Священнослужитель призван к тому, чтобы объединять, а не разделять по историческим мотивам или политическим партиям. В этом смысле, сегодня заниматься какими-то сентенциям, это означает лишь одно - оскорблять многих из наших прихожан, которые считают этот день для себя значимым. В этом смысле, для меня лично совершенно не важно, как в то или иное время называлась наша армия - русской, императорской, советской или российской. Важно, что принципы, которые являл человек в этом служении, всегда были одними и теми же, а именно - полагать душу свою за други своя. Русский человек испокон веков на войну шел не убивать, а умирать. Именно так к нему мы и относимся, как к защитнику, который умирает за плохих и за хороших, за добрых и злых. Умирает не по собственной воле, а по послушанию, т.е. по приказу. Выполняет ту задачу, смысл которой до конца не осознает, но делает это, именно жертвуя собой ради любви к тем, кто ему дорог, кто остался дома, надеясь, что своей смертью, своим самопожертвованием он поможет им. Не всегда эти надежды оправдывались, но, тем не менее, нельзя себе представить, что любой бы из нас физически существовал, если бы не было Победы в Великой Отечественной войне.
Как для евреев исход из Египта, который они до сих пор празднуют в еврейскую пасху, однозначно ассоциируется с физическим самосохранением, так же и для нашего народа подвиг Советской армии в Великой Отечественной войне означает сохранение нашего народа, русского народа и других народов, составлявших население СССР. В этом смысле не воздавать честь и хвалу тем, кто тогда сохранил не только нашу государственность, а физически сохранил наши народы от уничтожения и порабощения, мне кажется, означает наплевать на свои исторические корни. В этом смысле День защитника Отечества - это день, когда мы, военные священники, поздравляем военнослужащих с тем, что они - есть. С тем, что они, по-прежнему готовы к самопожертвованию и служат не каким-то идеологемам, а нашему народу, нашей Церкви. Я видел своими глазами в Косово, в Боснии и на Кавказе, во что превращается христианский народ, верующие православные люди, если нет вооруженной силы, способной их защищать.
Есть такой грустный анекдот, который сейчас уместно вспомнить. «Чем оптимист отличается от пессимиста? Оптимист в России учит английский язык, а пессимист - китайский. А есть небольшая категория реалистов, которые изучают автомат Калашникова». Себя я отношу к этой последней категории.
Протоиерей Михаил Васильев, руководитель сектора Воздушно-десантных войск Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, специально для «Русской народной линии»