкурса лег документ Высшей школы экономики, "составленный из курсовых проектов студентов" (как говорилось в ходе его первых обсуждений). Через несколько месяцев обсуждения нам предложили наскоро переписанный другой вариант законопроекта ВШЭ, а после массовой критики общественности и третью версию всё того же сырого проекта. Народная мудрость гласит: "От худого дерева – хорошее яблоко не родится". Здравый смысл говорит о возможном наличии здесь коррупционной составляющей. Основанием для подобных подозрений служат известные в прошлом манипуляции с различными проектами ВШЭ. Показательной является известная ситуация с перераспределением средств, предназначенных на насущные нужды образования, включая капитальные ремонты школ. Около 1,8 триллиона рублей было переведено на сомнительные "прочие нужды" под срочно созданную ФЦП "развития информационной среды 2001-2005 гг.", которую разработала ВШЭ. В итоге, по оценкам международных исследований, 70% российских школ так и остались без компьютеров. И только к 2010 году удалось оснастить школы интернетом и необходимым оборудованием, но с привлечением дополнительных и немалых средств из карманов налогоплательщиков. До сих пор непонятно: куда же подевались выделенные ранее миллиарды денег налогоплательщиков?» - задаются вопросом в «Общественном родительском комитете»
«В связи с тем, что на августовских педсоветах и совещаниях в регионах страны ожидается административное давление на педагогов и принуждение их к одобрению официального законопроекта, а в сентябре вредоносный законопроект планируется внести в Госдуму, наша организация направила руководству страны соответствующее обращение. Призываем всех неравнодушных родителей и педагогов добиваться отклонения этого порочного закона, принятия альтернативного проекта, подготовленного движением "Образование – для всех" и учета в будущем законе всех ценных (в том числе упомянутых нами) предложений общественности», - заключают авторы документа.