«Название «ювенальная юстиция» происходит от «ювен» - «юный». И это юстиция, защищающая права детей, разбирающаяся с правонарушениями несовершеннолетних, и т. д. Но она построена на принципе приоритета прав ребенка, в том числе - приоритета и перед семьей, перед семейным законодательством. То есть индивидуальные права ставятся выше прав малой ячейки общества, такой как семья», - заявил в интервью информационному порталу Zelenograd.ru диакон Никольского храма в Зеленограде, руководитель объединения православной молодежи «Колокол» диакон Михаил Ильин.
На вопрос корреспондента, не являются ли истории, показанные в фильме «Стена», подтасовкой фактов, отец диакон ответил, что на Западе «существует целая система, (...) по-русски говоря, система доносительства. В этом плане все друг на друга доносят. Одной из главных проблем для родителей на западе являются школьные детские психологи, которые на основании рассказов детей собирают настоящие досье на их родителей. Они вызывают детей на беседы, обо всем внимательно расспрашивают, причем вопросники подбираются примерно из таких вопросов: «Как тебя наказывают родители? Психологически, физически?..» И как ребенку выбрать ответ? Все это собирается в определенное досье...».
Клирик убежден, что в нашей стране возврат к системе доносов смертельно опасен. В то же время он согласен с тем, что проблема защиты детей от насилия стоит в обществе достаточно остро, но у нас вполне достаточно «возможностей современного законодательства» для ее решения. «Для чего нужно принимать законодательство, более агрессивное по отношению к институту семьи - непонятно», - недоумевает отец Михаил.
Диакон считает, что чрезмерное вмешательство государства в семью - «это наследие еще нашей бабушки Надежды Константиновны Крупской», но в наше время речь идет еще и «о неком мировоззренческом конфликте». Отец Михаил напомнил, что еще в 1990-х годах в некоторых наших школах в определенных регионах пытались ввести так называемый «секспросвет». Он отмечает тот факт, что внедрением ювенальной юстиции «занимаются именно те депутаты, - как, например, Екатерина Лахова, - которые в свое время очень ратовали за «секспросвет» в школах. По людям можно судить и о целях, ради которых это все вводится».
В пакете поправок к Закону о правах детей впервые вводится понятие «надлежащего воспитания». Клирик поясняет, что это понятие чиновники трактуют по-своему. Например, соблюдение поста в семье - это ущемление прав ребенка. «Создается такое впечатление, что никто не в курсе. Хотя этот давно уже подготовленный законопроект, эти поправки к различным законам готовятся к принятию уже в ближайшее время», - говорит диакон.
На вопрос корреспондента о том, не стала ли тема прав ребенка почвой для столкновения государства и Церкви, отец диакон разъяснил, что «если для общества семья - первичная ячейка общества, из которой все общество складывается, если не будет семьи, то и общества никакого не будет». По его словам, семья - это малая Церковь, в которую собраны верующие люди, и, по слову Спасителя, там, где "двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). «Поэтому Церковь всегда поддерживала и будет поддерживать ценность семьи. Принятие ювенальных законов по образцу тех стран, где они уже приняты - это отрицательная перспектива. Но у нас все может быть и по-другому, в зависимости от того, какая концепция прав человека возобладает при определении прав ребенка», - подчеркнул отец Михаил. При этом он сослался на православную концепцию прав человека.