«Все же причина теневого миграционного присутствия экономическая. Это дешевизна труда мигрантов. И пока эта причина будет действовать, поток незарегистрированных рабочих также будет воздействовать на рынок труда. Правительству бы не "ловлей блох" ( в смысле мигрантов) заниматься, а подумать о том, как компенсировать потери трудовых доходов граждан России, которым отказали в работе из-за предложения более дешевых рабочих рук из-за рубежа. Это ведь и неполученные доходы российских семей и неполученные отчисления в социальные фонды и пособия по безработице», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный православный адвокат Павел Дмитриев, говоря о встрече председателя Правительства России Владимира Путин с главой Федеральной миграционной службы России Константином Ромодановским.
Как сообщает сайт Правительства России, на встрече 8 сентября обсуждалась ситуация с мигрантами, работающими в России. По словам К.Ромодановского, часть из них осуществляют деятельность с нарушениями законодательства, однако принимаемые меры позволят изменить ситуацию в лучшую сторону. Также глава ФМС доложил о работе по внедрению электронного документооборота и процессе восстановления документов гражданам, пострадавшим от пожаров.
Константин Ромодановский сообщил, что с начала года был фиксирован 30-процентный спад въезда в Российскую Федерацию, «но в течение прошедшего периода нагнали упущенное: въехало более 10 млн иностранных граждан, которые совершили более 15 млн пересечений границы. Мы это все фиксируем, все у нас есть в электронном досье. На сегодняшний день - я позволю показать диаграмму - мы видим вот такую картину: практически 50% находящихся в Российской Федерации граждан - это граждане Украины (почти 1,5 млн человек), 1 млн 200 тыс.- граждане Узбекистана, почти 800 тыс. - граждане Таджикистана и 383 тыс. - это граждане Киргизии».
«У нас сейчас работает порядка 5 млн иностранных граждан в Российской Федерации: 1 млн - законно, 4 млн - «в тени». Это граждане, которые находятся законно, но осуществляют трудовую деятельность с нарушением. Но, тем не менее, те подходы, которые были применены с 1 июля, позволят в корне изменить ситуацию. Мы получаем четыре потока трудовой деятельности: разрешение на работу, квалифицированные специалисты, высококвалифицированные специалисты и патенты. Более того, разрабатываем и организованное привлечение - когда есть поставщик вне Российской Федерации и есть заказчик работ в России. Этот механизм мы тоже отрабатываем, определенные шаги в этом плане сделаны», - отметил он.
Отвечая на вопрос Владимира Путина, какие новые технологии внедряются Федеральной миграционной службы России, Константин Ромодановский заявил, что «к нам обратилось 73,5 тыс. человек, и более 26 тыс. документов мы оформили. Эти документы оформлены практически без участия сотрудников ФМС, контакт только при получении. До конца года мы запустим еще два регламента - итого будет работать девять регламентов».
«Мне представляется, - продолжил свой комментарий Павел Дмитриев, - что предприниматели и частные лица, использующие труд мигрантов, должны, помимо обычных отчислений, платить бюджету компенсационные выплаты. К примеру, если труд мигранта дешевле труда отечественного работника в 2 раза, то компенсационная выплата должна быть не менее 80% от той выгоды, которую получает работодатель при использовании труда иностранцев. Все это можно исчислить в определенных методиках, и тогда предприниматель задумается, приглашать ли ему мигрантов, качество труда которых существенно ниже, или принять местных рабочих. Учет предприятий, использующих труд мигрантов, наладить нетрудно. Достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы их увидеть. Не следует только поручать эту деятельность чиновникам. Они заведут реестр лиц, использующих мигрантов, и станут эти сведения передавать налоговым службам. А за исключение из реестра будут брать взятки. К такому учету следует привлекать общественность. Тем более что она реально обеспокоена и готова действовать. Имеются в виду не формальные структуры типа Общественной палаты, где народные артисты и олигархи, рыгая коньяком стоимостью в три годовых пенсии, обсуждают, чем бы помочь обездоленным. Это может быть то же Движение против нелегальной иммиграции, которое невозможность влиять на ситуацию выталкивает на уличные акции».
«Правительству следует сотрудничать с общественностью, а не только с чиновниками. В конце концов, люди лучше видят, где есть гастарбайтеры. А их сведения бюджету ничего не будут стоить. В то время как деятельность по учету использования труда мигрантов, поручи ее чиновникам, выльется в круглую сумму. И конечно, у социально значимых действий должна быть завершенность. Т.е. средства полученные подобным образом следует направить на социальные цели отдельной строкой бюджета, например, на увеличение детских пособий», - заключил Павел Дмитриев.