Святейший Патриарх Кирилл на встрече с сотрудниками Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подчеркнул, что сегодня важна работа по нейтрализации выпадов против Церкви. Сейчас часто высказывается мнение, что Церковь неадекватно и несвоевременно реагирует на те или иные антицерковные выпады. Однако я не могу согласиться с такой точкой зрения. От имени Церкви имеет право выступать сравнительно небольшой круг людей, уполномоченных на это соответствующими структурами. Рядовой священник и рядовой мирянин не имеет право выступать от имени Церкви, и, если он что-то и высказывает, то это его собственная позиция, а не позиция Церкви. Есть специальный Синодальный отдел, в нем работают специальные люди, которые и высказывают позицию Церкви. Если они делают какое-то заявление, то именно они и должны его делать. А получается, что зачастую точку зрения, высказанную какими-то людьми, некорректно приписывают всей Церкви. Если кто-то именует себя православным и что-то при этом высказал, то это не значит, что его позиция есть позиция всей Церкви.
Церковь формирует свою позицию постепенно. Долгое время велась у нас дискуссия, как относиться к проповеди рок-музыкантов. Раньше на эту проблему высказывались разные точки зрения, и все они не были официальными. Теперь же Патриарх четко высказался, и появилась официальная позиция Церкви. Для православных СМИ, в первую очередь, важно неискаженно доносить позицию Церкви.
Легко приписать оппоненту какую-то точку зрения, которая ему не свойственна. Например, некоторые светские СМИ утверждают, что якобы Церковь стремится навязать преподавание только лишь Основ православной культуры всем без исключения гражданам России, но на самом деле никто от имени всей Церкви ничего подобного никогда не заявлял.
Как реагировать на антицерковные выпады со стороны отдельных СМИ? Если кто-то, допустим, написал в своем ЖЖ какую-нибудь гадость про Патриарха, то на такое нечего и реагировать. Все эти блоги - как забор; кто, что хочет, туда и пишет. Это не полноценные СМИ. Другое дело, когда заведомо ложная информация появляется в газете, которая в открытую ведет борьбу против Церкви, и с этим, конечно, надо бороться. Вот, например, мы выиграли три судебных иска по отношению к журналисту Сергею Бычкову из «Московского комсомольца», и теперь этот журналист борется уже не с Церковью, а только с мусульманами. В подобных случаях Церковь должна подавать на клеветников в суд, и, надеюсь, эти дела мы выиграем. Церковь будет обороняться, мы не позволим глумиться над нами и всеми законными методами будем защищаться.
По некоторым сложным вопросам точка зрения Церкви не может быть быстро и однозначно высказана. Надо в таких случаях проконсультироваться. Точка зрения на те или иные явления вырабатывается постепенно. Если рассматривается какой-то сложный богословский вопрос, то мы не можем за несколько часов высказать по нему однозначное мнение.
Существуют очень серьезные вопросы, в ответах на которые нельзя ошибаться. Иначе будут очень тяжелые последствия. Раньше Церковь годами и даже десятилетиями формировала позицию по тем или иным проблемам. Существуют очевидные вещи, а есть и неочевидные вещи, которые нужно всесторонне изучать. Например, это проблема клонирования человека, которого раньше вообще не было, это проблема ЭКО, проблема существования Интернета и др. Нужно привлекать богословов и ученых, специалистов по этим вопросам. Сначала высказываются разные точки зрения на ту или иную проблему, а потом уже принимается конкретное решение.
Также важно проводить в отдельных случаях церковные расследования. Нельзя сразу поддаваться на ту или иную информационную волну, надо объективно расследовать ситуацию, расспросить свидетелей, провести консультации с другими организациями и т. д. В современном обществе подчас происходят удивительные события, и если мы не будем вдумчиво изучать их, то может оказаться так, что Церковь будет покрывать преступников и деструктивную деятельность каких-то организаций. Церковь должна объективно расследовать те или иные события. Нельзя рубить с плеча. В этой связи важно появление у нас Общецерковного суда, который уже действует и принимает объективные решения, обычно, кстати, в пользу рядовых священников, если имеет место их спор с архиереями. Суд рассматривает по каждому решению мотивы и доказательства сторон.
В любом случае, работы нам хватит. Сейчас ситуация со СМИ, однако, лучше, чем она была 10 лет тому назад. Выше стала объективность средств массовой информации, меньше стало людей, которые воюют против Церкви и при этом пытаются сохранить некоторую респектабельность. Такого рода газет сейчас уже практически нет. В основном на антицерковной деятельности специализируются только откровенно маргинальные сайты. С них и спроса нет, так как это не более, чем представители атеистов, раскольников и сектантов. Они не являются независимыми СМИ и получают деньги от враждебных Церкви структур.
Существует Синодальный информационный отдел, который занимается трансляцией церковной позиции. Существуют, однако, и провокаторы, и на их провокации надо быстро реагировать. К сожалению, бывают случаи, когда представители Церкви, даже облеченные в сан, ведут деятельность, не соответствующую церковным установлениям.
Мы не можем никого заставить полюбить Церковь, но мы должны добиться того, чтобы церковные СМИ доставляли каждому объективную информацию. Церковные средства массовой информации должны доносить до людей официальную позицию Церкви. Ознакомившись с ней, человек сам разберется, что ему делать дальше - или соглашаться с позицией Церкви, или нет. У каждого есть право выбора. То же самое относится и к деятельности сект. Одно дело, когда человек вступает в секту добровольно, а другое дело - когда его обманом туда завлекают, и с этим надо как раз, прежде всего, бороться. Надо разъяснять людям опасность сект, и это будет примерно то же самое, как пишут на пачках сигарет, что курение опасно для здоровья. Но для того, чтобы разъяснять опасность этих сект, для того, чтобы показывать, как сектанты завлекают к себе людей, нужна объективная информация. И, подчеркиваю, что главная задача православных СМИ заключается в том, чтобы минимизировать ситуацию, когда позиция Церкви тем или иным образом искажается.
Роман Силантьев, директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, специально для «Русской народной линии»