В Священном Писании сказано: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45, 5-7). Здесь со всей очевидностью сказано, что Бог контролирует как свет, так и тьму, творит мир и производит бедствия. То есть все происходящее в тварном мире находится под Его, Господа, контролем и управлением.
В данном тексте обращают на себя внимание слова: «Дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня», т. е. Бог насылает тьму и бедствия, чтобы восстановить Свои суверенные права и приоритеты. Иными словами, когда люди пытаются узурпировать права Бога и оспаривать Его суверенитет, Он устанавливает свой порядок через силовое вмешательство в жизнь строптивого человечества. Узурпация власти Бога осуществляется тогда, когда люди пытаются подменить Закон Божий человеческими законами и представлениями. Например, право на совершение аборта, существующее в нашей стране, есть не что иное, как легализированное детоубийство. В данном случае, законодательная и исполнительная власти в нашей стране несут одинаковую ответственность за этот иродов грех - грех истребления младенцев.
Вы спросите: а почему простой народ страдает? Ответ очевиден: избирая голосованием таких представителей в законодательную и исполнительную власти, которые силою своих полномочий не запрещают, а, следовательно, одобряют аборты, мы становимся соучастниками этого преступления. И тогда кара, как некая Каинова печать, ложится на каждого из нас. Сказано: «В жару гнева Я скрыл от тебя лице Мое на время» (Ис. 54:8), т. е. жар гнева Божия, который именно как жар. Жара мучает и гнетет грешника – это есть предостережение «на время», т. е. Господь дает нам время на покаяние.
«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4). Итак, от огненного сего года до следующего лета 2011 года нам дается время для покаяния. Для того, чтобы мы размыслили, для чего Бог посылает нам и нашим детям подобные испытания. Используем это время разумно, и если так поступим, следующее лето будет спокойное и благословенное, с хорошей погодой и урожаем. А если не одумаемся, то будет хуже, чем лето теперешнее. И надо помнить, что жара и жар, попаляющие землю огненным вихрем, однажды не прекратится. Сказано: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом пройдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам» (2 Пет. 3:10). Иными словами, как написано в Евангелии от Матфея, «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф. 3:12).
Кстати, либеральное богословие не имеет ответов на вопросы, подобные заданному. Они не понимают, почему попускаются стихийные бедствия, почему страдают и умирают дети, почему испытывают нестерпимую боль умирающие старики. Ведь в понимании церковных модернистов Бог должен всем и все прощать. Но это далеко не так, и Бог никому и ничего не должен. И, напротив, все мы задолжали Ему. Спасение - это всегда кровавые муки рождения, боль и переживания, мука и отчаяние. Успокоение лишь в вечности, куда, разродившись, душа уходит через страдание и смертную тоску. Святитель Григорий Богослов учит, что смерть есть третье рождение, которое переживает человек. Первое рождение - это когда он физически рождается на свет, второе рождение - когда он крестится, а третье - это смерть. Сказано: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан. 16:21). И еще: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия". (Иоан. 3:3).
А по поводу претензий, почему Церковь не могла молитвой остановить природное бедствие, ответ очевиден: о спасении должно молиться и каяться не только священникам, но и всему народу. И пока этого не произойдет, все будет оставаться по-прежнему. Вспомните, как спаслась Ниневия - город великий, как это описано в книге пророка Ионы. Сказано: «И поверили ниневитяне Богу и объявили пост и оделись во вретище, от большого из них до малого... И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:5, 10). А святитель Василий Великий учит: «Никто из грешников не трудись над распознанием причин горестных явлений: для чего засухи, для чего дожди, для чего удары грома, для чего град? Это для нас, имеющих нераскаянное сердце и не прежде обращающихся, разве бываем язвени (т. е. неказаны)». Святитель Иоанн Златоуст писал: «И когда увидишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся: Бог попускает их для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна». Святитель Феофан Затворник учил: «Когда посылаются бедствия - это милость Божия: ибо чрез них дается возможность избавиться от вечного наказания».
Иными словами, Бог долготерпит и ждет вразумления согрешающего, поэтому и только поэтому окончательное наказание не приходит сразу. Сказано: «"Разве Я хочу смерти беззаконника?"» - говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23). И еще: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).
Теперь в результате аномально жаркого лета и отравления дымом смертность возросла; одни говорят - в два раза, другие говорят - в семь раз. И что далее будет - трудно сказать, какие последствия - мы не знаем. Но это не значит, что Господь перестал любить россиян, но это значит, что Он ищет нашего обращения, покаяния и призывает нас: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам». То есть важно не то, какими мы были на тот момент, когда на нас обрушилось наказание, и даже неважно то, за что нас это постигло, но важно, какими мы будем, какие выводы сделаем из того, что мы пережили. Очень важно, какие мы сегодня и сейчас. Сказано: "Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения" (2 Кор. 6:2). Благоприятно для спасения только настоящее время, сегодня, теперь и сейчас. А что будет потом, я не знаю. Сказано в Писании: "Пострадают некоторые из разумных для испытания их, очищения и убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока". (Дан. 11:31-35).
Протоиерей Олег Стеняев, специально для «Русской народной линии»