Автор недавно побывал в Минске. Из увиденного там приятно поразило энергично возрождаемое бывшее Братское воинское кладбище, а вернее, мемориальный комплекс на его месте. Это памятник героям Первой мировой или, как ее называли в прошлом, 2-й Отечественной войны 1914-1918 годов. Та война унесла жизни 10 миллионов человек - жителей Европы, Азии, Америки. В первые же ее недели Минск превратился в прифронтовой город и там появились десятки военных госпиталей. Для умерших от ран в ноябре 1914 года и было создано Братское кладбище с часовней. В войну там захоронили около 5000 офицеров и нижних чинов, а также беженцев.
В советское время Братское кладбище порушили. Но с наступлением гласности общественность стала требовать справедливости. После нелегкой борьбы власти приняли нужное решение, объявив конкурс на лучшее архитектурное решение. Решить проблему помогли Православная церковь, российское посольство в Минске.
Сегодня работы близятся к завершению. Кованная чугунная ограда, аллегорические скульптуры, каменная часовня образуют единый комплекс, красивый и строгий. Отныне Минское братское кладбище - мемориал Великой войны - будет по красоте и ухоженности соперничать с Рижским. Непростая история воссоздания мемориала и на бывшем Московском городском братском кладбище, основанном в 1915 году по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны. Здесь борьба за память, противостояние с иванами, не помнящими родства, и идейными фанатиками были еще острее. Последних раздражало, что захоронены на братском кладбище не только герои 2-й Отечественной, но и жертвы большевистского террора. В частности, московские юнкера, геройски павшие в ноябре 1917 года.
Вопреки всему мемориал Московского Братского кладбища был открыт в 2004 году. На торжественной церемонии присутствовали тогдашний вице-мэр столицы Валерий Шанцев, представители посольств стран-союзниц России в 1914-1918 гг. и Московского патриархата, члены общественных объединений и исторических обществ.
В те же годы у ограды московского храма Всех Святых возник своеобразный мемориал примирения участников гражданской и 2-й мировой войны. В нем появились надгробия белогвардейцам и казакам, трагическим стечением обстоятельств вовлеченным в войну на стороне государств фашистского блока - генералу П.Н.Краснову и другим. Время должно излечить душевные раны, научить по-иному читать скорбные страницы нашей истории.
Мемориалы стали местом совершения панихид и поминальных встреч. Участвуют в них и члены военно-исторических клубов, некоторые из которых - в знак примирения народов! - облачаются в форму кайзеровской или австро-венгерской армий и даже вермахта. Из войны надо извлекать уроки. Но ненависть к людям, которых давно нет в живых, и которые по-своему исполняли свой долг, не может быть вечной и держать в плену новые и новые поколения.
В этой связи нельзя не упомянуть и о Нижнем Новгороде. Ведь у нас до сих пор нет общего памятного знака о земляках, сражавшихся во 2-ю Отечественную войну 1914-1918 гг. Павших на фронтах той войны нижегородцев хоронили в ограде Крестовоздвиженского монастыря (погост уничтожен в 1950-е гг.), на Канавинском кладбище возле Владимирской церкви (ныне на ее месте нижегородский цирк). Хоронили в уездах на местных кладбищах. Но большинство погибших на фронтах нижегородцев было погребено на городском Петропавловском кладбище. Оно возникло в конце XVIII века и просуществовало до 1916 года. В советское время на кладбищенской территории устроили парк культуры и отдыха имени Кулибина, открыли танцплощадку и разные аттракционы.
Несколько лет назад на бывшее городское кладбище покушались алчные инвесторы, планируя воздвигнуть там коммерческие высотные здания. Но общественность воспротивилась: всему же есть предел! В 2008 году правительство области приняло даже постановление о создании на месте парка Кулибина мемориальной зоны. Правда, в документе названы лишь два объекта мемориального значения - могилы Кулибина и бабушки М.Горького. А вот о сотнях и сотнях павших героев 2-й Отечественной - ни слова!
Думаю, стоит подумать о сооружении на бывшем городском Петропавловском кладбище часовни и памятного знака в честь защитников Отечества той эпохи. Мы помним подвиг нижегородцев летчика Петра Нестерова. Помним подвиг моряка Петра Черкасова, командира канонерки «Сивуч» - «балтийского «Варяга». Но тысячи и тысячи забытых офицеров и нижних чинов, павших на полях и в небе Галиции и Пруссии, в водах Балтики и горах Кавказа еще ждут, чтобы о них вспомнили. Ждут от нас с вами.
Станислав Смирнов, обозреватель газеты «Нижегородская правда», специально для «Русской народной линии»