Я остаюсь при своем мнении, что, в общем-то, хотя Путин и Медведев иногда и показывают, например, в связи с ливийскими событиями, что полного единства в их тандеме нет, но в целом, тем не менее, в случае с отстранением Сергея Миронова обе головы тандема приложили к этому делу, так сказать, руку.
Миронова загубило то, что он переоценил свое политическое значение. Хотя формально он и был человеком номер три в России, но у нас, к сожалению, существует давняя традиция, когда официальная должность и реальная власть часто совершенно не совпадают друг с другом. Вспомним, например, «Великого князя» Симеона Бекбулатовича, к которому ездил на поклон Иоанн Грозный. С другой стороны, Григорий Распутин, хотя формально и не занимал никаких постов, но, тем не менее, влиял на назначение министров и на процессы в армии.
Сергей Миронов стал в последнее время пытаться демонстрировать свои амбиции, но все равно всем ясно, что фактически не он правит. «Справедливая Россия» изначально создавалась как кремлевский проект. Ее задача заключалась в том, чтобы отвести часть электората КПРФ. Коммунисты выступают как защитники социальной справедливости, но они до сих пор не полностью интегрированы в политическую систему, и Кремлю неприятно, что КПРФ имеет сильное влияние в обществе. «Справедливая Россия» свою задачу выполнила, и на этом ее функция исчерпана. Миронов, однако, решил, что если ему дадут побольше денег, то он будет иметь какое-то значение. Однако его желания оказались наивными. К тому же, надо учесть и то, что Миронов как политический деятель – в общем-то весьма посредственный человек. Его политическая деятельность не свидетельствует о том, что он профессионально готов выполнять роль человека номер три в стране.
Когда Дмитрий Медведев дает пресс-конференцию в Сколково, а одновременно «снимают» Миронова, то все это можно рассматривать как посылку всем статусным людям. Мол, не пытайтесь корчить из себя самостоятельных личностей. Ударили по Миронову, и теперь остальные руководители государственных структур сообразят - не нужно делать из себя самостоятельных фигур, а иначе их также отправят в отставку. Самостоятельность у нас допустима лишь в строго определенных рамках.
Конечно, уже хотя бы в силу своей должности о Миронове надо было периодически упоминать в СМИ. Его пытались воспринимать всерьез, он был заметный человек в политике. Многие люди вообще не знают, какие должности у тех, кто придумал, например, концепцию «десталинизации» и пр. А Миронов был у всех на виду. Вряд ли, однако, Миронов - харизматическая фигура, у него нет ни фанатов, ни поклонников. Юрий Лужков тоже считал себя самостоятельной фигурой, и, в отличие от Миронова, кстати, был на самом деле куда более самостоятельной фигурой - крепкий хозяйственник, миллиардер, при этом испытывал уважение со стороны большинства москвичей. Однако он тоже стал играть не по кремлевским правилам – и был отправлен в отставку.
Миронов - трагическая фигура российской политики. Он знал, с кем будет иметь дело. Крал он или нет - конечно, об этом мы не можем сказать без судебного решения, но, по крайней мере, миллиарды не воровал, не отличался непристойным поведением. Был в меру честным человеком. Однако он оказался не на своем месте, и теперь ему показали, кто в доме хозяин.
Сергей Лебедев, политолог, д. филос. наук, специально для «Русской народной линии»