«Я не допускаю мысли, что Вы действительно искренне считаете, будто Господь Иисус Христос позволил помазать себя драгоценным миром, потому что хотел бы - цитирую Ваши слова - "выглядеть достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего". Не мне, мирянину, недополучившему богословское образование, напоминать Вам, выпускнику Академии, Евангельское чтение минувшего воскресного дня: "вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом"», - говорится в письме И.Семенова, опубликованном на сайте «Православие и мир».
«Конечно, мы, православные верующие, стараемся не допускать, чтобы священники ходили в рубище, хотя многим из них в провинции - увы! - и не на что купить себе новый подрясник, - пишет И.Семенов. - Но сообщу Вам честно (да, уверен, Вы и сам это понимаете), ни один из сотен моих православных знакомых не хочет, чтобы, как Вы выразились, "иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти". А уж тем более дико такое притязание звучит из уст представителя церковного истэблишмента, кем Вас справедливо воспринимают во внешнем мире. Потому что выглядит все это очень некрасиво: тот, кто с амвона учит смирению, умеренности и посту, предстает перед людьми эдаким Тартюфом».
Допуская, что выступая перед молодежью, отец Всеволод «просто неловко выразился», сказал не то, что хотел в действительности сказать, автор открытого письма резюмирует: «Но вот проблема: слова прозвучали, были услышаны, распространены множеством СМИ и сетевых записей и сильно повредили представлению о Церкви во внешнем мире».
В заключение своего письма И.Семенов призывает отца Всеволода принести извинения, а не считать случившуюся оплошность «аки не бывшей». По его словам, «если набрать, например, в поисковой системе Яндекс запрос "Католическая церковь извинилась" - знаете, сколько будет найдено адекватных документов? 456 тысяч. Следующий этап эксперимента, "Православная Церковь извинилась". Знаете, что находится таким образом, отец Всеволод? Либо "кто-то извинился перед Церковью", либо "Патриарх Грузии извинился перед мусульманами" (!), и вот наконец! - "в Русской Церкви позитивно оценили прозвучавшие ранее публичные извинения муфтия Нафигуллы…" или "заставили извиниться"».
«Дело, конечно, не в том, что католики такие совестливые. И не в том, что в нашей Церкви не делается ошибок, за которые стоит попросить у общества - в том числе и у внешнего - прощения. Ввиду таких результатов многие русские православные люди, видимо, чувствуют удовлетворение: "Вот, наша догматическая неповрежденность даже в Интернете видна! Нам извиняться не за что!" Но мы-то с Вами, дорогой о.Всеволод, понимаем, что католики извиняются отнюдь не за то, что исказили что-то в вероучении, а за личные грехи и ошибки представителей церкви, которые вредят ей в глазах паствы. (…) Но личные ошибки, которые могут повредить Церкви, согласитесь, совершают не только католики. Все мы - современные православные верующие - являемся носителями тяжкого наследия советской системы общественного дискурса, когда "просить прощения не у своих" воспринималось унижением дела строительства коммунизма. Как будет прекрасно, дорогой батюшка, начать ломать эту традицию! И повод такой прекрасный! (…) Извинитесь, Христа ради, дорогой батюшка! Восстановите правду, разъясните свое видение. Для служителя Престола Божия - я уверен! - это совсем не стыдно. И совсем не трудно», - заключает Иван Семенов.
Прокомментировать демарш журналиста и сайта «Православие и мир» против председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества мы попросили духовника движения «За Веру и Отечество» иеромонаха Никона (Белавенца).
«Меня печалит такое поверхностное отношение к одному из самых активных и талантливых клириков нашей Церкви. Господин Семенов утверждает, что давно лично знает отца Всеволода и при этом демонстрирует полное незнание того, как он живет. Фактически, он сравнивает его с Тартюфом, как бы намекая, что, говоря о смирении и умеренности в посту, он сам живет "на широкую ногу". Но я должен разочаровать Семенова. Имея честь быть одним из близких друзей отца Всеволода на протяжении почти 30 лет, я могу сказать, что он на самом деле является нестяжателем. Он продолжает жить вместе с мамой и братом в трехкомнатной "хрущевской" квартире, в которой жил еще в школьные годы. У него нет личного автомобиля, а в качестве служебного он долгое время пользовался отечественной "Волгой", и только уступая мольбам своего водителя, который замучался ее ремонтировать, он пересел на иномарку.
Поэтому отец Всеволод вступался не за себя, а за определенную тенденцию. В ответ на поиск в Церкви всевозможных недостатков, он был вынужден совершенно справедливо ответить, что дело не в том, насколько богато выглядит тот или иной представитель православного духовенства, а все-таки в том, как человек относится к своему служению.
И я эту его мысль полностью разделяю. Если у священника есть хороший автомобиль, то мне важно не это, а как он его использует, то есть будет ли он максимально доступен для своих прихожан. Неужели хорошо, что священник в сельской местности, получив сообщение о том, что умирает человек, должен ехать его причащать на велосипеде 10 километров? Это совершенно неразумно.
Что касается призывов к извинению, мне странно слышать, когда приводят в пример Католическую церковь. Тенденция католического духовенства извиняться по поводу и без повода перед каждым встречным вызывает раздражение у все большего числа людей. Тяга к политкорректности привела уже к тому, что папа Римский извинялся перед евреями за то, что Церковь обвиняла их в призывах к распятию Христа. Следующим шагом таких извинений уже может стать редактирование Евангелия. Эта попытка подстроиться под дух мира сего и привела Католическую церковь к сильнейшему духовному кризису. Храмы в Европе стоят уже практически пустые. Мой друг недавно видел воскресную мессу в соборе св.Петра, который был заполнен всего на четверть.
Поэтому надо смотреть не на внешнюю канву церковного служения, а на внутреннюю, - как священник тратит свое время - на себя или на свою паству. Отец Всеволод как раз практически и не имеет свободного времени. Мне приходилось наблюдать, что даже когда он находится в компании с друзьями, он не перестает отвечать на звонки журналистов, общественных деятелей. А это очень нелегкий труд.
И еще об одном. Жанр открытого обращения входит в противоречие с духом Евангелия. Господин Семенов, цитируя одно место из Писания, совершенно игнорирует другое: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18:15-17)».