«Отмена этого праздника будет оскорблением многих наших прихожан»
По словам протоиерея Михаила Васильева, 23 февраля – это день, дающий возможность выказать свою любовь к тем, кто связал свою судьбу со службой Отечеству
Насчет празднования 23 февраля Дня защитника Отечества я выскажу свое частное мнение, которое отнюдь не претендует на какую-то историческую проекцию. Я вообще не считаю правильным в этот день заниматься историческими реконструкциями. Вся наша история (подчеркиваю - вся), в том числе и христианская, во многом мифологична. А реальность такова, что в этот день у нас есть возможность выказать свою любовь к тем людям, которые связали свою судьбу со службой нашей стране, с ее историей. Историей сложной, противоречивой, трагической, но от этого не перестающей быть историей той страны, частью которой мы являемся, того народа, к которому мы себя относим, того культурного архетипа, к которому мы принадлежим. И в этом смысле День защитника Отечества - это праздник, который побуждает любого нормального человека поздравлять в этот день всех тех, кто имеет прямое или косвенное отношение к защите Отечества, ветеранов всех войн.
Священнослужитель призван к тому, чтобы объединять, а не разделять по историческим мотивам или политическим партиям. В этом смысле, сегодня заниматься какими-то сентенциям, это означает лишь одно - оскорблять многих из наших прихожан, которые считают этот день для себя значимым. В этом смысле, для меня лично совершенно не важно, как в то или иное время называлась наша армия - русской, императорской, советской или российской. Важно, что принципы, которые являл человек в этом служении, всегда были одними и теми же, а именно - полагать душу свою за други своя. Русский человек испокон веков на войну шел не убивать, а умирать. Именно так к нему мы и относимся, как к защитнику, который умирает за плохих и за хороших, за добрых и злых. Умирает не по собственной воле, а по послушанию, т.е. по приказу. Выполняет ту задачу, смысл которой до конца не осознает, но делает это, именно жертвуя собой ради любви к тем, кто ему дорог, кто остался дома, надеясь, что своей смертью, своим самопожертвованием он поможет им. Не всегда эти надежды оправдывались, но, тем не менее, нельзя себе представить, что любой бы из нас физически существовал, если бы не было Победы в Великой Отечественной войне.
Как для евреев исход из Египта, который они до сих пор празднуют в еврейскую пасху, однозначно ассоциируется с физическим самосохранением, так же и для нашего народа подвиг Советской армии в Великой Отечественной войне означает сохранение нашего народа, русского народа и других народов, составлявших население СССР. В этом смысле не воздавать честь и хвалу тем, кто тогда сохранил не только нашу государственность, а физически сохранил наши народы от уничтожения и порабощения, мне кажется, означает наплевать на свои исторические корни. В этом смысле День защитника Отечества - это день, когда мы, военные священники, поздравляем военнослужащих с тем, что они - есть. С тем, что они, по-прежнему готовы к самопожертвованию и служат не каким-то идеологемам, а нашему народу, нашей Церкви. Я видел своими глазами в Косово, в Боснии и на Кавказе, во что превращается христианский народ, верующие православные люди, если нет вооруженной силы, способной их защищать.
Есть такой грустный анекдот, который сейчас уместно вспомнить. «Чем оптимист отличается от пессимиста? Оптимист в России учит английский язык, а пессимист - китайский. А есть небольшая категория реалистов, которые изучают автомат Калашникова». Себя я отношу к этой последней категории.
Протоиерей Михаил Васильев, руководитель сектора Воздушно-десантных войск Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»;
Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»;
Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.