30 января на телеканале НТВ состоялась премьера фильма «Настоятель», снятого режиссером Арменаком Назикяном. В центре сюжета фильма – преступники убивают настоятеля храма отца Михаила и маскируют убийство под автокатастрофу, в город приезжает отец Андрей, новый настоятель. Трагические события привели его к Богу, а помог ему именно отец Михаил. Он хочет навести в городе порядок и свести к минимуму преступность. Всеми криминальными делами в городе заправляет некто Агафонов, очень богатый бизнесмен, сделавший состояние на торговле наркотиками. И когда он начинает шантажировать отца Андрея, чтобы тот сдал церковный склад в аренду для хранения в нем героина, настоятелю приходится вспомнить свое криминальное прошлое и начать борьбу против преступников.
Как заявил «Вечерней Москве» исполнитель роли отца Андрея актер Егор Пазенко, в последнее время его представление о вере изменилось: «Я впервые побывал на Афоне, узнал много нового для себя о религии, о жизни в монастырях. Моя жизнь не была гладкой: были разные ситуации, плохие и хорошие – в общем, многое было пережито. И я понял, что помощь нужно искать в храме. Посещение храма – это не вопрос слепого фанатизма. Неважно, как часто ты туда ходишь. Главное бывать там. И практически сразу по возвращении с Афона мне предложили исполнить роль в этом фильме. Она весьма противоречива. И я буду очень рад, если хотя бы несколько человек, которые посмотрят этот фильм, поймут его основную мысль – что сам человек может изменить свою судьбу. И даже совершивший зло может быть прощён духовно. Человек может спасти себя, помочь близким. Эта роль – одно из чудес. И я благодарен Богу за неё».
Прокомментировать идею фильма «Настоятель» мы попросили клирика Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священника Георгия Белодурова.
«Я сталкивался с такими произведениями, которые написаны в жанре боевика, и автор которых не вполне осознает, что он пишет. Книгу, похожую на этот фильм, я не так давно читал. Меня сразу поразило, что священник, видимо холостяк, целибатный, в конце заводит роман и собирается жениться. То есть автор не знает канонов Церкви, не понимает, что священник жениться в принципе не может. Это первая опасная подмена. В реальной жизни я сталкиваюсь с таким. Однажды ко мне пришла православная женщина и говорит, что некий батюшка, с которым она познакомилась в электричке, сделал ей предложение стать его женой. Я ей сразу говорю, что это не батюшка был. Она говорит: "Ну как же, он одет был в рясу, с крестом". Пришлось объяснять, что это был самозванец, потому что настоящий батюшка не может жениться, иначе он тут же перестанет быть священником. Но некоторым молодым нашим православным особам перспектива "сразу в матушки попасть" голову кружит. И уже этот подлог в книге заставляет чувствовать себя обманутым даже на уровне таких простых вещей.
Второй момент, это каноническое и духовно-нравственное ограничение священников в применении насилия, какого бы то ни было. Мы знаем, что священник автоматически, благодаря канонам, теряет сан, если он кого-то убьет, даже если убьет случайно. Именно поэтому многим батюшкам не рекомендуют самим водить машину. Если ты едешь за рулем и, не дай Бог, сбиваешь человека, и этот человек погибает, ты не имеешь права служить – Бог не примет жертвы на Литургии тобой приносимой, если ты убийца. Поэтому священник должен быть крайне аккуратен в вопросах применения насилия, даже если оно оправдано.
Сейчас в деревнях распространены грабежи храмов. У нас был замечательный священник, к несчастью недавно скончавшийся, он жил в глухой деревне, храм его никогда не закрывался. Он спал, и рядом с ним было заряженное ружьё. Но, конечно, он никогда не стрелял в людей, только в воздух, пугнуть. И как только он скончался, приехал другой, молодой, не готовый энергично защищать интересы Церкви, – церковь разграбили, а он сидел дома и дрожал от страха. И тут возникает вопрос: должен ли священник бояться врага Божьего, негодяя? Нет, он духовно обязан жертвовать собой.
Приведу пример. Наши полковые священники дореволюционной поры с крестом и Евангелием шли в бой вместе с вооруженными солдатами, но сами они держать в руках оружие не имели права. Они только вдохновляли воинов.
Священник должен молиться, это его естественное дело – молиться, даже если нет никакой беды, молиться всегда о людях. Но когда пришло время защитить Правду перед лицом наступающего беззакония, он должен смело выходить и эту правду защищать. Но без оружия, а силой слова и силой духа. Этой силы бывает достаточно, чтобы зло обратить в бегство, потому что оно не ожидает такого сопротивления. Оно думает, что коленочки задрожат у всех, и все злу уступят. Вот какая задача у батюшки. Он должен наставлять на борьбу тех, кто имеет на это право.
Приведу пример из моей священнической практики, когда первым местом моего служения был далекий заводской поселок, где завод закрыли. Там, естественно, ситуация была криминальная, работы нет, людям надо как-то жить. В общем, место было небезопасное. Я там служил, старался делать людям добро, ходил в школу, помогал старикам, в общем, служил как обыкновенный священник, который должен делать своё дело. Однажды ко мне пришел местный авторитет и говорит: "Отец, мы слышали, что тебе драться нельзя, что ты не имеешь права поднять руку на человека. Но если тебя кто-то будет обижать, то ты только скажи". И для меня, для простого сельского попа, это было признанием того, что люди увидели моё служение и оценили.
То же самое могу сказать и по поводу этого фильма. Конечно, священник не должен бояться врагов, не должен бояться криминала, должен правду говорить в лицо, но брать оружие в руки он не имеет права. Так что герой фильма "Настоятель" – это человек, действующий ошибочно».