«Герой фильма "Настоятель" – это человек, действующий ошибочно»

Священник Георгий Белодуров считает, что авторы современных художественных произведений часто не вполне осознают, о чем сочиняют

0
4089
Время на чтение 4 минуты

Фильм *Настоятель*30 января на телеканале НТВ состоялась премьера фильма «Настоятель», снятого режиссером Арменаком Назикяном. В центре сюжета фильма – преступники убивают настоятеля храма отца Михаила и маскируют убийство под автокатастрофу, в город приезжает отец Андрей, новый настоятель. Трагические события привели его к Богу, а помог ему именно отец Михаил. Он хочет навести в городе порядок и свести к минимуму преступность. Всеми криминальными делами в городе заправляет некто Агафонов, очень богатый бизнесмен, сделавший состояние на торговле наркотиками. И когда он начинает шантажировать отца Андрея, чтобы тот сдал церковный склад в аренду для хранения в нем героина, настоятелю приходится вспомнить свое криминальное прошлое и начать борьбу против преступников.

Как заявил «Вечерней Москве» исполнитель роли отца Андрея актер Егор Пазенко, в последнее время его представление о вере изменилось: «Я впервые побывал на Афоне, узнал много нового для себя о религии, о жизни в монастырях. Моя жизнь не была гладкой: были разные ситуации, плохие и хорошие – в общем, многое было пережито. И я понял, что помощь нужно искать в храме. Посещение храма – это не вопрос слепого фанатизма. Неважно, как часто ты туда ходишь. Главное бывать там. И практически сразу по возвращении с Афона мне предложили исполнить роль в этом фильме. Она весьма противоречива. И я буду очень рад, если хотя бы несколько человек, которые посмотрят этот фильм, поймут его основную мысль – что сам человек может изменить свою судьбу. И даже совершивший зло может быть прощён духовно. Человек может спасти себя, помочь близким. Эта роль – одно из чудес. И я благодарен Богу за неё».

Прокомментировать идею фильма «Настоятель» мы попросили клирика Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священника Георгия Белодурова.

иерей Георгий Белодуров«Я сталкивался с такими произведениями, которые написаны в жанре боевика, и автор которых не вполне осознает, что он пишет. Книгу, похожую на этот фильм, я не так давно читал. Меня сразу поразило, что священник, видимо холостяк, целибатный, в конце заводит роман и собирается жениться. То есть автор не знает канонов Церкви, не понимает, что священник жениться в принципе не может. Это первая опасная подмена. В реальной жизни я сталкиваюсь с таким. Однажды ко мне пришла православная женщина и говорит, что некий батюшка, с которым она познакомилась в электричке, сделал ей предложение стать его женой. Я ей сразу говорю, что это не батюшка был. Она говорит: "Ну как же, он одет был в рясу, с крестом". Пришлось объяснять, что это был самозванец, потому что настоящий батюшка не может жениться, иначе он тут же перестанет быть священником. Но некоторым молодым нашим православным особам перспектива "сразу в матушки попасть" голову кружит. И уже этот подлог в книге заставляет чувствовать себя обманутым даже на уровне таких простых вещей. 

Второй момент, это каноническое и духовно-нравственное ограничение священников в применении насилия, какого бы то ни было. Мы знаем, что священник автоматически, благодаря канонам, теряет сан, если он кого-то убьет, даже если убьет случайно. Именно поэтому многим батюшкам не рекомендуют самим водить машину. Если ты едешь за рулем и, не дай Бог, сбиваешь человека, и этот человек погибает, ты не имеешь права служить – Бог не примет жертвы на Литургии тобой приносимой, если ты убийца. Поэтому священник должен быть крайне аккуратен в вопросах применения насилия, даже если оно оправдано.

Сейчас в деревнях распространены грабежи храмов. У нас был замечательный священник, к несчастью недавно скончавшийся, он жил в глухой деревне, храм его никогда не закрывался. Он спал, и рядом с ним было заряженное ружьё. Но, конечно, он никогда не стрелял в людей, только в воздух, пугнуть. И как только он скончался, приехал другой, молодой, не готовый энергично защищать интересы Церкви, – церковь разграбили, а он сидел дома и дрожал от страха. И тут возникает вопрос: должен ли священник бояться врага Божьего, негодяя? Нет, он духовно обязан жертвовать собой.

Приведу пример. Наши полковые священники дореволюционной поры с крестом и Евангелием шли в бой вместе с вооруженными солдатами, но сами они держать в руках оружие не имели права. Они только вдохновляли воинов.

Священник должен молиться, это его естественное дело – молиться, даже если нет никакой беды, молиться всегда о людях. Но когда пришло время защитить Правду перед лицом наступающего беззакония, он должен смело выходить и эту правду защищать. Но без оружия, а силой слова и силой духа. Этой силы бывает достаточно, чтобы зло обратить в бегство, потому что оно не ожидает такого сопротивления. Оно думает, что коленочки задрожат у всех, и все злу уступят. Вот какая задача у батюшки. Он должен наставлять на борьбу тех, кто имеет на это право.

Приведу пример из моей священнической практики, когда первым местом моего служения был далекий заводской поселок, где завод закрыли. Там, естественно, ситуация была криминальная, работы нет, людям надо как-то жить. В общем, место было небезопасное. Я там служил, старался делать людям добро, ходил в школу, помогал старикам, в общем, служил как обыкновенный священник, который должен делать своё дело. Однажды ко мне пришел местный авторитет и говорит: "Отец, мы слышали, что тебе драться нельзя, что ты не имеешь права поднять руку на человека. Но если тебя кто-то будет обижать, то ты только скажи". И для меня, для простого сельского попа, это было признанием того, что люди увидели моё служение и оценили.

То же самое могу сказать и по поводу этого фильма. Конечно, священник не должен бояться врагов, не должен бояться криминала, должен правду говорить в лицо, но брать оружие в руки он не имеет права. Так что герой фильма "Настоятель" – это человек, действующий ошибочно».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Георгий Белодуров
Священник Георгий Белодуров: «Год был не простой»
Известный священник об итогах уходящего года
21.12.2012
Успехи вопреки дебилизации
Священник Георгий Белодуров об итогах международного мониторинга школьного образования
12.12.2012
«Этот закон может стать регулятором количества мигрантов»
Священник Георгий Белодуров об обязательном знании русского языка негражданами России, работающими на ее территории
01.12.2012
«Христианство не виновато в том, что творили нацисты-язычники»
Священник Георгий Белодуров о включении в школьную программу темы холокоста
09.03.2012
Станет ли папа Римский православным?
Священник Георгий Белодуров о надеждах Бенедикта XVI на совместное с православными совершение Евхаристии
26.09.2011
Все статьи Священник Георгий Белодуров
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45