Эти меры были восприняты правозащитниками как нарушение прав человека и навлекли на президента Николя Саркози гнев европейских структур и французских левых. Гнев правозащитников вызывает, в частности, примененный Саркози принцип коллективной ответственности: цыган выселяют, не выясняя, кто из них виновен в конкретных правонарушениях.
Между тем, проблема этнической преступности существует и в России: многие сферы криминальной деятельности (например, наркоторговля и наркотрафик) почти монополизированы этническими преступными группировками, о чем свидетельствует милицейская статистика. Эта проблема усиливается, во-первых, тем, что землячества и национальные общины часто выступают на защиту «своих», а во-вторых, фактическим запретом гласного обсуждения подобных вопросов, поскольку они воспринимаются как ксенофобия и разжигание национальной розни.
В связи с этим издание попросило православных священнослужителей прокомментировать высылку цыган-нелегалов из Франции и ответить на вопрос, допустимо ли применение принципа коллективной ответственности.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, относится к депортации цыган из Франции с неодобрением. «"Цыганский вопрос" уже пытались однажды решить, - правда, более радикальными средствами, но опираясь при этом именно на принцип коллективной ответственности. Так что сравнение Саркози с Гитлером напрашивается само собой», - сказал он. «Оказывается, что западный мир либо не способен, либо не желает решать сложные этнокультурные проблемы, когда нужна серьезная работа по социальной и культурной адаптации или ассимиляции и одними призывами к толерантности не обойтись», - отметил священник. «А цыганский этнокультурный феномен действительно очень сложен и интересен. Это особый тип сознания кочевого народа со своими особыми обычаями и традициями. Но для этого народа почему-то не находится достойного места в западной цивилизации», - добавил он.
«Конечно, это внутреннее дело Франции. А у нас и своих проблем хватает. И на первом месте - проблема выживания нации. Но для решения всех проблем, в том числе и проблем межнациональных и межкультурных отношений, мне лично представляется бесценным опыт Российской империи», - заключил отец Александр.
Руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге протоиерей Артемий Скрипкин полагает, что право исходить из коллективной ответственности принадлежит только Богу. «Мы наблюдаем случай, когда законодательство ЕС вступает в противоречие с законодательством национальным. Во Франции скоро выборы, и Саркози приходится идти навстречу своим избирателям, даже наперекор мнению руководства ЕС», - сказал он.
«Коллективная ответственность - это мера, которая применяется обществом с глубокой древности. В ветхозаветной истории целые народы карались Богом за преступления против веры или отдельных людей. Вопрос лишь в том, кто из смертных может взять на себя право от лица Бога вещать о вине какого-то народа? В недавнем прошлом были такие прецеденты. Как мы помним, Гитлер и Сталин не гнушались подвергать преследованию целые народы», - заметил священник.
«С другой стороны, этническая преступность - это болезнь многих крупных государственных образований. В нашем государстве в последнее время стало принято замалчивать эту острую тему. Но, если мы будем бояться говорить об этом, то проблема не исчезнет, а напротив только разрастется. Поэтому, я считаю, что вопрос этнического криминала должен широко обсуждаться общественностью и решаться всем миром сообща», - заключил отец Артемий.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает высылку нелегалов из страны совершенно естественным шагом. «Рост преступности в связи с пребыванием в стране нелегалов - достаточно серьезный повод для этого. Применение принципа коллективной ответственности в данном конкретном случае представляется мне совершенно обоснованным. Так что действия Н.Саркози и французского правительства я полностью поддерживаю», - сказал он. «Эта проблема очень актуальна и для нас. Наша милицейская статистика свидетельствует о связи определенных видов преступлений с определенными этническими группировками - в том числе и с нелегалами. Просто большая часть общества об этой статистике ничего не знает. Если человек не хочет соблюдать законы страны, в которую он приехал, и не уважает ее культурные и национальные традиции, то ему не место в ней», - заключил отец игумен.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, считает, что французам остается только посочувствовать. «Проблема нелегалов действительно очень сложная. Если представитель того или иного нелегального сообщества совершает преступление, то тень, естественно, падает на все это сообщество. К каким бы способам решить эту проблему ни прибегало правительство, число сторонников и противников этих мер будет примерно одинаковым», - полагает он. «Проблема нелегалов актуальна и для нас, особенно в связи с преступностью. Уже ни для кого не секрет, что определенные виды преступлений, например, распространение наркотиков, в общественном сознании достаточно жестко связываются с конкретными этническими группами и нелегалами», - отметил священник.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома, считает, что если саморегуляция общества нарушена изнутри, ее следует корректировать извне. «Бывает, что применение принципа коллективной ответственности действительно оправдано. Все зависит от ситуации», - сказал он. «Любое общество должно обладать механизмом саморегуляции. Если есть нарекания на каких-то его членов, значит это сообщество, в данном случае цыгане, должны сами разобраться в том, кто их позорит, и этих людей примерно наказать», - подчеркнул священник. «В случае, если такая система самоконтроля не работает, применение меры коллективной ответственности, пожалуй, логично», - заключил отец Илия.
Иеродиакон Иоанн Корниенко, общественник и миссионер, осудил действия французских властей. «Принцип коллективной ответственности применяется в нашей стране с давних пор. Это касается и периода царской России и Советского Союза», - заметил он. «Европейская правовая система построена на приоритете личного над общественным, поэтому применение меры коллективной ответственности вызывает естественное непонимание и осуждение», - сказал он. «Будем помнить, что в глазах Божьих каждый человек - отдельная самоценная личность, которая сама должна отвечать за свои поступки», - заключил отец Иоанн.