Жалуясь на недостаток информации о масштабе возможной катастрофы, люди признаются, что готовы ехать куда угодно – лишь бы подальше и поскорее. «Мы сами догадываемся, насколько все опасно, но нас постоянно уверяют, что все в порядке, - цитирует британская газета 70-летнюю беженку. – Люди беспокоятся, но им не говорят, что происходит на самом деле и какова угроза». «Когда ветер дует с юго-востока, чувствуется запах моря, - говорит 56-летний владелец магазина. – Если мы чувствуем запах моря, неужели вы думаете, что мы не почувствуем отравленный воздух? Что эти люди (в правительстве) с нами делают?»
Ситуация для тех, кто хочет покинуть опасные места, осложняется нехваткой бензина – многие заправочные станции закрыты, а на тех, что продолжают работать, выстроились огромные очереди. Кроме того, местные власти призвали жителей по возможности не выезжать на собственном транспорте. Беспокойства прибавляет и тот факт, что каждого путника, даже младенцев, на выезде проверяют на радиацию счетчиками Гейгера. Осложняет жизнь беженцам и погода в пострадавшем районе – там пошел дождь, температура воздуха понизилась. Отопление не функционирует, не хватает одеял. В некоторых таких убежищах порцию риса размером с кулак приходится делить на четверых, сообщает издание. В ночь на среду правительство отправило в зону катастрофы 1,3 миллиона продовольственных пайков. Но поскольку все дороги разрушены и завалены, то добраться до многих мест можно только на вертолетах.
Ранее была объявлена эвакуация из зоны в радиусе 20 километров вокруг АЭС, которую населяют 180 тысяч человек. Пока зону эвакуации не расширяли, но жителей в радиусе 30 километров – а это 140 тысяч человек – призвали без крайней необходимости не выходить на улицу, а по возвращении в дом избавиться от уличной одежды и принять душ. С другой стороны, представитель правительства Юкио Эдано периодически выступает с успокаивающими заявлениями. Сегодня он сообщил, что уровень радиации за пределами 20-километровой зоны от АЭС не опасен для здоровья.
Однако на фоне сообщений о повышении уровня радиации в других префектурах, а также ее возможного распространения на Токио и его окрестности, напуганные столичные жители также начали массовый исход. В международном аэропорту Токио скопились очереди желающих улететь подальше, причем многим, как пишет британское издание, все равно куда направляться - были бы билеты на рейсы. Из-за радиологической угрозы свои филиалы в Японии начали закрывать крупные европейские компании, эвакуируя сотрудников. Одними из первых начали эвакуацию автомобильные концерны Peugeot и Rival Daimler. Готовится к вывозу сотрудников немецкий производитель запчастей для автомобилей Continental: иностранцы покинут страну, а японцев переселят в находящуюся вне зоны радиационной угрозы Хиросиму, где для этой цели было арендовано жилье. Банки BNP Paribas, City и фонд Blackstone эвакуируют своих сотрудников в Гонконг, Сингапур и Европу. Концерны BMW, Volvo и ICAP, а также компании SAP и Infineon вывозят своих работников в южную часть Японии, удаленную от АЭС «Фукусима».
Власти Франции и Австралии сегодня также призвали своих граждан покинуть Токио. Как сообщили во французском посольстве, премьер этой страны, выступая перед парламентом, «предложил нашим гражданам, которых обстоятельства не удерживают в Токио, вернуться на родину или переехать на юг Японии». Для французов, желающих срочно покинуть азиатскую страну, будут организованы дополнительные авиарейсы Air France. Накануне посол Израиля в Токио также посоветовал соотечественникам, оказавшимся в Японии, как можно скорее уехать на родину, и сообщил, что израильские дипломаты уже отправили на родину свои семьи. Посол России в Токио Михаил Белый также подтвердил, что российские власти готовы эвакуировать своих граждан из Японии в случае ухудшения ситуации. Он также рассказал, что уже сегодня в Россию самолетом МЧС вылетят 50 россиян, которые были эвакуированы из наиболее опасных областей Японии.
При этом японское представительство Красного Креста сегодня заявило, что в Токио абсолютно безопасно, и иностранцы могут туда возвращаться без всяких опасений.
Между тем, массовый исход из Японии подтверждает и Reuters. Агентство сообщает, что люди в отчаянии осаждают частные авиакомпании просьбами выделить специальные рейсы для эвакуации. Это уже привело к тому, что цены на перелет подскочили минимум на четверть. Эвакуация авиатранспортом, как и автомобилями, осложняется тем, что иссякают запасы топлива, продолжает агентство. При этом очереди в аэропортах лишь удлиняются.
Сам Токио, всегда бурливший жизнью, сейчас словно вымер. Школы закрыты, многие предприятия отпустили сотрудников домой. Жители предпочитают оставаться дома, заранее сделав запасы продуктов и других необходимых вещей. Многочисленные кафе и магазины в кварталах, считавшихся самыми оживленными, остаются полупустыми. Нет даже машин, которые ранее заполняли токийские магистрали плотным потоком. Ожидая распространения радиации, люди опасаются каждого дуновения ветра.
Западные СМИ полагают, что события на японской АЭС «Фукусима-1» стали напоминать «Чернобыль в замедленной съемке». Пока авария на атомной станции получила 6 баллов по семибалльной шкале INES, но до высшего балла, который был присвоен Чернобыльской аварии, осталось недолго – уровень радиации в Японии превышает норму уже в 110 раз, утверждают они.
На первом и третьем энергоблоках АЭС началось частичное расплавление ядра реактора при неработающей системе охлаждения – частичный мелтдаун, констатирует Еврокомиссия. Осведомленный источник ИТАР-ТАСС предупредил, что есть опасность полного расплавления и спекания топлива (мелтдауна) на втором и третьем энергоблоках. Первому блоку угрожает частичное расплавление ядра, подтвердил собеседник агентства, близкий к оператору атомной станции. Однако сейчас, по его данным, в результате заливки в реактор морской воды и борной кислоты ситуация там несколько выровнялась. Корпус самого реактора не пострадал, он удерживает радиацию. На пятом и шестом энергоблоках, как сообщил источник, в целом сохраняется стабильная ситуация. Однако отмечено некоторое повышение температуры в воды в бассейнах для снижения давления.
Мелтдаун - это расплавление ядерного топлива в ядре реактора, которое сопровождается выделением водорода. В смеси с кислородом образуется взрывоопасная «гремучая смесь», взрыв которой может повредить железобетонный защитный кожух реактора, как, по общепринятой версии, произошло в 1986 году в Чернобыле. Угрозу для кожуха реактора также могут представлять закритические температуры в ядре реактора в условиях мелтдауна. Мелтдаун сам по себе не является ядерным взрывом, однако может привести к обнажению активной зоны реактора, и катастрофическому радиоактивному облучению прилегающей территории. Эта ситуация считается одной из наиболее опасных видов аварий на атомных станциях. Ее может вызвать неуправляемая реакция в ядре реактора, которая возможна при выходе из строя систем управления реактором и систем его охлаждения.
Японские власти тем временем редпринимают попытки предотвратить дальнейшее разрушение АЭС и новые выбросы радиации. Проводится охлаждение первого, второго, третьего, пятого и шестого реакторов станции. Как сообщил генеральный секретарь правительства страны Юкио Эдано, процедура проходит успешно. Эдано также заявил, что стальной корпус третьего редактора АЭС, по-видимому, не получил заметных повреждений, как сообщалось ранее.
Между тем, западные СМИ призывают Японию к прозрачности в вопросе освещения происходящего на АЭС, отмечая, что прошлые ошибки мало чему ее научили. Испанская газета El País пишет, что в 2007 году, когда землетрясение повредило самую мощную в мире АЭС «Касивадзаки-Карива», компания TEPCO занизила масштабы нанесенного ущерба, сообщает Newsru.com. Испанское издание отмечает, что японские власти до сих пор не предоставили международной общественности данных о динамике и масштабах утечки радиации с АЭС «Фукусима-1».