Диакон Владимир Василик: «Заявления о.Георгия Митрофанова заставляют меня скорбеть о нем»

По словам ученого, не к лицу священнослужителю присоединяться к улюлюкающей и жаждущей крови черни

0
2184
Время на чтение 6 минут
Очень многие заявления отца Георгия Митрофанова заставляют меня скорбеть – и о нем лично, как о человеке и пастыре, и о нашем церковном сообществе. Выступает он нечасто, но всегда удивляет. Хотя, казалось бы, мы знаем его позицию уже довольно давно, но, тем не менее, всякое его выступление вызывает у нас огромное удивление.

Не к лицу священнику жалеть о чьем-либо милосердии и призывать к смерти кого-либо. Не к лицу священнослужителю присоединяться к улюлюкающей и жаждущей крови черни. На Руси существовала прекрасная традиция среди духовенства – печалование об опальных и приговоренных к смертной казни. За печалование об опальных боярах, в частности, митрополит Московский Филипп заплатил своим первосвятительским престолом и, возможно, жизнью.

Напротив, поощрение смертной казни характерно для священнослужителей совершенно иной традиции, иной религии и иной эпохи. Хотя всякое сравнение хромает, невольно напрашивается и очень далекая аналогия, когда известные священнослужители кричали «Распни Его!».

Поэтому в последнем высказывании о.Георгия я вижу измену культурному коду, культурной традиции старой России. А ведь о.Георгий привык себя позиционировать как человек старой России. Но что характерно было для той России? Бессмертны пушкинские сроки: «Что в мой жестокий век восславил я свободу / И милость к падшим призывал».

Посмотрим, например, на дело декабристов. Они были явно виновны выше головы. Но даже такие консервативные деятели как Александр Семенович Шишков, Николай Михайлович Карамзин просили Царя о снисхождении к ним. Вспомним и равновесные тютчевские строки, в которых он сказал и о вине декабристов, и в то же время выразил к ним сострадание как к несчастным и заблудшим людям:

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил,-
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена-
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.
О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула-
И не осталось и следов.


Вот так относились великие деятели и писатели старой России к обвиненным и осужденным. А то, что продемонстрировал о.Георгий, напоминает мне процессы 30-х годов и улюлюканье типа «никакой пощады белогвардейскому охвостью!», «расстрелять, стереть в лагерную пыль!» и т.д. В этом смысле меня о.Георгий очень удивил. Он позиционирует себя как антикоммунист и очень не любит Сталина, а между тем присоединяется к худшим традициям политических процессов 20-30-х годов.

Перейдем к исторической конкретике. Деятелей Верховного совета Российской Федерации, в отличии от декабристов, обвинить в вероломстве невозможно. Обвинить в этом можно только Бориса Ельцина, который нарушил существовавший на то время закон и разогнал законно избранный парламент страны, применив при этом военную силу и допустив большое количество жертв.

Будущие историки еще рассмотрят и оценят по справедливости историю 1993 года. Одна из правоподобных версий событий кровавого октября 1993 года - это позорная урановая сделка, по которой США за весьма небольшие деньги передавалось несколько сот тонн оружейного плутония, некогда находившегося в боеголовках ракет стратегического назначения Советского Союза. Верховный Совет же стоял на пути этой сделки, за что и был разогнан.

Тем не менее, Ельцин после этого беззакония все-таки совершил если не нравственный, то политически разумный поступок и не стал преследовать деятелей оппозиции. И здесь меня о.Георгий удивил уже как историк, по крайней мере как выпускник исторического факультета. В 1993 году поддержка Ельцина была не абсолютной и далеко не очевидной. Многие его не поддержали, в том числе и Совет народных депутатов Санкт-Петербурга и Ленобласти (в результате чего был разогнан). Очень многие отреагировали на расстрел Верховного Совета с ужасом, омерзением и отторжением от власти. В случае расстрела защитников Белого Дома страна, вероятно, оказалась бы ввергнутой в пламя гражданской войны.

О.Георгий Митрофанов не только совершенно не знает русского народа, как заметил Сергей Бабурин, он его к сожалению и знать не хочет. Чему было бы рукоплескать в этом случае? Грабительской прихватизации по-чубайсовски? Безработице и хронической невыплате зарплат? Взлету организованной преступности и этнопреступности? Информационному цинизму? Беспредельному обогащению одних и обнищанию других? Беспомощности властей в решении проблем национальных окраин?

Защитники Белого Дома в меру своих возможностей и своего разумения все-таки отстаивали интересы народа. Ельцин же отстаивал интересы финансовой олигархии и немногочисленной либеральной интеллигенции. О. Георгий, к сожалению, показал, что он не с народом, а против народа, как он это показывал неоднократно, в частности, в поднятой им дискуссии по поводу генерала Власова. Это весьма огорчительно. Потому что, будь это его личным делом, это обладало бы опасностью только для его духовной жизни. Но, к сожалению, многие воспринимают о.Георгия, благодаря его известности в медийных кругах и программе Александра Архангельского, как лицо Церкви, хотя это что далеко не так. Напротив, создается впечатление, что информационная деятельность о. Георгия имеет очень малое отношение к Церкви. Скорее она имеет отношение к известным светским структурам, которые не желают блага России. И в этом смысле выступления о. Георгия - это некий индикатор. В 2007 году он произносит свои власовские проповеди и интервью, где восхваляет эвтаназию. Вскорости Евросоюз принимает известное постановление по равнопреступности гитлеровского и сталинского режимов и постановление о допустимости и законности эвтаназии. В 2009 году о. Георгий издает свою книгу и в СМИ начинается грязная возня вокруг нашей Победы.

Показательно, что заявление о.Георгия резко контрастирует с заявлением Владимира Путина по поводу переименования Кирова в Вятку, где он заявил, что «нам нужно вообще прекратить делить всех на "белых" и "красных"» и сказал о том, что не нужно «создавать проблемы и раскалывать общество». Я не согласен с Путиным в том, что переименование Кирова в Вятку расколет наше общество. Скорее наоборот возвращение к истокам его только консолидирует. Но по сути дела Путин прав в том, что раскалывать общество нельзя. А ведь именно это своими речами и делает протоиерей Георгий Митрофанов.

В своей рецензии на книгу «Трагедия России» ваш покорный слуга во время оно уже отметил эту черту священника, когда он совершенно бездоказательно заявил, что большая часть нашего общества в советские времена «служила злу»:

«К сожалению, для этой книги характерны бездоказательные и ничем не обоснованные, зачастую оскорбительные утверждения, типа: "Наше общество состоит из людей, в подавляющем своем большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они "служили России" - называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией, - а на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а служат только себе" (с. 156). Что же - зачислим ли мы в этот список ликвидаторов чернобыльской аварии, ветеранов Афганской и Чеченской войны, военных, прошедших и гарнизонные скитания, и горячие точки, и нищету и презрение девяностых, и инженеров военных заводов, месяцами не получавших зарплаты в начале девяностых, но не уходивших с оборонных заводов, бессребреников-преподавателей, отдававших свое время и душу ученикам? Пусть читатель судит сам, но, обозрев свое окружение, я почти не нашел людей, соответствующих приговору о.Георгия. Не знаю, может быть, мне повезло. Зачем всех мазать дегтем и считать, что честное исполнение своего долга было и есть служение некоей «империи зла»? Что оставалось честным труженикам и защитникам СССР (а сейчас России) - легально или нелегально бежать в "Империю добра" через Вену или Израиль? Или, более того, обратить против своих сограждан оружие, имея пред глазами светлый облик генерала Власова? К чему призывает о. Георгий? К гражданской войне?»

Высказывания о.Георгия говорят не только о его страстности, но и о его непрофессионализме как священника. Вспоминается известная песенка из фильма «Три мушкетера» - «Но страсть в душе священника смешна». Надеюсь, что наши сограждане будут достаточно благоразумны, чтобы подобные высказывания о.Георгия всерьез не воспринимать и голосом нашей Церкви не считать. Ибо Церковь учит тому, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни раба, ни, добавлю, - памятуя слова Владимира Путина, - ни красных, ни белых.

В завершение еще раз отмечу, что мне искренно жаль о. Георгия как человека и пастыря. Войдя в многоходовую политическую игру, он так и не понял, в какую страшную ловушку он попал. И не случайно святая Церковь разработала каноны, нарочито осуждающие политическую деятельность священнослужителя: «Пресвитер да не принимает на себя мирских попечений».

Попечение таковое может и убить. Наглядный пример тезка о.Георгия - священник Георгий Гапон, который раздувал революционный пожар и сгорел в нем. Дай Бог, чтобы о. Георгий Митрофанов вспомнил и осознал слова Спасителя об участи того, «кто соблазнит одного из малых сих».

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38