Как заявил отец Георгий Митрофанов, фильм «Поп» - это «очень противоречивое явление». С одной стороны, сказал он, картина является первой попыткой рассказать языком кинематографа о деятельности православных священников во время Великой Отечественной войны, а с другой – к фильму есть немало претензий.
У каждого из выступавших, как выяснилось, были к создателям фильма свои претензии. Так, отец Илья Соловьев полагает, что, «претендуя на историчность», картина не представляет самого главного - собственно Псковской миссии и тех устремлений, которыми руководствовались ее члены. Кроме того, сетует он, главный герой фильма «не вдохновлен этой задачей, у него нет стремления рассказать правду о Церкви, гонимой большевиками». Ему претит то, что герой С.Маковецкого оказывается «как будто на стороне сталинского режима»: он якобы симпатизирует партизанам, «от мародерства которых в первые годы войны страдало мирное население», и отказывается отпевать полицаев, которые, по словам протоиерея Георгия Митрофанова, для местных жителей были «более свои, чем партизаны».
«Фильм недосказанный, непонятно, на чьей стороне герой», но как священник, он должен служить не земному Отчеству, а Небесному, заявил протоиерей Георгий Митрофанов. Финал же фильма, по мнению петербургского священника, - «очень верный и очень безысходный». В молодых гуляках, случайно встретившихся с постаревшим главным героем у стен Псково-Печерского монастыря, отец Георгий видит «свидетельство того, что вся его (отца Александра - РНЛ) работа перечеркнута - он видит псковщину, лишенную церковной жизни, так как победила Красная армия».
Подытоживая дискуссию, протоиерей Георгий Митрофанов сформулировал общий вывод: «Фильм "Поп" не только не дает подлинной картины происходящего, но подлинная религиозность уступает в нем место идеологии. Тем не менее, это повод задуматься над нашей историей, коснуться ее запретных тем».
Напомним, что фильм режиссера В.И.Хотиненко «Поп» в ходе презентации 22-го алфавитного тома «Православной энциклопедии», прошедшей 29 апреля 2010 года в Храме Христа Спасителя в Москве был удостоен первой Патриаршей премии в области киноискусства. «Я присоединяюсь к положительным оценкам этого фильма, — сказал Патриарх Кирилл. — И с художественной точки зрения, и с точки зрения постановки, игры актеров, и с точки зрения сценария он заслуживает, конечно, очень высокой оценки». Что же касается звучащих порой негативных отзывов, они, по мнению Его Святейшества, «обуславливаются чаще всего априори некоторой идеологической установкой» критикующих.