Крест преподобного Савватия был обретен святителем Филиппом, митрополитом Московским, в бытность его соловецким игуменом, о чем свидетельствует надпись на его оборотной стороне. После упразднения Соловецкого монастыря советской властью каменный крест преподобного Савватия стал экспонатом музея, созданного в 1920-е годы при концлагере, а в 1939-м, после упразднения Соловецкой тюрьмы, он был вывезен в Москву с рядом других ценных экспонатов.
Активное участие в судьбе соловецкой святыни принял прославленный советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества Петр Барановский. Будучи основателем и первым директором музея в Коломенском, он сохранил многие реликвии Соловецкого монастыря, добившись их вывоза в Москву. Среди прочих переданных в музей ценностей был и крест преподобного Савватия. В 1993 году святыня была возвращена в возобновленный Соловецкий монастырь. Переданный обители крест был в очень плохом состоянии: он был расколот на несколько частей. После реставрации крест был помещен в одном из монастырских храмов. В последние годы святыня хранится в храме в честь святителя Филиппа, митрополита Московского. Древняя святыня, крест преподобного Савватия, доступен для поклонения верующих в храме Георгия Победоносца в Ендове на подворье Соловецкого монастыря..
Преподобные Савватий и Герман были первыми монахами, поселившимися на необитаемом Соловецком острове в 1429 году. Аскетическая, подвижническая жизнь старца Савватия была известна еще в Кирилло-Белозерском и Валаамском монастырях, которые он покинул в поисках более уединенной жизни пустынника, скрытой от суетной мирской славы. На Соловках преподобные в течение нескольких лет пребывали в духовном подвиге, «усердно к трудам труды прилагая и плоть духу порабощая, посвящая себя всенощным бдениям и молитвам беспрестанным». Жизнеописание святых первоначальников соловецких повествует об откровении, полученном ими, о том, что Соловецкие острова станут навеки местом монашеского подвига многих поколений иноков. До большевистского переворота начала ХХ века обитель была средоточием монашеской духовной жизни крайнего севера России, центром просвещения поморов.