«Последствия принятия этого решения, на самом деле, на мой взгляд, могут быть непредсказуемыми. И самое печальное – непредсказуемыми даже для тех, кто инициировал данное рассмотрение дела в Конституционном суде», - сказал в интервью «Русской народной линии» директор Украинского филиала Института стран СНГ, известный политолог Владимир Корнилов, комментируя решение Конституционного суда Украины признать незаконной конституционную реформу 2004 года.
Как сообщает РИА Новости, Конституционный суд Украины на заседании в пятницу принял решение о том, что политреформа, по которой Украина из президентско-парламентской превратилась в парламентско-президентскую республику, была принята в 2004 году с нарушением законодательства. В четверг КС Украины завершил рассмотрение представления 252 депутатов парламента о законности конституционной реформы 2004 года, по которой часть президентских полномочий перешла парламенту и правительству.
«Признать, что не отвечает конституции Украины (является неконституционным) закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года номер 2222 - IV в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия», - говорится в решении суда.
Суд постановил, что признанный неконституционным закон номер 2222 - IV прекращает действие со дня принятия Конституционным судом решения относительно законности принятия этого закона.
Суд своим решением также обязал органы государственной власти в неотложном порядке выполнить относительно приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией Украины от 28 июня 1996 года в редакции, которая существовала до внесения в нее изменений законом номер 2222 - IV. «Решение Конституционного суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано», - говорится в решении. Теперь внести поправки в саму Конституцию может парламент 300 голосами. Всего в парламенте Украины 450 народных депутатов.
Принятая в 2004 году на волне политической борьбы на Украине реформа неоднократно становилась причиной политического противостояния между президентом с одной стороны и кабинетом министров и парламентом - с другой. Виктор Ющенко, возглавлявший Украину с 2005 до начала 2010 года, хотел провести другую политреформу, вернув себе часть полномочий, однако ему это не удалось. В 2010 году новый президент страны Виктор Янукович также заявил о намерении добиться отмены конституционных поправок 2004 года и укрепить президентские полномочия.
Как отметил В.Корнилов, «ясное дело, для чего все это было затеяно, а именно для возвращения более широких полномочий Виктору Януковичу». «Но побочный эффект от этого решения нынешние власти Украины, мягко говоря, не совсем просчитывают. То есть, мне кажется, что проблем для нынешней власти данное решение принесет гораздо больше, чем каких-то выгод. Для того, чтобы просто расширить полномочия Виктора Януковича, гораздо более эффективно было бы собрать 300 голосов в парламенте, что, при умении "регионалов" договариваться, искать дополнительные аргументы для наших корыстолюбивых депутатов Верховной Рады, не составляло слишком уж большого труда. Там не так уж и много недостает голосов до трехсот. И менять можно было бы Конституцию потом уже в том направлении, в котором Партия регионов захочет», - продолжил политолог.
«Принятие же этого решения на самом деле вызывает целый ряд проблем, в частности, проблем со сроками полномочий президента, парламента, и, что вообще вводит в ступор нынешнюю, уже идущую избирательную кампанию, проблем со сроками полномочий местных Советов. По ходу игры вновь, уже в который раз, меняются правила игры, что, конечно, не хорошо. Кроме того, я уверен, что подобное изменение Конституции, осуществленное не законодательным органом, а иным, пусть даже судебным органом, вызовет резко негативную реакцию со стороны европейских институций, которые не раз, на протяжении десятилетия, еще при Кучме, а затем при Ющенко, убеждали власти, что никто, кроме парламента, не может переписывать Конституцию. То есть ни президент, ни Конституционный суд, по мнению, скажем, Венецианской комиссии, не могут переписывать статьи Конституции, признавать что-то законным или незаконным», - заметил эксперт.
«Нынешняя власть, решив одну из самых минимальных, на самом деле, по нынешним меркам, своих проблем, создала столько дополнительных проблем и дала дополнительные козыри оппозиции, что, на мой взгляд, свидетельствует о том, что она не просчитала все возможные последствия такого решения», - заключил Владимир Корнилов.