Поскольку я простой приходской священник и общаюсь с большим количеством народа, то знаю, чем живет народ, в том числе и во время первомайских праздников. А живет он одним: пора выезжать на дачу. Весна пришла, начался труд на даче и ничего более. Конечно, сейчас прихожане празднуют Пасху, сегодня все собрались радостные, получают артос, настроение у всех пасхальное. Но все уже реально думают, что пора ехать чистить дачные участки и домики.
Больше никаких мыслей относительно 1 мая у людей нет. Скорее, можно назвать этот день дополнительным выходным днем, чем праздником. Я даже как-то не знаю, будут ли у нас в городе какие-то мероприятия по этому случаю. У этого праздника нет никакой внутренней идеологии, кроме того, что пришла весна, и пора на дачу ехать. Ну а у кого нет дачи, те просто отдохнут. Кто побогаче, тот, может быть, на недельку в южные страны съездит. Даже больше и добавить тут нечего. Праздник, конечно, должен быть наполнен содержанием, идеями. Вот, например, мы перестали отмечать день свершения революции, но учредили государственный праздничный день, в который вспоминаем о роли Богородицы и Ее Казанской иконы в деле освобождения народа. Это праздник выхода из смуты, выхода, которого мы и сейчас желаем. Хорошо, если бы такой выход из сегодняшней ситуации в стране состоялся. Ну а для 1 мая ничего пока не находится.
По поводу труда есть, с одной стороны, святоотеческое мнение, а, с другой стороны, есть мнение социологов, с которым я тоже знаком. И, могу сказать, в Православной Церкви отношение к труду таково: труд сам по себе полезен, но не является спасительным. Потому что, когда человек трудится со смирением и любовью, потому что это есть послушание Богу, то это хорошо, это спасительный труд. А если он делает все из-под палки и при этом злится на своего руководителя, то это ему не на пользу, а только во вред.
На мой взгляд, карьерный рост - это не главное, важнее стремиться исполнить достойно всё, что человеку благословляет Господь. Это как в притче о талантах, когда человек зарыл таланты в землю и ничего с этого не получил, что было, то и вернул. Как родился человек с определенными способностями и не стал их развивать, это и есть зарытые в землю наши таланты. Если у человека есть способность, и ему оказывается доверие руководить, а это так сложно и не всегда спасительно, тут надо с разумением решать этот вопрос. Карьера полна опасностей. А в современной социологии понятие труда полностью исчезает. Его заменяет понятие «зарабатывание денег». То есть человек не воспринимает труд как обязанность и как самореализацию, не получает радость от труда, а воспринимает его как необходимость, обязанность заработать деньги. А потом в свободное время он эти деньги тратит или копит - кто что.
Идея денег заменила идею творческого труда. Об этом имеет смысл напомнить как верующим людям, так и неверующим тоже. Ныне общественное признание зависит в большинстве случаев от уровня зарплаты, а не от той общественной пользы, которую этот труд приносит. Это совсем не правильно. Без директора предприятие не работает, но и без рабочего человека все будет стоять. А без дворников мы все утонем в мусоре. Я в разговоре с прихожанами спрашиваю, где человек работает. Для меня важно знать, как он строит отношения с людьми, не является ли он деспотом или, наоборот, не держит ли зла на начальника. Некоторые стесняются об этом говорить. Приходится убеждать, что любая работа, конечно, если это не асоциальная деятельность, нужна и у Бога пользуется почетом и уважением.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, специально для «Русской народной линии»