В связи с этой проблемой мы попросили наместника Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумена Августина (Анисимова) дать пастырский совет относительно того, каким должен быть разговор о грехах, чтобы он способствовал спасению человека, а не вводил его в соблазн.
«Всё ли можно открывать людям, приходящим в Церковь? Вопрос этот не просто деликатный, он предполагает большую ответственность со стороны Церкви. Ведь когда мы приходим учиться в школу, нам же не сразу начинают преподавать физику и химию. Сначала мы идем в первый класс, где осваиваем самые азы знаний, а потом, постепенно, по мере нашего возрастания, идет введение в предмет, погружение в тему», - заметил отец Августин.
«Есть такое понятие - возрастная психология, - продолжил пастырь. - В церковной жизни это понятие также применимо. Мой жизненный опыт показывает, что, во-первых, человек не способен сразу всего вместить, а, во-вторых, представители церковной иерархии не должны транслировать всю информацию, имеющуюся в Церкви или которой они владеют, на новоначальных. Это очень важный момент. Мой опыт показывает, что человек должен пробыть в Церкви лет десять, прежде чем он начнет как-то ориентироваться в ней, начать понимать какие-то глубинные моменты. И то, это происходит только тогда, если человек живет церковной жизнью и хорошо понимает внутренние процессы в Церкви. Я убежден, что посвящение в основы духовной жизни требуют очень большой осторожности».
«Я, например, как правило, больше говорю на нравственные темы. На темы, связанные с нравственными устоями, формированием характера, потребностями в Законе Бога, в заповедях Божиих. Эти темы знакомы и доступны для большинства людей. Но разговор об основах духовной жизни требует большой подготовленности человека, который пришел в Церковь. Мы знаем, что раньше, когда люди собирались уходить в монастырь, их не сразу туда брали. К уходу в монастырь надо готовиться постепенно, сначала надо почитать соответствующую литературу», - считает отец Августин.
«Обсуждаемая нами тема актуальна. Она требует, чтобы по этому предмету высказались как представители церковной иерархии, так, возможно, и миряне. Но, в первую очередь, на этот вопрос должны ответить представители церковной иерархии. Потому что именно мы, священнослужители, обладаем особым опытом отношений с людьми, через нас происходит и приход человека в Церковь, и посвящение его. Кроме того, я считаю, что обязательно должна соблюдаться последовательность катехизации и воцерковления. Эти два момента должны иметь место. Причем, катехизация должна быть очень глубокой. Надо не просто познакомить людей, которые приходят в Церковь, с основами церковной жизни, но это знакомство должно быть глубоким настолько, чтобы человек не просто прошел катехизацию, но выяснил, что он осознал основы церковной жизни. Что же касается воцерковления, нравственного и духовного начал, то это процесс всей жизни человека, который пришел в Церковь», - продолжил священник.
«Катехизация - это информация, которую выработала Церковь в течение тысячелетий. Она должна подаваться порционно, с учетом готовности тех людей, которым она дается, с учетом их возраста, применительно к личности человека, с которым проводится катехизация. Мы должны обязательно знать человека как личность, иметь представление о его образовательном уровне, психологическом состоянии, знать его мировоззрение. Я бы даже сказал, что надо учитывать пол человека, потому что мужчина и женщина одну и ту же информацию иногда воспринимают совершенно по-разному. Поэтому я думаю, что глубокая катехизация должна носить индивидуальный характер, обязательно должна быть обратная связь, чтобы знать, что человек усвоил из этой катехизации. А уже потом идет процесс воцерковления, когда идет постановка нравственного, духовного начала человека. Это вопрос очень важный, всеобъемлющий, который требует особого отношения, большого рассуждения перед тем, как у нас начинаются отношения с человеком, который пришел в Церковь», - заключил игумен Августин (Анисимов).