На заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества 20 мая Президент России Дмитрий Медведев заявил, что необходимо создать новую российскую идентичность, которая объединила бы страну – иными словами, добиться, чтобы каждый ощущал себя, прежде всего, гражданином России, а уже потом – русским, татарином, евреем или кабардинцем, подобно тому, как гражданин США вне зависимости от происхождения ощущает себя, прежде всего американцем, сообщает Regions.Ru.
"Значительная часть людей, живущих на Кавказе, нуждается в полноценной интеграции в российский социум, - заявил он. - Нужно двигаться к созданию полноценной российской идентичности, которая бы включала в себя все наши народы. Если мы ее не сможем создать, то тогда судьба нашей страны очень печальна".
«Согласны ли вы, что российское общество нуждается в новой идентичности? Если да, то какие пути к ней вы видите, - что можно и нужно сделать для ее создания?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что современная идентичность должна строиться на основе той идентичности, которую люди имели в имперской России, когда учитывался и национальный, и религиозный характер разных групп, составлявших наше государство. «Тогда это называлось «верноподданничество». Это слово выражало лояльность по отношению к российской имперской власти независимо от национальности и религии», - пояснил он.
«Опыт Имперской России для нас очень важен. На мой взгляд, следует возродить институт губерний – деления страны не по национальному, а по территориальному принципу. Отождествление какой-либо территории по национальному признаку не всегда правильно по отношению к представителям иных национальных групп, живущих на данной территории. А как в Российской Империи оберегалась идентичность отдельно взятого народа – такого опыта не было даже в Британской Империи с ее идеей содружества. Уважение к национальным и религиозным особенностям проявлялось даже на уровне государственной геральдики (например, особый вид наград для мусульман, иудеев и буддистов)», - рассказал протоиерей.
«Я думаю, что в нашем прошлом мы можем обрести опыт созидания общенациональной или, точнее, наднациональной идеи, идеи преданности стране, такой патриотической идеи, которая действительно смогла бы объединить разные национальные и религиозные группы», - заключил он.
Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) поддерживает инициативу Президента Дмитрия Медведева. «Конечно, никакое общество не может существовать без ощущения принадлежности к единому организму страны. Такое самосознание формируется на протяжении многих веков, исходя из общего опыта истории и общих ценностей. Без этого здание государственности не может возводиться. И Россия не сможет существовать без такой идентичности», - подчеркнул отец игумен.
«Чтобы мы могли себя почувствовать гражданами одной страны, одного общества и совершать одно дело, сейчас необходимо прояснить и четко осознать, в чем состоит идентичность россиянина. Мы должны хорошо представлять, что нас объединяет в прошлом и совместно праздновать ключевые исторические даты. Мы должны осознавать те ценности, которые служат сплочению российского общества. И здесь я бы хотел подчеркнуть, что традиционные религии России осуществляют свой вклад в дело мира и взаимопонимания в нашей стране. На протяжении столетий представители Православия, ислама, иудаизма и буддизма живут вместе, поддерживая общественные устои и гарантируя единство и целостность России», - сказал отец Филипп. «Что же касается будущего нашей страны, то для того, чтобы иметь о нем представление, необходимо инициировать дискуссии с привлечением людей различных взглядов», - заключил он.
Священник Димитрий Лин, клирик Патриаршего подворья Высокопетровского монастыря в Москве, также видит нужду в идентичности, объединяющей всех граждан России. «Но страна наша большая, народностей в ней много, поэтому найти такое общее основание довольно сложно. Мне представляется, что необходимо обратить внимание на историю и те духовные ценности, которыми живут люди до сих пор. Да, за последние сто лет пройден путь от Российской Империи до Российской Федерации, но те духовные ценности, которые существовали еще в дореволюционной России, по существу с некоторыми вариациями были перенесены в Кодекс строителя коммунизма. Будем надеяться, что и сейчас они будут востребованы», - сказал он.
«Это и взаимопомощь, и любовь к ближнему, и жертвенность во имя Родины. Одним из основополагающих элементов должен стать межконфессиональный мир. В числе важнейших ценностей – любовь к труду и любовь к духовной жизни. Это особенно важно, потому что в наше время происходит очень сильная девальвация именно этих ценностей. Мы должны вспомнить, что живем не только ради «живота», т.е. материальных потребностей, но живем ради того, чтобы служить Богу и ближнему. Эта идея, как мне кажется, и должна быть определяющей», - перечислил священник.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, полагает, что идентичность и самосознание нельзя создать искусственно. «Процесс формирования их - в первую очередь естественный процесс. И процесс очень долгий, происходящий под влиянием множества факторов. А искусственная, общая для всех идентичность это, скорее, идентичность роботов», - сказал он.
«Наша Родина испытала колоссальные потрясения, грозившие полной утратой идентичности. Здесь и величайшие измены, и уничтожение собственного народа, и растаптывание личностного начала в человеке. Для возрождения идентичности потребуется немало времени. Жить мы должны не так, как писал Мандельштам - «под собою не чуя страны», а чувствуя справедливую – не продажную и не фиктивную родину – а Родину, которая любит своих граждан и называет их гражданами, а не «населением». Начать хотя бы с этого», - добавил священник.
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", разделяет мнение Президента России. «Нет никаких сомнений, что российское общество нуждается в новой идентичности», - сказал он.
По словам священника, «Президент России все очень четко подмечает в своем заявлении, говоря стопроцентную истину о необходимости новой идентичности». «Прежде чем понять, как создать эту идентичность, необходимо понять, как была утеряна идентичность, присущая российскому обществу еще в досоветское время. А это уже сравнительно несложный вопрос для трезвомыслящего человека: на протяжении всего советского времени разрушалась основа российской жизни – российская государственность, которая в дальнейшем ставилась на фундамент безбожия и отрицания основ человеческого бытия», - сказал отец Макарий. «Человек – это образ Божий, без Бога он не живет. А религия – это одно из основных проявлений человечности. Поэтому, раз на протяжении семидесяти лет разрушалось это начало, то разрушался и весь строй жизни», - заметил отец Макарий.
«Безусловно, нынешняя Российская Федерация не является единственной наследницей разрушений советской империи. Однако у других «стран-наследниц» отсутствует вопрос идентичности и осознания «кто я?». Это связано с тем, что над этими государствами помимо советской власти была еще и внешняя сила. Поэтому ликвидировав эту внешнюю силу, они остались теми, кем и должны были быть: чехи - чехами, поляки - поляками, армяне - армянами, литовцы – литовцами и так далее. А Россия, получается, сама на себя навалила эту «скорбь», не унаследовав свою идентичность», - отметил священник.
«Именно советское бытие и стало причиной разрушения идентичности российского общества. Поэтому мы должны прийти к покаянию: найти свои ошибки и исправить их. Только тогда можно будет говорить об общей идентичности для нашего общества», - заключил отец Макарий.