На сегодня в Северной Америке насчитывается 14 различных православных юрисдикций. У каждой из них - свой епископ, подчиняющийся, как правило, иерарху за рубежом, свой богослужебный язык, хотя литургический обряд и догматы для всех едины. «Церкви в Америке должны быть американскими. Не должно быть такого количества архиепархий», - убежден Сувалл. Далеко не все православные американцы, особенно иерархи, согласны с этим утверждением. Некоторые опасаются конфликта с Церковью за рубежом, другие - утраты культурной идентичности, языка и связи с исторической родиной.Эмигранты построили свои приходы в Америке по кирпичику, на собственные деньги, «они всегда были силой, ведущей Церковь», - говорит Джордж Мацукас, исполнительный директор OCL. «Православное Христианство в Америке стоит на распутье, - говорит Мацукас. - Мы все должны работать вместе - клирики, епископы и миряне - в любви и братстве, на благо Церкви и страны, в которой живем, нации, частью которой являемся».
Разговоры о возможном создании независимой и единой Православной Церкви начались после того, как Православная Церковь в Америке получила автокефалию от Русской Православной Церкви. В прошлом году более 60 иерархов приняли участие в Епископской ассамблее Северной и Центральной Америки. На этой встрече обсуждались духовные и канонические проблемы, которые могут возникнуть при объединении.
Кроме того, количество православных приходов в Америке за последнее десятилетие увеличилось на 16% - таковы результаты исследования, проведенного в США. Всего в Америке сегодня насчитывается 2370 православных приходов и свыше миллиона православных верующих, принадлежащих к разным юрисдикциям. Самые многочисленные общины - Константинопольского Патриархата (476 000 человек), Православной Церкви в Америке (84 900 человек), Антиохийского патриархата (74 600), Сербского Патриархата (68 800) и Русской Православной Церкви (27 700). По данным исследования, лишь 27% американцев, заявляющих о своей принадлежности к Православию, регулярно посещают богослужения.